Егор Летов Апельсин. Акустика |
|
Лейбл: | Выргород |
Каталог#: | ВЫРГОРОД 080 |
Формат: | 2×CD, Концерт [6-полос. Digipak + Box, 32-стр. буклет] — тираж 990 экз. |
Страна: | Россия |
Релиз: | 2011.12.20 |
Егор Летов Апельсин. Акустика |
|
Лейбл: | Выргород |
Каталог#: | ВЫРГОРОД 080 |
Формат: | 2×CD, Концерт [6-полос. Digipak + Box, 32-стр. буклет] — тираж 990 экз. |
Страна: | Россия |
Релиз: | 2011.12.20 |
Треклист
Выходные данные
Продюсер: Егор Летов.
Записано 12 февраля 2006 года на концерте в клубе «Апельсин» (Москва).
Все песни, кроме * — Егор Летов.
Сведение — Егор Летов и Наталья Чумакова, ГрОб-студия, 2007 г.
Мастеринг — Н. Чумакова.
ЕГОР ЛЕТОВ — голос, гитара.
Фото — Наталья Чумакова, Сергей Попков, Максим Пионер.
Вёрстка — Сергей Кашковский.
Ретушь — Алексей Смирнов.
ГрОб Records, 2007.
Официальный сайт группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: www.gr-oborona.ru
© Егор Летов, 2006. © Колкер А.Н., 2010. © Рыжов К.И., 2010. © & ® ООО «Выргород», 2010.
Фонограмма предназначена для частного прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное исполнение и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены. Два музыкальных диска формата CD-Audio. Содержат музыкальную запись. Время звучания: CD1 — 58 минут 52 секунды, CD2 — 53 минуты 35 секунд. Не подлежит обязательной сертификации. Не подвергать механическому воздействию! Избегать попадания на компакт-диск прямых солнечных лучей и влаги! Изготовлено в России. Изготовитель: ООО «ПО ЕОД», 121354, Москва, ул. Дорогобужская, д. 14, лицензия ВАФ 77-303. Адрес для направления претензий: ООО «Выргород», 103104, Москва, Сытинский туп., д. 3а, стр. 2.
Выргород: www.wyrgorod.ru , ales@wyrgorod.ru , +7 (916) 365-60-00
Штрихкод: 4620004365910
CD матрица (CD 1): CDWYR-080-1
CD матрица (CD 2): CDWYR-080-2
SID код матриц: нет
SID код пресс-форм: нет
Текст на внутр. кольцах: ООО «ПО «Евро Оптикал Диск» Лицензия № ВАФ 77-303
Примечания
ЕГОР ЛЕТОВ — АКУСТИКА, «АПЕЛЬСИН», Москва, 12.02.2006 г.
Детский мир
Вслед за электрическим концертом «Гражданской Обороны» в клубе «Апельсин», вышедшем недавно на «Выргороде», пришло время увидеть свет и акустическому выступлению Егора Летова в том же зале. Оно так же состоялось в 2006 году, но несколько раньше, в феврале, и так же, как и электричество, было профессионально записано и отснято на видео.
Сведение звука было выполнено в 2007 году самим Егором и Натальей Чумаковой, и вот, спустя три года, дело дошло до издания аудиоверсии концерта. Это последняя акустика Летова в Москве, состоявшаяся, к тому же, после большого перерыва в сольных столичных выступлениях. Почти двухчасовый концерт, переполненный зал, безудержная публика, поющая хором и периодически ударяющаяся то в отчаянный слэм, то в небезопасный для себя и для исполнителя стейдждайвинг. Весьма необычное зрелище для акустики. Впрочем, то, что на сцене при этом был всего один человек с гитарой, вовсе не означало камерного выступления — достаточно вспомнить, кто этот человек, и какие песни он поёт.
Сам Егор говорил о своих сольных выступлениях: «Акустику я играю редко и неохотно, потому что акустика — это не электричество, когда мы делаем, что хотим и навязываем это залу, а это когда я максимально открыто пою под гитару свои любимые песни, как бы для самого себя и таких, же как я. А если перед сценой толпа целый час скандирует „Эй, брат любер“ и т.п., становится вообще непонятно, что я здесь делаю... В разных городах бывает по-разному. В Москве, например, в „Апельсине“ было превосходно. Несмотря на крайнюю переполненность зала. Играл там почти 2 часа и уходить не хотел».
В конце 1980-х годов, во времена первых гастролей, акустика часто была вещью вынужденной: квартирные концерты, когда не было возможности выступать в залах, или небольшие помещения, где полноценное выступление «Гражданской Обороны» по многим, в том числе, и организационным причинам, не представлялось возможным. Как и многое в истории «Г.О.» (на тех же ранних альбомах, когда всё делалось не совсем так, как хотелось, а «от возможного»), эти вынужденные действия давали совершенно неожиданный результат. Среди слушателей появлялась немалая прослойка, любящая именно акустику, в особенности из-за отсутствия дистанции, барьера между зрителем и исполнителем.
Лично Егору эти концерты часто не очень-то и нравились. На вопрос о параллели между квартирниками конца 1980-х и современной акустикой в клубах он отвечал: «Нет, никакой не нахожу, это совершенно разные вещи. Клубы — это концерты в полном смысле слова, просто в маленьких помещениях. Квартирники — это чёрт знает что. Это вроде как концерт, но нет обязательной разделяющей черты между исполнителем и публикой. Энергия улетает в никуда. Что-то из себя героически выжимаешь. Люди тоже на тебя пялятся в недоумении. Словом, одно мучение». В то же время, в разговорах о «Гражданской Обороне» неоднократно звучало: «Коллектив — это я сам».
К слову сказать, и акустики-то у Летова были весьма своеобразные. «Почему на акустических концертах вы играете на электрической гитаре? — Потому что всю жизнь играю на узких грифах, на широких пальцы попадают между струнами, выходит не очень казисто:) Вообще никогда не имел акустической гитары». Так, на знаменитом квартирном концерте в Харькове в феврале 1989 года, состоявшемся сразу после выступления «Гражданской Обороны» на фестивале «Рок против сталинизма» (какие же забавные были названия у фестивалей той поры) Янка и Саша Чернецкий играли на акустических гитарах, а Егор — на подключенной к домашним колонкам электрической.
Эпоха квартирников благополучно закончилась уже в 1990-м году, когда на концерт Летова и Янки в небольшую питерскую квартиру Елены и Владимира Филаретовых пришло почти две сотни панков. К счастью, тогда всё обошлось благополучно, без жертв, увечий и погрома жилища, но толпы зрителей, собирающихся вообще без какой-либо рекламы, исключительно благодаря слухам, наводили на невесёлые мысли об уместности подобного действа. К тому времени уже была распущена «Гражданская Оборона», а вскоре Егор и вовсе прекратил любую гастрольную деятельность, полностью сконцентрировавшись на студийной работе над альбомом «Сто Лет Одиночества». Новые времена, наставшие в 1990-х, и трёхлетняя пауза, взятая Летовым, только преумножили его и без того немаленькую популярность на просторах страны и за её пределами, так что надобность в квартирных выступлениях отпала сама собой. «Даёте ли вы сейчас квартирники, если да, то не хотите ли вы дать в Москве? — Нет, не даю, вообще не знаю, как это сейчас происходит. Раньше они происходили вынужденно по причине отсутствия официальной организации. Что такое квартирник теперь, я не знаю».
Но акустическая ипостась Егора не отошла в историю, просто после возвращения к концертам и гастролям в конце 1993 года акустики стали проходить в тех же больших залах, где играла «Гражданская Оборона». Причем часто эти выступления шли подряд — в один день Летов играл сольно, а на следующий — «Г.О.» в полном составе. Иногда и сами организаторы приглашали Егора именно с акустикой, не имея возможности сделать электрический концерт. В середине нулевых Летова иногда посещали мысли о записи альбома в формате «unplugged», к тому же, были предложения устроить подобный концерт в Москве. Этим затеям, как и многому другому, не суждено было сбыться. А вот большую сольную акустику, которых вообще не было в Москве два года — и как выяснилось в дальнейшем, последнюю — Егор с огромным удовольствием отыграл в феврале 2006 года, предварив ее словами: «Здравствуйте, друзья! У меня не было акустик уже в течение, наверное, двух лет. Поэтому постараюсь сыграть вообще всё, всё, что можно сыграть в акустике, всё, что помню, чего не помню, так что если я чего буду забывать — не обессудьте».
41 песня, почти двухчасовое выступление, как обычно — неистово и на износ, «Зоопарк» — как гимн «всех наших» и незапланированный, но очень уместный выход на бис с «Лоботомией» и «Туманом». А еще пара песен с «Солдатского сна» «Коммунизма», неожиданные акустические «Наши» в самом начале («Песни „Наши“ или „Дембельская“ вообще трудно представить без МНОГОЧИСЛЕННОГО состава, так как они сочинялись для единовременного исполнения большим числом соло-инструментов»), чередование старых и редко исполняемых вещей с хитами и композициями с последних альбомов. «Да, я до сих пор так и не научился как следует петь и играть на гитаре, как, допустим, Александр Борисович Градский. Мне это никогда и не нужно было! ... После разгона группы в 1985 оказался без музыкантов, Валерыч Рожков показал мне 4 основных аккорда, за что я ему благодарен пожизненно. На них до сих пор и играю, других не выучил. Как-то не возникло нужды». На самом деле, всё не так просто. Сольная акустика — это гитара и вокал. Игре на гитаре Егор не только научился сам, он выработал свою собственную, в чём-то уникальную и весьма занятную манеру звукоизвлечения. Ну и голос, который был таким не всегда, о чём опять же как-то не принято задумываться. Летов долго и методично разрабатывал его, превращая в отдельный инструмент. После этих практик вопрос о приглашении вокалиста в группу — а было когда-то и такое — уже никогда не вставал.
Акустика — как одна из простейших форм исповеди, она показывает истинную цену песни: без электрического обрамления песня остается голой. Живое слово, подкреплённое цепляющим гитарным «хуком» и точной гармонией — и конструкция работает даже без дополнительных инструментов, хит — он и в акустике хит. А хитов Егор насочинял за свою жизнь столько, что хватило бы на несколько выступлений с ни разу не повторяющимся сет-листом. «С точки зрения следа моего ИМЕНИ в истории, мне это совершенно без разницы. Гораздо больше интересуют последствия деятельности, на чём бы они не сказались. Так как они уже имеют место быть — я уже счастливый человек. Я надеюсь за те годы, которые мне отпущены, успеть как можно больше... Можно сказать, что существует некая „партия“ и весьма обширная, единственно достойная уважения и восхищения — „Психоделическая Партия России“))» Разношёрстный, лихой и весёлый электорат в «Апельсине» пару раз обрывал Летову гитарный шнур, но на темпе концерта эти секундные заминки никак не сказались. К тому же, в ответ на вопросы, заданные как раз после этой акустики, — какая аудитория на концертах ему по душе, Егор отвечал: «Живая! Самые ужасные концерты случаются, когда публика тупо стоит и молчит, что-то думает. В таких ситуациях сам начинаешь думать о том о сём, концерт получается говняный и бессмысленный».
В архивах ГрОб Records есть еще ждущие своего часа концертники «Обороны», записанные, а в некоторых случаях — и отснятые профессионально. К сожалению, совсем ранние записи в них почти отсутствуют: «В ранние периоды „Г.О.“ мы запрещали съемки, о чем теперь сильно жалеем, так как практически никаких видео- и аудиодокументов живых выступлений той эпохи не осталось. А концерты были просто фантастические». Тем ценнее для слушателей именно эта акустика, выходящая сначала в аудиоверсии, а впоследствии планирующаяся к выпуску и на DVD. В оффлайн-интервью с музыкантами «Гражданской Обороны», данном после скоропостижного ухода Егора из жизни в 2008 году, Наталья Чумакова говорила: «Всё, что может быть написано и выпущено „по горячим следам“ — не более чем спекуляция и желание нагреться на волне вот этого болезненного интереса». Спустя время, без неуместной спешки и суеты, дошло дело и до этих релизов. Перфекционистский подход к изданиям, скрупулезный и взвешенный, свойственный Летову, сохраняется и сейчас, когда посоветоваться с ним не представляется возможным. «Я только рад, когда всплывают из небытия всевозможные неизданные по тем или иным причинам артефакты... Я вообще по своей природе какой-то архивариус, мне всегда было больно, когда исчезают или прозябают некие важные, но не очень очевидные составляющие бытия».
Удивительный мир песен Егора Летова, «детский мир», в котором «наверное, вообще не надо будет умирать», остаётся живым, красочным и настоящим, устроенным единственно правильным образом. «Жизнь всё равно продолжится — смерти нет». Смерти нет — но есть долг: «Долг один: творчество! Причём это страшный долг! Творчество — это даже не долг, это вообще единственная идея, которая достойна рассматривания и сосредоточения. Ибо все остальные проявления какой-либо идейности — это проявления бездарности и глобальной бесплодности». Продолжается работа над подготовкой к изданию полной антологии проекта «Коммунизм», что для Егора являлось едва ли не важнейшим делом в последние годы — ничуть не менее важным, чем состоявшееся при жизни Летова переиздание дискографии «Гражданской Обороны». 15 сентября увидела свет новая версия альбома «Звездопад», в которую вошла последняя по времени запись «Гражданской Обороны» — песня «Зачем снятся сны». Рано или поздно дойдёт дело и до «Электрического Пса», кавера на одну из самых любимых песен Егора у «Аквариума» в исполнении «Гражданской Обороны». Ну а пока — «Акустика в „Апельсине“», еще один кусок жизни и сверкающего разноцветного праздника для тех, кто был на него приглашён, кто был рядом все эти годы.
«Если человек живой, так он всегда живой, а если мёртвый, то его уже не реанимируешь. К тому же кто-то же должен что-то делать! Никто ничего путного не делает и не создаёт! Я уже брал паузы по два года, по три, и что я вижу? Как ничего не было, так и нет. Как замолчал, так тишина и повисла и висит, и висит. Так полежишь, покуришь и опять себя смешить... Так как я родился здесь, то, наверное, тоже весьма неспроста. Значит, должен, поставлен здесь делать какие-то вещи. Как для всех, так и для себя».
Алексей Коблов, август-сентябрь 2010
Комментарии
Ограниченный тираж — 990 вручную пронумерованных копий.
Длительность трека «Солдатский сон» — 1:41 (a не 1:14, как указано).
По каким-то причинам вместо значка ℗ (символ права на фонограмму) стоит ® (зарегистрированный товарный знак).
И, хоть диск вышел лишь в 2011-м году, права относятся к 2010-му.
Ошибочно напечатан штрихкод от другого издания (конкретно от диска «Апельсин. Электричество»).
Комментарий издателей:
25.01.2012
— Вопрос к издателям: почему на акустическом апельсине Летова такой же штрих-код, как и на электрическом апельсине ГО? ждём новый исправленный вариант?)))) ..и год издания стоит 2010....
AVSm: ... макеты изданий делали два абсолютно разных человека... недосмотр, ага.
Исправленного варианта не будет. Напечатаем наклейки.
13.12.2011
20 декабря 2011 года выходит двойной концертный альбом
Егор Летов «Апельсин Акустика» (2 cd).
Тираж — 990 номерных экземпляров.
Ссылки
Релиз на discogs.com.
Релиз на Выргороде.