Выргород продолжает издание записей Янки Дягилевой на компакт-дисках. Свет увидел акустический альбом «Продано!», записанный в январе 1989 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде.
«...Записан в январе 1989-го у Фирика дома. Янка — вокал и акустическая гитара; я — электрогитара (да и то не везде). Запись предназначалась, как и мой вышеупомянутый альбомчик <„Русское поле эксперимента“>, для переправки во Францию и распространения там среди русской эмиграции, что с успехом и произошло...»
Егор Летов. «Оффициальная альбомография ГрОб-Records» (1990)
Ещё один «классический» альбом из небогатой прижизненной дискографии Янки. Организатором его записи выступил заведующий фонотекой Ленинградского рок-клуба Сергей Фирсов, к этому моменту начинавший исполнять функцию директора «Обороны» и, по транзитивности, «Великих Октябрей».
Месяцем ранее, в декабре 1988 года, Фирсовым уже был записан акустический альбом Летова «Русское поле эксперимента» — работа во многом знаковая: как бы впоследствии Егор ни открещивался от него, данный релиз зафиксировал для поклонников его во многом привычную квартирно-акустическую ипостась.
Сибиряки выдвинулись в условные «Европы» сразу после жарких концертов, прошедших в НЭТИ 7 и 8 января 1989 года: «ГО» и «ВО» планировали отыграть электричество на двухдневном мини-фестивале в ленинградском ТКЗ «Время». Кстати, о Европах: концерт был организован практически специально под съёмку, которую вели французские телевизионщики, ангажированные Жоэлем Бастенером (в недавнем прошлом парижским панком, а в недалёком будущем — атташе по культуре посольства Франции в СССР), который совместно со своей женой Натали Минц и её братом Николя налаживал в то время экспорт отечественного рок-материала во Францию: в число групп, которые они вытаскивали в Европу, входили «Кино», «Звуки Му» и «АукцЫон». Список этот предполагалось пополнить киевскими «Воплями Видоплясова», таллиннскими «Не Ждали» и ядерными сибиряками.
Дабы познакомить французскую публику с новыми именами, необходимы были записи. В активе у французов уже имелся сборник «Rocking Soviet», готовились к выпуску «Le dernier des héros» («Кино») и «Comment Je Suis Devenu Un Traître» («АукцЫон»), а в перспективе планировалось издать также пластинки Башлачёва, Летова и Янки — собственно, с прицелом на Volya Productions и Just’In Distribution вся эта акустика и записывалась. Проект, впрочем, обещал быть достаточно долгоиграющим: например, Янкин диск стоял в планах где-то на 1992 год. Подобная пролонгация была связана с нелинейным финансированием: на деньги, получаемые с фактурного и по французским меркам ликвидного Цоя, предполагалось паровозиком понемногу протаскивать и более колючие альтернативные фигуры... впрочем, автокатастрофа на шоссе «Слока — Талси» положила конец этим наполеоновским планам.
Но до этого было пока ещё далеко, а в середине января в квартире Фирсова на проспекте Суслова, 19, происходила запись Янкиного альбома.
Технология записи была проста до гениального: электретный стереомикрофон JVC M-201 подвешивался над кроватью, на которой сидела Янка с акустической гитарой, параллельно электрогитара Летова втыкалась в линейный вход магнитофона и всё микширование осуществлялось как на заре звукозаписи: исключительно позиционированием микрофона относительно источников звука — до тех пор, пока не удавалось поймать некий золотой баланс. Запись велась на катушечник AKAI GX-4000D, а с его линейного выхода на кассетную деку AIWA AD-WX909. Бобину Летов забрал с собой, а кассетный оригинал остался у Фирсова.
Результатом этой однодневной сессии стали 19 песен: программа, хорошо знакомая по альбому «Деклассированным элементам», плюс несколько сравнительно новых вещей: «Домой!», «Гори-гори ясно», «Reggae», «Крестом и нулём» и «Продано». Янка, находившаяся в тот момент, возможно, на пике своей формы (поскольку опыт музицирования был уже достаточный, а мрака по жизни было ещё не так много), пела широко и открыто — несмотря на то, что той слякотной питерской зимой хворала и неделю отлёживалась на вписке в пустующей ЖЭКовской квартире на углу Фонтанки и Малого Казачьего переулка, крайне удачно сосватанной сибирякам Александром «Папиком» Канаевым.
Некоторая же местами проступающая отстранённость вокала, судя по всему, является следствием многократных повторений материала: по воспоминаниям Андрея Машнина, присутствовавшего на записи, Егор требовал перепевать песни по нескольку раз, добиваясь нужного ему эффекта, что Янке, судя по всему, не слишком нравилось.
После отбора дублей и выстраивания порядка песен получившийся альбом был окрещён «Домой!» и в таком виде пошёл народ. Впоследствии, после записи одноимённого электрического релиза, тождество названий стало вызывать определённое неудобство, поэтому в 1995 году при первом официальном издании акустического альбома на Manchester Files, его имя было логично изменено на «Продано!»
Имеет смысл отдельно отметить, что при мастеринге для издания 1995 года специалисты студии Calipso Music ориентировались на актуальные для того времени тренды цифровой звукообработки, в результате чего альбом зазвучал, пожалуй, излишне аскетично и сухо. Поэтому при подготовке настоящего издания в качестве исходника была использована не матрица Manchester Files, а альтернативная копия оригинальной записи, что позволило добиться несколько более мягкого, насыщенного и гармоничного звучания, соответствующего вариантам, ходившим в магнитиздате.
Хотя магнитоальбом не имел официального оформления, на его обложке по устоявшейся уже традиции размещена каноническая фотография Валерия Федотова с концерта в ТКЗ «Время» 23 января 1989 года (то есть буквально через полторы недели после записи), а в качестве иллюстративного материала буклета и диджипака использованы фотографии Александра Митина и Олега Зотова, сделанные ими во время совместного квартирника Янки и Летова, состоявшегося 27 января 1989 года на улице Боровой у Ольги Тарнавской.
Я-Ха, 10–19 октября 2023
Разглядывая на экране это издание, вспомнил более подробно один момент.
29 января 1989 года. Ярославский вокзал. Несколько минут до отправления поезда, провожающих уже попросили покинуть вагон, но я, немного нервничая, жду пока Егор — по моей просьбе — составляет мелким убористым почерком дискографию своего воображаемого лейбла, расписывает её в подробностях с указанием года то ли записи, то ли выпуска, а кое-где в скобках и года планировавшейся, как оказалось впоследствии, записи с тогда мне малопонятными обозначениями LP, EP, mini-LP. На листочке из школьной тетрадки.
Дискография «ГрОб-Рекордс» на тот момент вся умещалась на одной страничке и заканчивалась записанными парой дней ранее акустическими альбомами «Русское Поле Эксперимента» и «Продано!» После названий стояло взятое в скобки «оффициальный bootleg». Что такое bootleg я узнал накануне — у Егора в тот приезд была с собой невесть каким образом попавшая к нему семидюймовка с концертной записью «Big Black» тогда ещё никому не известного Стива Альбини. Чёрно-белая, самодельная, отвратительного качества обложка наглядно иллюстрировала неофициальное происхождение семидюймовки. Чудовищное качество — по-видимому, сделанной на встроенный микрофон кассетника записи — не давало усомниться в очевидной криминальности происхождения звуконосителя. Да и жёсткое нойзовое изнасилование крафтверкской «Das Model» и ушей слушателя добавляло сомневающимся, чтоб мало не показалось. (Днём ранее на концерте в МАМИ примерно такой звук Егор и выстроил.) Соединение двух вроде бы взаимоисключающих понятий в «оффициальный bootleg» вызывало когнитивный диссонанс — да ещё с обозначением воображаемого винилового формата. Пластмассовый мир тогда ещё не то что не победил, ещё и песни этой я не слышал, и представить себе издание на виниле всё это вопиющее безобразие было невозможно.
Когда в девяностых Олег Грабко выпустил на Manchester Files СD/MC эти альбомы, выглядели издания весьма скромно. Хотя несколько раз и переиздавались с незначительными изменениями в полиграфии и накатке на корпус носителя. Бедновато. Как и должны были выглядеть бутлеги. Ну а теперь цикл замкнулся, как тогда в вагоне Егор написал.
Оффициальный бутлег. Вот он, на LP. Как Егор и обозначил тридцать пять лет назад.
Олег «Берт» Тарасов, июль 2024 г.
Компакт-диск издан в двух вариантах оформления: в классическом оформлении в стиле официальной Антологии Янки и в оформлении, повторяющим дизайн винила, изданного нами в апреле этого года.
Янка «Продано!» (первый вариант обложки)
Янка «Продано!» (второй вариант обложки)
Издательство Выргород продолжает издание альбомов первого проекта Егора Летова «Посев»:
Мы продолжаем выпускать «Посевы», пришёл черёд ещё двух относящихся к этому проекту катушек. Первая — с известным и единственным для этого проекта оформлением, то бишь корчащим рожи Олегом Ивановским. Это альбом «Сделай сам», о котором до этих пор мало что было известно доподлинно. Вот цитата из комментариев Егора Летова к альбому «Посев», касающихся этой записи:
«Последний альбом „Посева“ „Сделай Сам“ (в составе: Ивановский, я и Кузьма) был записан летом 1985-го, уже во время активного существования „Гражданской Обороны“. С тех пор группа под названием „Посев“ не воскресала ни в каком в виде.
Проект возник сначала просто как jam хороших друзей, которые давно не виделись и не играли вместе.
Олег Ивановский — акустическая гитара, иногда басс; Кузьма — басс, подпевки; я — голос, ударные.
Ивановский играл перебором, на акустической гитаре, что при наложении на панк давало невообразимый, какой-то крайне отстранённый, при этом обострённый, какой-то хищно-трагический созерцательный эффект, не знаю, как это словами описать. При этом были с ходу сочинены и записаны „Я бесполезен“, „Дети спят“, „Так далеко“ и другие. Как-то так получилось, что мы больше не встречались, как и с Андреем Бабенко, уехавшим с семьёй в Винницу. „Посев“ закончился. В принципе из „Сделай Сам“, особенно из манеры игры Ивановского — монотонной, изящной и основательной, которая была вне зависимости от того, в каком бы стиле ни играли все остальные, вышел весь последующий панк и пост-панк „Гражданской Обороны“, особенно 1988-89-е года».
Только недавно среди черновиков обнаружилась роспись этого альбома. Выяснился, например, такой удивительный факт, что первоначально он назывался «Сделайте сами» и был атрибутирован как «ALEX & ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА». Я тем не менее считаю, что нужно взять на вооружение последующее решение Егора и отнести его к «Посеву». Список песен и даты тоже взяты с этой росписи.
Теперь что касается второй катушки. Она подписана Егором как «Possev + Flirt», то есть на ней должен присутствовать Валерий Рожков, лидер группы «Флирт», игравший в то время на флейте. Известно, что весной 1985 года он приезжал в Омск и записал джэм с Егором и Кузьмой. Однако флейту слышно лишь на трех треках первой стороны, посему точно сказать, когда и кем (кроме Егора) записано все остальное, пока невозможно. Если кому-то что-нибудь об этом известно, буду рада любым сведениям.
Я, как обычно, старалась минимально вмешиваться в звучание, ограничиваясь реставрацией проблемных участков. Местами, впрочем, пленка была такой степени зажёванности, что невозможно ничего разобрать. Но для записи сорокалетней давности её состояние можно без преувеличения назвать превосходным.
Наталья Чумакова, май 2024 года
Выргород продолжает издание записей Янки Дягилевой на виниле. Свет увидел акустический альбом «Продано!», записанный в январе 1989 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде.
«...Записан в январе 1989-го у Фирика дома. Янка — вокал и акустическая гитара; я — электрогитара (да и то не везде). Запись предназначалась, как и мой вышеупомянутый альбомчик „Русское поле эксперимента“, для переправки во Францию и распространения там среди русской эмиграции, что с успехом и произошло...»
Егор Летов. «Оффициальная альбомография ГрОб-Records» (1990)
Альбом доступен на чёрном и белом виниле. Тираж белого винила ограничен.
Янка «Продано!» (LP)
Янка «Продано!» (LP, белый винил)
Янка «Продано!» (LP, тест-пресс)
Выргород представляет переиздание альбома Гражданской Обороны «Зачем снятся сны» на виниле. Альбом уже издавался на виниле в 2012 году, с тех пор он стал большой редкостью.
Только что появилось сообщение, что вы закончили запись нового альбома «Зачем cнятся cны». Как оцениваете результат и когда ждать релиза?
— Альбом расхваливать не буду, хотя и очень хочется. Могу лишь сказать, что во внутреннем пространстве творчества Гражданской Обороны это примерно то же, что «Forever Changes» у Love. Если в «ДСЖ» и «Реанимации» задуманное было воплощено на 200 процентов, то здесь на все 500. На данный момент — это максимальная реализация того, что я хотел сказать и сделать. Альбом посвящается светлой памяти Сида Барретта и Артура Ли — моим учителям, ушедшим из жизни этим летом.
Звуковой материал весь записан, осталось его свести и выпустить. Надеемся это сделать как можно скорее, желательно к Новому году как подарок всем Нашим.
Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 24.09.06
Альбом доступен на чёрном, фиолетовом и прозрачном виниле. Тираж изданий на фиолетовом и прозрачном виниле ограничен.
Гражданская Оборона «Зачем снятся сны» (2LP)
Гражданская Оборона «Зачем снятся сны» (2LP, фиолетовый винил)
Гражданская Оборона «Зачем снятся сны» (2LP, прозрачный винил)
Гражданская Оборона «Зачем снятся сны» (2LP, тест-пресс)
В архивах ГрОб Records нашлась песня «Само собой», которая входила в альбом Посева «Reggae, Punk & Rock’n’Roll», но не вошла на CD-издание этого альбома.
Недавно случился конфуз, который, к сожалению, не сразу удалось выявить и осознать. Трек «Само собой», который был заключительным на альбоме Посева «Reggae, Punk & Rock’n’Roll», был случайно согнан с плёнки отдельным треком и потерян среди прочих многочисленных оцифровок и переоцифровок. Благодаря бдительности и настойчивости некоторых слушателей он был найден. Но возник вопрос: что же теперь делать, ведь альбом уже издан? Издательство «Выргород» предложило выпустить его отдельным диском и бесплатно выдать нуждающимся, либо выслать приложением к будущему заказу. Я очень благодарна им за это решение и рада представить вам эту песню.
Наталья Чумакова, 09.02.2024
Мы издали песню Посева «Само собой» отдельным синглом, который теперь будем прикладывать к CD Посев «Reggae, Punk & Rock’n’Roll». Всем, кто приобрёл CD Посев «Reggae, Punk & Rock’n’Roll» ранее, сингл «Само собой» будет выслан вместе с очередным заказом.
Издательство Bull Terrier Records представляет:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «Live in San Francisco», 2LP, 2005 г.
Встречайте, первое официально изданное* выступление ГО из потрясающего тура по США!
Мы не стали отходить от традиций и выпустили новые винилы в трёх вариациях:
1. Основное издание — это 4-полосный гейтфолд с синей и красной пластинками, 2 вкладки, содержащие тексты песен, открытка и стикер.
2. Лимитированное дэлюкс-издание — это слипкейс, 4-полосный гейтфолд с прозрачно-голубой и прозрачно-синей пластинками, 2 вкладки, содержащие тексты песен, специальные конверты под винил, открытка и стикер. Тираж 80 экз.
3. Тест-пресс — это 2-панельный конверт из крафт-картона с двумя золотыми пластинками, вкладка и стикер. В продажу поступят считаные единицы данного товара!
В «офлайн» интервью на официальном сайте группы Егор Летов не раз с большой симпатией отзывался о США, а на вопрос где именно ему понравилось выступать большего всего ответил:
«В Сан-Франциско. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, нам пришлось играть 3 дня подряд, с перелетом и переездами, практически не отдыхая и не высыпаясь, что называется „не жрамши, не спамши“. А этот был первым, поэтому получился самым энергичным и раскрепощённым, и... счастливым, что ли, чему способствовала атмосфера, свойственная самому городу и вообще Калифорнии».
Вторит Егору и вдова музыканта Наталья Чумакова:
«Больше всего, конечно, нас порадовала Калифорния, где мы оказались первый раз. У нас было много времени поездить, погулять, мы много всего увидели, и это было совершенно благостное, чудесное время — запомнилось на всю жизнь».
Ещё одна цитата Летова о США:
«Америка огромнейшая страна и очень РАЗНАЯ. Как и везде, есть свои, есть чужие. Есть свои специфические проблемы, политические, национальные. Поездка произвела невероятное, фантастическое впечатление. Особенно Калифорния. Можно сказать, что мой мир в результате этого дико расширился географически и метафизически, и некоторое время впоследствии у меня ушло на врастание, вживание в него. Впечатлений самого разного характера столько, что сейчас это не уместить в маленький ответ на вопрос».
Также, Егор говорил, что любому художнику работать и жить было бы гораздо комфортнее в США или Израиле:
«Дело в том, что я не очень воинственный человек по своей природе. Мне гораздо приятнее что-нибудь создавать, ДЕЛАТЬ, вместо того, чтобы нападать или отбиваться. А наша действительность исторически такова, что здесь необходимо ВЫЖИВАТЬ со всеми вытекающими. И дело не в том, что известный ты или неизвестный (известность, как правило, только усугубляет ситуацию), а просто — ДРУГОЙ. Поэтому максимально комфортно на родине я чувствую себя в относительно безлюдных местах — в лесах, горах, полях и т. п.».
Приобрести основное издание (синий + красный винилы).
Приобрести Deluxe edition (прозрачно-голубой + прозрачно-синий винилы).
Приобрести Test press (2 золотых винила).
* — «Live in San Francisco» должен был увидеть свет ещё в середине лета, но по досадной ошибке эстонского винилового завода, «яблоки» основного и дэлюкс тиражей оказались перепутаны местами. Оставлять в таком виде было недопустимо, и мы приняли решение клеить поверх новые «яблоки» (стикеры) с верным артом на отечественном заводе. При детальном рассмотрении это заметно, но, как нам кажется, не критично. В любом случае, считаем своим долгом заранее предупредить о данном нюансе всех наших заказчиков. Надеемся, что небольшая «помарка» ничуть не испортит общего впечатления от изданий в подготовку которых было вложено так много сил и любви!
Издательство Выргород продолжает издание альбомов первого проекта Егора Летова «Посев»:
Два следующих альбома «Посева», который подготовили к выпуску мы с издательством «Выргород», — это REGGAE, PUNK & ROCK’N’ROLL и «СМЕРЧ».
Про первый из этих альбомов Егор писал в выходных данных сборника «История омского панка, часть 1» в марте 1985 года: «Композиции следующего и, пожалуй, самого удачного альбома POSSEV’а — REGGAE, PUNK & ROCK’N’ROLL практически оказались почти полностью законченными и отделанными в коммерческом отношении». Нужно сказать, что на тот момент он считал его последним и лучшим альбомом группы, поскольку «Гражданская Оборона» уже существовала почти полгода, а с «Посевом», как он думал, уже было покончено (что не помешало летом записать еще один, на этот раз действительно последний, альбом «Сделай сам!»).
И правда, в REGGAE, PUNK & ROCK’N’ROLL нет длинных импровизаций, песни вполне оформлены в жанровом отношении. Некоторые треки впоследствии стали известны уже на альбомах «Г.О.» — это в урезанном виде «Осенняя песня» и особенно «Мама, мама».
Что касается «Смерча», он составлен из двух, как выражался Егор, студийных out-take’ов , записанных летом 1984 года. Название ему я дала по тому же принципу — как Егор называл свои альбомы — по самой хитовой из этих шести песен (впоследствии также известной как «Рваные бусы»).
Точные даты записей неизвестны, но можно с уверенностью сказать, что «Смерч» (как и «Смерть в казарме») был сочинен в госпитале, где Егор до 3 июля проходил переосвидетельствование по поводу непригодности к воинской службе — соответственно, сессия состоялась после его выписки. Тем не менее, у катушки был вкладыш, который указывает на то, что часть записей сделаны в июне. Всё это время Егор сильно переживал, что его отправят служить, почему и родился этот мрачный «госпитальный» цикл (и стихи, написанные после получения повестки).
Как и раньше, я в обработке минимально затрагиваю звук, убирая только щелчки и провалы, неизбежные на записях этого времени.
Наталья Чумакова, 30.11.2023.
Посев «Reggae, Punk & Rock’n’Roll»
Сегодня, в День Рождения Егора Летова, издательство Выргород представляет очень важные и долгожданные издания!
История издания ранних записей Егора очень длинная, так что начну издалека.
В 2005 году мы с Егором принялись цифровать магнитофонные катушки, которые хранились в архиве «ГрОб Records». Занимались почти исключительно несведёнными записями, реставрировали, обрабатывали и сводили заново ранние альбомы Егора и «Гражданской Обороны», плюс оригиналы Янки. Это произошло благодаря тому, что издательство «Мистерия Звука» предложила издать наш бэк-каталог. Кстати, огромное им за это спасибо — кто знает, собрался бы Егор сделать это сам, без пинка. И вот, мы выудили на свет старенький «Олимп», Егор вооружился ватой и жидкостью для протирки механизмов, я собралась с духом и села за компьютер на долгие недели.
Среди множества катушек было несколько штук, которые Егор решил не цифровать. Это были «Посевы», несколько ранних вариантов сведённых альбомов «Обороны» и примкнувшая к ним «Инструкция по выживанию». Её Егор с проклятиями отверг, так как именно тогда в разгаре был конфликт с Ромычем, и нам даже пришлось выкинуть его песни из классического «Прыг-скока».
И вот наступило время, когда я осталась с этим архивом наедине. Почти всё оцифрованное было уже издано (какой кровью — даже описать сложно, несчастные старые пленки тянулись, скрипели, рвались, большинство записей были покрыты завалами, щелчками, заплёвами, некоторые их них невозможно было слушать без слёз). Я не знала, в каком состоянии оставшиеся оригиналы, и бросилась их спасать. И начала именно с «Посевов», ведь весь остальной материал так или иначе уже был известен, а эти записи я тогда даже не слышала.
Катушки, за малым исключением, не были подписаны. Где-то прямо на одной ленте моно перемежалось со стерео. Все записи сделаны поверх какого-нибудь классического рока, отчего и до сих пор находятся у меня в папках «Bob Marley», «Genesis» и прочая. Качество при этом казалось на первый взгляд не таким уж катастрофическим. Смущало лишь то, что Егор при жизни их издавать не собирался — говорил только о возможном сборнике. В раздумьях на эту тему я провела много лет.
Наконец, стало понятно, что пора уже что-то с этим решать. Я и решила — реставрировать всё подряд, а там видно будет.
Начала с двух альбомов, которые были подписаны и даже имели нечто вроде трек-листа, причём роспись была явно более позднего свойства и почему-то не включала одной песни. Это были «Всякие картинки» и «Дождь в казарме».
Господи, что за наказание. Никак не думала, что окажется ТАК сложно. На второй, восьмой и бесконечное количество последующих взглядов это оказалось сплошным несчастьем. Егор заразил меня перфекционизмом, и сделать абы как было совершенно невозможно. Ситуация усложнилась тем, что издатели настаивали на выпуске всего и сразу, поэтому два готовых альбома легли на полку. Дальше дело пошло только хуже: я бралась то за одну, то за другую оцифровку, и каждый раз в ужасе бросала. Как правило, уже на середине первого трека становилось понятно, что работать с этим чревато попаданием в клинику нервных расстройств. В тот момент на помощь пришел мой товарищ Сергей Сыров. Он максимально бережно перегнал заново все пленки в высоком разрешении и на лучшей технике. Теперь можно было приступать к делу заново. Но было потеряно много времени. Хорошо ли, плохо ли, но работе пошёл уже третий год.
Глядя на то, какими темпами движется эта история, я стала понимать, что до выхода всего массива целиком кто-то может и не дожить. Удалось общими усилиями уговорить ребят начать выпуск дисков по одному. Какие-то неочевидные препоны возникли с оформлением... Сейчас пишу это, и по-прежнему боюсь сглазить.
Теперь конкретно о первых выпускаемых альбомах.
«Всякие картинки» и «Дождь в казарме» находились на двух сторонах ленты «Тасма», была такая, жуткая, одна из самых дрянных в Союзе. Её отличительное свойство — отвратительный скрип, который появляется при проигрывании после нескольких лет хранения. И это при цене в восемь с лишним рублей! До этого там были записаны Bob Marley и Grateful Dead. В отличие от прочих, плёнка не поддалась повторной оцифровке, пришлось использовать первоначальную.
Сведения о записи пришлось собирать по крупицам. Опирались на разные источники, в основном на собственно егоровские описания данных опусов. Для некоторых треков названия пришлось изобретать. Я опиралась на то, что в тетрадях со стихами некоторые из циклов именовались «картинками» (например, «Предновогодние картинки»), да и само название альбома подтолкнуло называть так треки, составленные из нескольких стихов — по аналогии, например, с пронумерованными «Метаморфозами».
Егор явно колебался, как именно должна именоваться группа: встречаются написания «Посев», «Possev» и даже «The Possev» на одной из коробок. Мы решили взять два варианта для оформления. Есть и ещё забавный факт: до рождения «Гражданской Обороны» и, соответственно, «ГрОб Records» домашняя студия Егора носила имя «Maidan Records», что бы это ни значило.
Если бы мы тогда оцифровали эти записи вместе, Егор хоть что-то рассказал бы о них, и теперь было бы не так сложно разобраться. Пока что я продолжаю работу в надежде хоть когда-нибудь с ней расквитаться.
Наталья Чумакова, 08.09.2023.
Учитывая важность и уникальности альбомов Посева, мы решили издавать их в диджибуках.
Выргород представляет полное собрание альбомов Коммунизма в общей коробке. Тираж ограничен.
16 компакт-дисков (диджипаки с буклетами и без) в коробке 15×15×13 см из гофрированного картона. Репринт статьи «КОНЦЕПТУАЛИЗЬМ ВНУТРИ» из журнала Контр Культ Ур’а № 1, 1989 г. Диджипаки издания Выргорода 2013-2023 гг. CD «Лениниана» теперь в шестиполосном диджипаке.
Коробку + репринт статьи также можно приобрести отдельно.
Коммунизм «Полное собрание альбомов» (16 CD box)
Коммунизм «Коробка для собрания альбомов»
По многочисленным просьбам!
Одно из самых долгожданных для меломанов и коллекционеров переизданий!
Издательство Bull Terrier Records представляет проект Егора Летова, Романа Неумоева, Артура Струкова, Кирилла Рыбьякова и других легенд сибирского панк-рока — ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБОРОНЕ!
Основное издание — это аутентичный 27-трековый альбом с новыми реставрацией и мастерингом.
Лимитированное издание — это альтернативная аудиодорожка из архива ГрОб Records + интервью «Панки в своём кругу». Тираж 100 экземпляров.
«Это — курьёз. Промозглой осенью 1987-го сидели мы как-то раз в некоей душной и тошной камере какой-то Тюменской ПТУшной общаги, кажется, пили и заодно „от нехуй делать“ записывали на „Ростов“ свои песни. И было нас семеро — Ромыч (лидер ИПВ), Саша Ковязин (общий бассист), Юра „Шапа“ Шаповалов (лидер мифической группы, цветасто именуемой „Союз говённых человечков, или о чём подумала Индира Ганди перед смертью“, автор двух единственных песен этого превосходного коллектива), Артурка Струков (лидер „Культурной Революции“), я, Кирилл Рыбьяков (лидер групп „Аль Джихад аль Ислами“ и „Кооператив ништяк“) и некто Вова „Джаггер“ (ныне лидер группы „Главный гастроном“, а тогда — общий флейтист). И вот так вот сидя, мы попеременно и поочерёдно наигрывали свои дерзновенно-откровенные опусы под сочный аккомпанемент баса и гитары, душисто фузящей через советский перегруженный кассетник. В результате возник часовой бутлег, из которого я впоследствии и произвёл сорокаминутную выборку. Она, по-видимому, имеет некое ограниченное хождение, т.к. оригинал записи куда-то таинственно канул».
Егор Летов. «Оффициальная альбомография ГрОб-Records», 1990 г.
Издательство Bull Terrier Records представляет CD-версии двух культовых выступлений группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА 1988 года, ранее изданных нами на виниле!
Для CD-изданий вдовой Егора Летова Натальей Чумаковой был сделан специальный мастеринг, а трек-лист записи «На II Новосибирском Рок-фестивале» длиннее LP, так как содержит фрагмент песни «Человек человеку волк».
В качестве альтернативных ltd-изданий в этот раз представлены CD этих же концертов, но с иным звуком — более ранним виниловым мастерингом!
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «На II Новосибирском Рок-фестивале».
«...после первого рок-фестиваля в Новосибирске в 1987-м был пресс от КГБ, и мы думали, что ГО более из Омска не выпустят. Потому сильно удивились, когда нас позвали на второй фестиваль. Перестройка перевалила за Урал, спецслужбы растерялись, а подвижники музыки воспряли духом. Мы решили, что я буду играть на барабанах, но через пару недель стало ясно, что лучше мне быть шоуменом и бэк-вокалистом, а Егор будет петь, стоя за барабанами. Джон, понятно, на басе, а гитариста решили найти на месте, хотя уже была идея о Селиванове. Тотчас, на волне восторга, придумали „Punk’s not dead“, ибо панк жив, и надо биться. Большая часть песен была Егора, немного моих и Джона, одна от Женьки Лищенко и „Радостно на душе“ из КОММУНИЗМА, ибо она украсит любое действо. Перед выездом я выбрил виски, и получился необычный гребень, надел варёную пятнистую куртку и так щеголял в поезде и в городе. В Новосибе Селиванов согласился, но в итоге решил играть атонал — и времени мало, и чтоб не путаться в аккордах, да и понятно всё, но предложил сыграть „Красный марш“. Песня классная, пусть будет. И вот, распираемые азартом, аж искрясь, мы оказались на огромной сцене. В зале шум, а мы с ходу — во всю мощь. В какой-то момент, будто наступил шок — никто подобного не видел. Я сразу вошёл в раж и носился по сцене, как разъярённый бык. Ни смущения, ни стеснения, кроме выплеска. Это не столько чувства, а когда видишь, что нечто жутко-глобальное можно одолеть и вырваться. Свет бил в лицо, народ не особенно было видно, и это помогло ещё больше отстраниться от себя. Потом мы осознали, что это триумф, в смысле, что взяли вершину, и, что выступать надо на пределе, но без гордости. Если мы такие, то и на концерте так будет. И получилось. До ночи душа пела. Несколько лет спустя мы осознали, что это был знаковый концерт — то, что впервые пробивает навылет и остаётся вехой в роке...» — Олег «МАНАГЕР» Судаков.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «Анархия в НГУ».
В 1982-83 гг. Игорь (тогда ещё не Егор) Летов некоторое время жил в Красково у старшего брата Сергея, известного джазового саксофониста. В тот период Летов-младший участвовал в репетициях авангардно-джазового проекта ОРКЕСТР НЕЛЁГКОЙ МУЗЫКИ (ОНМ), основанного Сергеем Летовым и барабанщиком Михаилом Жуковым. Жуков, будучи преподавателем по классу ударных инструментов в джазовой студии «Москворечье», на том этапе в рамках ОНМ учил Летова-младшего играть на барабанах. В 2021 году, узнав от Жукова, уехавшего к тому времени в Германию, что тот никогда не слышал впоследствии игру Егора-барабанщика, я послал ему для оценки запись «Анархии в НГУ». И получил от него в ответ такое сообщение:
«Про Егора-барабанщика в контексте того, что в него вкладывал — в плане основ...
Для начала могу сказать, что одновременно петь и играть на барабанах — это в принципе довольно сложно. Надо держать ритм — не замедлять, — не ускорять. Надо давать энергию всей команде.
На данной записи Егор играет очень ровно — это раз! — и тащит всю команду за собой — это два! Особенно хорошо это слышно в быстрых вещах.
В принципе он играет впереди басиста. Некоторые барабанщики ползут за басистом или слушают солиста и играют за ним. У Егора в этом вопросе всё совершенно естественно, и игра барабанов впереди здесь абсолютно нормально ложится.
Следующий момент. Он заключается в том, что Егор, будучи в принципе по характеру тихим, спокойным человеком, за барабанами был довольно агрессивным и активным. То, что он давал при игре всплеск такой бешеной энергии, — это мне нравится!
То есть он выплёскивает всё, что есть, весь свой внутренний протест в музыке. Я сам был приверженцем экспрессивного стиля, стиля безумного барабанщика, когда непонятно, то ли человек сумасшедший, то ли нет. Если человек на сцене не ведёт себя энергично, не притягивает к себе внимание, не владеет залом, кому он нужен на сцене?
И ещё один момент. Когда Егор играет брейки, видно, что он не сильно занимался системой hand-to-hand — т.е. техникой одиночной игры руками. Но это видно только специалисту, а так — тот уровень, который у него был, вполне приличный для того, чтобы играть в такой, в общем-то, панк-роково-авангардной команде. Ну, а брейки играть какие-то особые, заниматься искусством драмминга в ситуации пения и игры на барабанах, невозможно. Что-то одно должно быть более важным — или вокал или барабаны...
Как делал это Егор (как барабанщик) — мне это нравится!»
Егор Летов в 1999 году в интервью «МК-бульвару»:
«Сейчас из основателей группы остался только я. Скоро будет новый состав: я на гитаре, Наташа, моя жена, на басе, она басистка из панк-группы новосибирской. На саксофоне мой старший брат Сергей и на ударных Миша Жуков — по-моему, это лучший барабанщик Союза, а может быть, и мира. И мы убиваем как бы одним выстрелом двух зайцев — у нас получится и авангард, и панк».
Но, как известно, дальнейшая история ГО сложилась несколько иначе... — Сергей Гурьев, июль 2022 г.
Издательство ВЫРГОРОД продолжает издание творческого наследия Янки Дягилевой на виниле.
Компиляция акустических записей «Крестовый ноль», изданная нами на CD в 2022 году, теперь доступна и на виниле. Эти записи сделаны в разные годы Валерием Рожковым в общежитии фирмы «Каскад». Издание включает в себя ранее не издававшуюся сессию 1989 года «Крестовый ноль».
Все записи скрупулёзно отреставрированы Евгением Гапеевым и имеют актуальный мастеринг.
В наличии издания на чёрном и зелёном виниле. При заказе винила в интернет-магазине Выргород покупатель получит издание, дополнительно укомплектованное тремя открытками.
Янка «Крестовый ноль» (LP)
Янка «Крестовый ноль» (LP, зелёный винил)