любимая новогодняя игрушка Егора — старинный поросенок. с праздником! (Наталья)
Проект «Эволюция» — очень большая и значимая для нас работа, в которой мы попытались отразить путь всех записей Гражданской Обороны и других проектов Егора Летова, от первых вариантов магнитоальбомов до подготовленного в 2000-е издания аудио-наследия.
Наконец результат кропотливого исследования получил своё воплощение на нашем сайте.
Издательство Bull Terrier Records представляет альбом «Гражданская Оборона» исполняет песни группы «Инструкция По Выживанию» на CD.
Слово «долгожданный» в наше время изрядно обесценилось. Так уже давно пишут о своих релизах артисты всех жанров, даже если это вообще их первая запись и долгожданной она является разве что для самих музыкантов и их близких родственников. В случае с изданием CD «Гражданская Оборона» исполняет песни группы «Инструкция По Выживанию» данное слово можно смело писать без кавычек — выход новой редакции диска на цифровом носителе действительно ждали очень давно и с огромным нетерпением. CD выходит 10 сентября, в день рождения Егора Летова, и это тоже очень важная деталь — в отличие от дня ухода из жизни, день рождения — дата светлая и радостная, в эти дни хорошо делать подарки, особенно такие долгожданные и красивые.
Этот альбом, записанный за несколько весенних дней 1990 года, стал последней работой «старой» «Гражданской Обороны» — вскоре после её завершения, 14 апреля 1990 года, был дан последний концерт «ГО», известный как «Последний концерт в Таллине». Сразу после этого группа (в том виде, в котором она существовала все предыдущие годы) была распущена, а сам Егор Летов занялся своим сольным студийным проектом «Егор и Опизденевшие». Прощальная, как тогда казалось ему самому, запись «Обороны» получилась совершенно потрясающей по энергии и мощи, неистовой, сбивающей с ног и до животного ужаса настоящей.
История «ГО» на этой записи, как известно, не закончилась, но тогда об этом никто еще не знал. Это был первый опыт создания Егором альбома «Обороны», целиком состоящего из чужих песен, — в данном случае изначальное авторство всех композиций принадлежит тюменской рок-формации «Инструкция По Выживанию». В дальнейшем слушатели не раз столкнутся с тем, как Летов, перепевая чужие песни, делает их «своими», крепко связывая в сознании слушателей тот материал, который он использовал, с собственными версиями: достаточно вспомнить «Туман» или альбом «Звездопад».
Сам Егор рассказывал об этом альбоме так:
«...Я редко в своей жизни пел с большим кайфом и освобождением. После практически каждого дубля срывался голос, и приходилось буквально ПРОЖИГАТЬ глотку каленым кипятком, чтобы приступить к следующему. После очередной записанной песенки следовало новое повторение весьма болезненной процедуры... Альбом получился на редкость живой и красочный, несмотря на то, что записывался вопиюще просто».
В записи, которая длилась с 31 марта по 4 апреля 1990 года на легендарной «ГрОб Records», принимали участие сам Егор Летов, Игорь «Джефф» Жевтун (один из основателей «ИПВ», постоянный участник «ГО» в те годы) и сооснователь «Обороны», ближайший соратник Егора Константин «Кузя Уо» Рябинов. Продюсером, как это всегда и было, являлся сам Егор, как никто другой умевший с помощью самых мизерных технических средств достигать максимального результата. В итоге эта запись на долгие годы заняла в альбомографии «ГО» важное и неотъемлемое место.
Данный альбом выходил на CD в начале 2000-х и давно уже стал коллекционной редкостью. Переиздание его в том или ином виде длительное время было невозможным из-за различных проблем. В какой-то момент Егор даже отказался от этой затеи — хотя оригинальные записи хранились в архивах «ГрОб Records», да и сам звук и мастеринг на первом издании оставляли желать лучшего. В 2013 году альбом был издан на виниле, тогда же было обещано выпустить его и на CD, но история этого переиздания затянулась на 3 с лишним года. Сейчас это, наконец, стало возможным, и альбом словно бы возвращается на свое законное место, причем в улучшенном и дополненном виде. Была проведена большая работа с реставрацией записей, их сведением и дополнительным мастерингом. Кроме того, диск дополнен семью студийными ауттейками — как с той же сессии, так и с последовавшей за ней сессии альбома «Прыг-Скок» «Егора и Опизденевших». В оформлении издания использована графика Георга Гросса, одного из любимейших художников Летова, как нельзя лучше иллюстрирующая те композиции, что звучат на записи.
Гражданская Оборона исполняет песни группы «Инструкция по Выживанию» (переиздание, 2016)
Гражданская Оборона исполняет песни группы «Инструкция по Выживанию» (переиздание, 2016, тестовый тираж)
Выргород продолжает переиздание альбомов Гражданской Обороны и Егора Летова. Готовы акустические альбомы «Вершки и корешки» и «Всё как у людей», а также альбом «Всё идёт по плану»:
«Проект возник под давлением окружающих (в первую очередь — Янки), дабы зафиксировать в акустическом исполнении то, что в то время я регулярно исполнял на домашних, квартирных концертах, в кругу друзей и знакомых, для себя самого и т. п. Причём зафиксировать максимально адекватно тому, как это должно быть сыграно и спето ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ. До этого на ГрОб Records не было записано ничего подобного вовсе (не считая мини- альбома Янки „Не положено“), я воспринимал своё творчество сугубо в электрическом, забойном варианте — в акустике же играл вынужденно, поэтому идея создать исключительно простой альбом под гитару, составленный из собственных, уже достаточно известных песен, притом что они должны иметь самостоятельное новое звучание и значение, не уступающее их электрическим версиям, — это было отчасти рискованно и уж точно занятно. Что-то вроде освоения новой территории.
Так получился двойник „Вершки и корешки“, записанный 16–17 и 19 сентября 1989 года во время пауз в работе над „Русским полем экспериментов“ и электрическими альбомами Янки „Ангедония“ и „Домой!“. Кое-где она помогала на подпевках, а также Кузьма — на электрогитаре.
Бонусами являются всевозможные демо-версии только что сочиненных песен, часто сырые и недоработанные, периода 1989–1990, ранее не издававшиеся. Альбом разбит на две самостоятельные части: собственно „Вершки и корешки“ и вторую — „Всё как у людей“.
Это — единственное на тот момент авторское воплощение акустической версии „Гражданской Обороны“, с которым я согласен полностью.»
«Новый цикл из трёх альбомов („Всё идёт по плану“, „Так закалялась сталь“ и „Боевой стимул“) родился после моего вынужденного полугодового скитания по стране по причине вновь начавшихся политических репрессий со стороны властей. Это случилось после нашего совместного с братьями Лищенко (группа „Адольф Гитлер“) скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале весной 1987 года. Почти все песни данного цикла написаны во время поездок по трассе в компании Янки. Под новый, 1988 год я на короткое время тайно вернулся в Омск (на пару недель). В результате материал был сыгран и записан мной единолично в предельно сжатые, сказочно-экстраординарные сроки — буквально за три отдельных дня в период с 12 по 22 января (в течение одного дня были записаны ударные, другого — басс и ритм-гитара плюс отдельные полтора дня — голос и соло одновременно).
Эта спешка несколько объясняет общее скверное качество звучания. Тем более что мне катастрофически не хватало свободной ленты и средств на её покупку. Буквально всё лишнее тут же стиралось и перезаписывалось заново. Зато запись получила определённые плюсы со стороны „живости“ и „непосредственности“.
В работе использовался самодельный воспроизводящий агрегат („читалка“), слегка поднимающий низы, записывающий магнитофон „Олимп-003“, советские узконаправленные микрофоны (длинные такие), басс „Орфей“ и электрогитара „Этерна“. Барабаны — те же, что использовались и ранее. Бонусами являются неиспользованные, „распевочные“, как правило, первые дубли.
В треке „Всё идёт по плану“ приняли участие случайно зашедшие в гости „Кузьма“ Рябинов и „Манагер“ Судаков. Их роль состояла в том, что в финальной части сего опуса, во время наступления общей музыкально-звуковой анархии, я нараспев читал свой ранний стих про панков, Манагер декламировал фрагменты из Платоновского „Котлована“, а Кузьма страшно матерился, скакал по комнате и стучал по полу различными предметами.»
Егор Летов.
Гражданская Оборона «Всё идёт по плану» (переиздание, 2016)
Егор Летов «Вершки и корешки» (переиздание, 2016)
Егор Летов «Всё как у людей» (переиздание, 2016)
«Который день мне пишут и спрашивают моего мнения о проекте, забыла даже, как называется, где программа создала тексты, якобы напоминающие летовские. Сначала не хотелось вообще ничего комментировать, потому что по большому счету оно того вообще не стоит. Но вопросы не прекращаются. Поэтому скажу пару слов.
Смешнее всего то, что машина подражает не Летову. Машина подражает подражателям Летова. Их было, мне кажется, сотни еще начиная с начала 90х годов, и их „творчество“ почти ничем не отличается от сочинений этой программы. Но даже самый примитивный подражатель сочиняет, имея что-то в виду, как бы это ни было смехотворно. Машина же считывает только формальные признаки егоровского стихосложения, она, как и часть поклонников Г.О., не способна понять логику и смысл его поэзии. Она просто генерирует набор слов и словосочетаний, используя те, что у него встречаются чаще всего, и бессмысленно составляет их. Разумеется, могут возникнуть забавные моменты, но под этим нет ничего, это пустышка, ноль, бесконечное ничто. И никакой поэзии машина создать не может и не сможет никогда. Ну а все остальное — „музыка“, „вокал“, „звучание“ — это просто курьез. И обсуждать тут абсолютно нечего».
Наталья Чумакова
Выргород представляет переиздание альбомов Гражданской Обороны «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» на CD.
Гражданская Оборона «Долгая Счастливая Жизнь» (переиздание, 2016)
Гражданская Оборона «Реанимация» (переиздание, 2016)
«Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» изначально задумывались как единый альбом, но постепенно разрослись до двойника, который потом Егор решил разделить на два разных альбома. Даже во время записи он не переставал писать новые песни, и поэтому несколько последних треков были записаны не с «живым» барабанщиком, который к этому времени уже уехал, а с драм-машиной. В их числе была ключевая для второго альбома, очень страшная и красивая «Реанимация», сочинённая прямо в палате для находящихся при смерти.
Вообще, эти альбомы были во многом иными, очень непохожими на предшествующие («Звездопад» с перепевками чужих песен не в счёт). Тому было множество причин. Во-первых, полностью сменился состав: из тех, кто раньше играл на студийных альбомах Г.О., в записи участвовал только Егор. До этого Саша Андрюшкин, Саня Чеснаков и я записывались с Егором только на «Звездопаде» и не сочиняли своих собственных партий. Во-вторых, специально для этой записи была куплена портостудия Роланд — многоканальник, который, как мы надеялись, станет компромиссом между записью на АДАТ, которую мы практиковали раньше, и компьютером, который я еще только осваивала. Это штука адски усложнила нам жизнь, мы ее сто тысяч раз прокляли за время записи. Всё это веселье длилось почти два года, но когда альбомы всё-таки вышли, для нас всех это было огромным счастьем, а для Егора — настоящей победой.
Произошло это спустя целых восемь лет после «Солнцеворота» и «Невыносимой лёгкости бытия», и сколько перемен случилось в егоровском мире за это время, даже говорить не стоит, здесь всё ясно без лишних слов.
Наталья Чумакова, февраль 2015
При покупке альбомов в интернет-магазине «Выргород» и в магазине «Новое Искусство» к изданиям прилагаются бонусы — CD-версии альбомов, подготовленные Егором для «упрощённых» изданий 2004 и 2005 годов с сокращённой длительностью некоторых треков.
Егор и Опизденевшие «Сто лет одиночества» (2LP, переиздание, 2016)
— Егор, а ты можешь выделить определенный контекст к альбому «Сто лет одиночества»?
— «Одиночество» — очень грустный альбом. Очень грустный и очень красивый.
— Он чем-то навеян?
— Он навеян смертью Янки, если в двух словах. После «Прыг-скока» у нас было состояние очень кризисное, то есть находились на такой грани... суицидальной, скажем так. И он начался сразу после «Прыг скока».
— То есть это не конец, а продолжение?
— Продолжение, да.
Егор Летов отвечает на вопросы на несостоявшемся концерте, 1993 г.
Когда умерла Янка, мы выпустили «Сто лет одиночества». Мы писали его полтора года и вообще тогда не выступали. Это был благодатный период, о котором я сейчас могу только мечтать. Я бы вообще концерты не давал. Играл бы один концерт в год, но так, чтобы это был настоящий праздник. Я хочу заниматься студийной деятельностью. Но с финансовой стороны не давать концерты очень сложно. Раньше было проще. За «Прыг Скок» я получил $25 тыс. Когда у тебя есть такие деньги, работать гораздо проще. Деньги дают художнику свободу. Тогда я думал только о творчестве. Мы не ездили на эти ужасные концерты, мы сидели и сочиняли с утра до вечера. «Сто лет одиночества» — свободная работа, на ней нет печати каких-то обязательств. Но когда я этот альбом выпустил, пришлось взять паузу. Тут многое наслоилось — кризис среднего возраста, стойкое ощущение надвигающейся старости, проблемы с выпивкой. Это тоже нужно было пройти.
Егор Летов, 2007
«Помни: если однажды меня не окажется вовсе в заповедной праведной тарелке твоего сновидения, — НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ НАСТИГЛИ МЕНЯ!»
После двойного релиза (тестовый и основной тиражи) CD Адольф Гитлер / Гражданская Оборона у издательства Bull Terrier Records оставался альтернативный вариант мастеринга записи. По итогам продолжительных внутрилейбловых обсуждений и споров было принято решение о выпуске третьей версии «Лебницы» / «Выступления на I Новосибирском Рок-фестивале»! В продажу интернет-магазина «Выргород» поступит всего 70 лакированных конвертов, внутри которых можно будет найти 2 постера (идентичных digipack-версии) и заводской диск (матрица BTR 004b) с иным аудио-материалом.
Завершающая часть издательской трилогии АГ / ГО уже в продаже!!!
Летовский семинар в Российском государственном гуманитарном университете
http://letov.org/
Тексты:
Долгая счастливая жизнь: Геннадий Шпаликов, Егор Летов, Борис Хлебников
Автор: Юрий Доманский
Опыт лингвистического анализа летовских текстов (на примере песни «Передозировка»).
Автор: Нина Валеева
Песни Егора Летова: текст и перформанс
Автор: Анатолий Корчинский
«Здорово и вечно» «Гражданской Обороны»: фраза, песня, альбом, фильм
Автор: Юрий Доманский
Массовая рецепция творчества Егора Летова в Youtube: фанвиды как форма борьбы за (контр)культурные значения
Автор: Андрей Павлов
Летов в социальных сетях
Автор: Егор Лавренчук
«Обязательная война» Егора Летова: историческая память, идеология, миф
Автор: Анатолий Корчинский
Егор Летов и политическое, или об идеологических миксерах
Автор: Артур Вафин
Смерть как граница в творчестве Егора Летова
Автор: Морева Юлия
Выргород завершает переиздание альбомов Коммунизма. Эта эпопея (почти что эпос) длилась без малого три года: с 22 апреля 2013 года по 12 апреля 2016 года. Спасибо всем причастным и неравнодушным, спасибо всем постояльцам «Выргорода»!
Коммунизм «Игра в самолётики под кроватью» (2CD, переиздание, 2016)
Егор Летов в сентябре 2007 года назвал «Игру в Самолётики...» самым важным альбомом Коммунизма после «Хроники пикирующего бомбардировщика». И пояснил: здесь удалось найти и воплотить то, чего в мире не делал ещё никогда и никто. И что на Западе подобные вещи появились значительно позже.
СВЕРХЗВУКОВЫЕ САМОЛЁТИКИ ЕГОРА,
Они в стратосфере.
Они везде.
Они прямо здесь.
Встречайте.
Издательство Bull Terrier Records представляет — АДОЛЬФ ГИТЛЕР — «ЛЕЧЕБНИЦА» (LIVE IN OMSK, 1986):
«Поздним летом 1986 года выпущенный из психиатрической лечебницы Егор Летов предложил Евгению и Олегу Лищенко свою помощь в качестве ударника при записи их тогдашнего проекта „Адольф Гитлер“. После кратковременных совместных репетиций был записан сборник песен под названием „Лечебница“. Программа задумывалась антифашистской и анти-гопнической. Идейным вдохновителем был Эжен (Евгений). Принципом написания песен стало доведение до откровенного и поражающего абсурда воззрений нацистской идеологии, в котором — словно в зеркале — отображалась бы другая идеология: зверство советского тоталитаризма».
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «ВЫСТУПЛЕНИЕ НА I НОВОСИБИРСКОМ РОК-ФЕСТИВАЛЕ», 1987:
«После первых отыгранных композиций «официальные лица», сидевшие в первых рядах, просто впали в состояние ступора. Сарказм песен был совершенно не понят жюри. Его члены были уверены, что видят перед собой на сцене, самых что ни на есть настоящих фашистов, призывающих молодёжь к идеалам, воспетым Геббельсом. Летовские же песни, включённые в выступление, поразили всех своим неистовым запалом, своей яростной антимилитаристской мощью. Зал, буквально, бесновался и сходил с ума. Но когда Егор стал в исступлении и с диким хохотом кричать на весь дворец культуры: «мне смешно на вас, страна дураков!», это было уже слишком. Аппаратуру отключили и группу фактически согнали со сцены. Так Советский Союз узнал о «Гражданской Обороне», а по стране пошло гулять выражение: «Панк рок существовал в СССР только 20 минут — во время выступления „Обороны“ в Новосибирске. Всё остальное — это уже пост-панк!».
Из книги «Простуженный проспект», 2014
До 16 апреля «Игра в Самолётики...» в продаже только на Выргороде и в магазине «Новое Искусство» (г. Москва, Петровский б-р, 21)