Гражданская Оборона Апельсин. Электричество |
|
Лейбл: | Выргород |
Каталог#: | ВЫРГОРОД 060 |
Формат: | 2×CD, Концерт [1-е издание: 6-полос. Digipak + Box, 24-стр. буклет] |
Страна: | Россия |
Релиз: | 2010.06.15 |
Гражданская Оборона Апельсин. Электричество |
|
Лейбл: | Выргород |
Каталог#: | ВЫРГОРОД 060 |
Формат: | 2×CD, Концерт [1-е издание: 6-полос. Digipak + Box, 24-стр. буклет] |
Страна: | Россия |
Релиз: | 2010.06.15 |
Треклист
CD 1 | ||
1-01 | Нечего Терять | 3:19 |
1-02 | Евангелие | 2:39 |
1-03 | Кого-то Ещё | 2:27 |
1-04 | Небо Как Кофе | 2:36 |
1-05 | Некрофилия | 2:10 |
1-06 | Привыкать | 3:10 |
1-07 | Попс | 2:18 |
1-08 | Сияние | 2:21 |
1-09 | Насрать На Моё Лицо | 3:07 |
1-10 | Долгая Счастливая Жизнь | 4:30 |
1-11 | Поздно | 2:39 |
1-12 | Офелия | 3:25 |
1-13 | «Система» | 2:38 |
1-14 | Любо * | 2:46 |
1-15 | Он Увидел Солнце | 2:36 |
1-16 | Реанимация | 3:58 |
1-17 | Мёртвые | 2:19 |
1-18 | Простор Открыт | 4:08 |
CD 2 | ||
2-01 | Собаки | 4:27 |
2-02 | Наваждение | 2:38 |
2-03 | Всё Как У Людей | 3:53 |
2-04 | Со Скоростью Мира | 2:26 |
2-05 | Про Дурачка | 4:38 |
2-06 | Тошнота | 2:27 |
2-07 | Самоотвод | 3:03 |
2-08 | Бери Шинель (Like A Rolling Stone) | 1:36 |
2-09 | Свобода | 2:29 |
2-10 | Моя Оборона | 2:26 |
2-11 | Винтовка — Это Праздник | 2:30 |
2-12 | Мышеловка |
1:33 |
2-13 | Зоопарк | 2:51 |
2-14 | Слава Психонавтам | 3:29 |
2-15 | Русское Поле Экспериментов | 12:02 |
2-16 | Песня Барсука | 3:27 |
Выходные данные
Продюсер: Егор Летов.
Записано 19 ноября 2006 года на концерте в клубе «Апельсин» (Москва).
Все песни — Егор Летов, кроме * — народные.
Пересведение и реставрация:
Е. Летов / Н. Чумакова / А. Чеснаков, 20 августа — 6 сентября 2007 г.
Мастеринг — Н. Чумакова.
Фото - А. Матюшкин, С. Беляков, С. Попков.
ПАВЕЛ ПЕРЕТОЛЧИН — ударные;
АЛЕКСАНДР ЧЕСНАКОВ — гитары, подпевки;
ЕГОР ЛЕТОВ — голос, гитары;
НАТАЛЬЯ ЧУМАКОВА — басс.
Отдельное спасибо от издателя: А. Очирову, А. Яковлеву, Н. Федотову, И. Кирьячковой, Я-Хе.
ГрОб-Records, 2007
Официальный сайт группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: www.gr-oborona.ru
© Гражданская Оборона, 2007. © & ℗ ООО «Выргород», 2010.
Фонограмма предназначена для частного прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное исполнение и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены. Музыкальные диски формата CD-Audio. Содержат музыкальную запись. Время звучания: CD 1 — 53 минуты 03 секунды, CD 2 — 55 минут 55 секунд. Не подлежит обязательной сертификации. Не подвергать механическому воздействию! Избегать попадания на компакт-диск прямых солнечных лучей и влаги! Изготовлено в России. Изготовитель: ООО «ПО ЕОД», 121354, Москва, ул. Дорогобужская, д. 14, лицензия ВАФ 77-303. Адрес для направления претензий: ООО «Выргород», 103104, Москва, Сытинский туп., д. 3а, стр. 2. Выргород: www.wyrgorod.ru , ales@wyrgorod.ru , +7-916-365-60-00.
Выргород: www.wyrgorod.ru , ales@wyrgorod.ru , +7-916-365-60-00.
Штрихкод: 4620004365910
CD матрица (CD 1): CDWYR-060-1
CD матрица (CD 2): CDWYR-060-2
SID код матриц: нет
SID код пресс-форм: нет
Текст на внутр. кольцах: ООО «ПО «Евро Оптикал Диск» Лицензия № ВАФ 77-303
Примечания
«Гражданская Оборона», клуб «Апельсин», Москва, 19 ноября 2006 года
Концерты «Гражданской Обороны» последнего периода, нулевых годов — это то, что можно и нужно было при любой возможности записывать и снимать. К счастью, такая возможность предоставлялась, и неоднократно. Группа находилась в прекрасной форме, на подъёме. Вместо захолустных подмосковных кинотеатров и прочих странноватых мест, где концерты больше напоминали военные действия, причём по обе стороны сцены, появилась возможность играть сначала в «Горбушке», легендарном московском ДК имени Горбунова, а потом и в других залах, вплоть до дворца спорта «Лужники». Лучшим из них по звуку был клуб «Апельсин», ныне уже не существующий. Парадоксально (как, впрочем, и многое в истории Егора Летова и «Гражданской Обороны»), но именно это заведение, по сути являвшееся дорогущим развлекательным центром, стало именно тем местом, где «Оборона» дала один из лучших концертов в своей новейшей истории. Почти двухчасовое выступление, с выходом на бис «в охотку», в прекрасном настроении как самих участников группы, так и разношерстной публики, было зафиксировано многоканальной записью и профессионально отснято на видео. В преддверии выхода DVD этого концерта «Выргород» принял решение выпустить его полную аудиоверсию, тоже вполне самоценную.
Психоделия здесь творилась полная, и, как нетрудно догадаться, вполне сознательная. Афиши со шрифтами и цветами в лучших традициях шестидесятых, футболки соответствующих расцветок на Егоре, Наталье и Саше Чеснакове, программа, включившая в себя премьерные исполнения двух песен с уже записанного, но тогда ещё не вышедшего альбома «Зачем снятся сны», композиции с первых «психоделических» записей Летова — «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества». Ну и апельсин — тоже ведь фрукт весьма весёленького цвета. Тот самый случай, когда всё совпало и случилось единственно правильным образом.
Группа появляется на сцене, Егор произносит «Всем привет, всем привет!» и уже привычную считалочку для звукорежиссеров «1-2-3-4» вместе с просьбой: «Можно голос поднять сразу в линию, очень плохо слышно». Первый удар по струнам гитары, и концерт начинается с «Нечего терять». Резво, сразу к делу — впрочем, как и было почти всегда. Гордая свеча погасла, новой так и не зажглось.
Бодрые и уверенные барабаны Павла Перетолчина, пришедшего в «Оборону» чуть больше года назад. Кстати, это первый официально издающийся аудиолайв с его участием. Различия в манере игры между ним и Александром Андрюшкиным, любившим изысканность и брейки, слышны сразу — Паша скорее крепко и отточено «заколачивает сваи», нежели демонстрирует технику. Впрочем, с техникой, как и с опытом, у Перетолчина тоже всё в порядке, просто звук ритм-секции при таком подходе стал более увесистым, «мясным», если можно так выразиться. «Евангелие», давно убыстрившееся в концертном варианте по сравнению с канонической студийной версией, сменяется старинным панк-номером — «Кого-то еще». Кто накажет круглое небо? Похоже, что это нехватка. Чередование энергичного и быстрого панка с более спокойными по темпу песнями, в данном случае — с гаражным психоделом, — проверенный и годами отработанный ГО метод, простой и действенный. Егор умел, что уж тут говорить, выстраивать концертную программу. Она получалась монолитной, но оставляла при этом место для импровизации и манёвра.
Инструментальное вступление «Небо как кофе», с плывущим звуком гитары, неуловимо напоминает искажённый вариант интро «Вижу, поднимается с колен моя Родина!», но это наваждение проходит, как только вступает голос. Ведь никто не возвратился оттуда. А вот красивый басовый перебор в «Привыкать» перекочевал на сцену прямиком из «Ста лет одиночества», песня во многом на нём и построена. «Некрофилия» и «Попс», я люблю умирать напоказ, и «Вырубите нахуй!». Вскоре наступает время для первого из заготовленных «Обороной» сюрпризов: «Мы недавно записали новый альбом, он ещё не вышел. Песня из него, её ещё никто не слышал. Песня называется „Сияние“». Сияние обрушится вниз, станет твоей судьбой. «Но в какую сторону не пойдёшь, всё равно любви не миновать» — или мне тогда показалось? Завораживающая колыбельная, спят зверьки и растения... Рифмуются, сменяя друг друга, «Насрать на моё лицо» и «Долгая счастливая жизнь». Мёртвый котенок и безнадёжно-обреченные стены отделения реанимации. От опыта придуманного, умозрительного, до совершенно конкретного, появившегося у самого Егора и тех, кто был рядом с ним. Каждому из нас.
Звучит очень личная «Офелия», одна из самых пронзительных песен Летова начала девяностых. Невозможно тут было не вспомнить о Янке, и это чувство посещало ещё не раз во время концерта. Вспомнить — но не говорить, все слова тут ни к чему, достаточно песен. Невидимый лифт на запредельный этаж и вертолёт без окон и дверей. «Военная народная песня» — «Любо». Болванкой в танк ударило, и лопнула броня. И группа вступает на последнем припеве — в следующей атаке обязательно сгорю. А он увидел солнце.
Ну а про песню «Реанимация» можно сказать, что её концертное исполнение всегда было едва ли не кульминацией концерта. В вышедшем недавно первом томе автографов Егора есть черновые наброски отдельных строчек, сделанные в реанимационной палате. Неторопливая, как кома, и скорбная, как большинство из того, что происходит там, где она и сочинена. Как говорил сам Егор про то, что он услышал от умирающего солдата на соседней койке, его агонию, слова и видения — «Шукшин отдыхает». Раненой собакой бредит командир... Фантастическая песня, причём в живом варианте звучавшая едва ли не мощнее, чем в студийном. И вдогонку — «Мёртвые»: не сеют, не поют, не умеют, не живут...
Ещё один из ключевых моментов именно этого выступления — «Простор открыт». Лихое и долгое психоделическое соло Чеснакова, впервые исполненное как раз в «Апельсине». Очередной «выход за флажки», до Китая пешком — всего-то полшага. Ну, и монументальная композиция «Собаки», с пробирающим до костей, до мурашек — взмывает в вечность за моим за окном непокорённая страна... Вот и думай теперь, кто ещё мог вот ТАК об этом спеть. Как и про доброго ослика, и многое, многое другое.
«Наваждение», сон наоборот. Запретите мне — я торчу на одном и том же. «Всё как у людей». Можно по-разному относиться к тому, что эти вещи давно уже поют везде, и по большому счёту не очень-то хорошо поют. Но придумать песни, мгновенно становящиеся народными, — многого стоит. «Со скоростью мира», тугие слоны, никто не говорил, что там будет легко. «Про дурачка». На видеозаписи видно, как очумевшие граждане, гуляющие вольным Мамаем по сцене, наступают гитаристу на примочку, и он матерится. Но уже ясно, что концерт идёт как надо, как и должно. Непокорный пульс, живые песни. «Тошнота», «Самоотвод», «Бери шинель», «Свобода», «Моя оборона», «Винтовка — это праздник», «Мышеловка». Маяковский видел сон, это знает моя свобода, граната от пояса — быстрее, ещё быстрее. Как садился ангел на плечо. Семена анархии дают буйный рост. Ширится, растёт психоделическая армия. Кому нужен ломтик июльского неба? Соль насыпана на ладонь. Мощная кода всей группы, чтобы уйти со сцены — и вернуться.
Выход на бис — «Зоопарк». Очередной гимн, один из главных. Мы уйдём из зоопарка. И вслед за этим — «Песня из нашего нового альбома. Посвящается психонавтам всех времён и народов. „Слава психонавтам!“». Новая наша Земля. Это наш химический дом для печальных жителей Земли. Привычная болезнь не вернуться назад. Выздоравливать отсюда. «Русское поле экспериментов» — «When the music over» и «The End» в одном флаконе, катарсис, композиция мучительно невыносимая и всё равно прекрасная. Духоборство. А снег всё идёт, и вечность пахнет нефтью, как это ни банально. Это значит — исчерпать терпение. «И последняя на сегодня наша песня — „Песня барсука“». Чудесное удивление и солнечная радость. Инструментальная вещь, красиво для финала, да и вообще красиво. Гитара как голос. Стена звука. Плывет гитарный звук, уходя в радость и вечность. А после её окончания — «Спасибо вам всем, спасибо!» (Егор). «До свиданья!» (Чеснаков). И произнесённые Наташей в микрофон очень трогательным голоском слова: «Спасибо, вы — лучшие».
Когда заходит разговор о концертах, записях, песнях и стихах Летова, становится решительно невозможно избежать прямых и косвенных цитат из его весьма обильного творчества. О Егоре, как уже неоднократно говорилось, можно вообще вещать посредством коллажа, одним из его собственных излюбленных методов — просто сплетя текст из многочисленных цитат и почти ничего не добавляя от себя лично. И самое интересное, что подобный подход нередко оказывается более действенным, нежели пока ещё зреющие комья воспоминаний и уже давно щедро расцветающие гроздья рассуждений. Документальность релиза концерта в «Апельсине», издаваемого целиком, без каких-либо купюр и сокращений, — это довольно смелое решение, но при этом не кажущееся теперь неуместным. Всё-таки «Гражданская Оборона» была великолепной концертной группой, что бы там Егор ни говорил о себе как о студийном человеке, которому больше по нраву копаться с записями. Формально этот концерт был приурочен к выпуску первого DVD в истории ГО — «ХХ лет. Концерт в ДК Горбунова 13.11.2004», ну а дата его проведения подсказывает, что группе как раз за полторы недели до «Апельсина» исполнилось 22 года. Остается лишь напомнить, что этот альбом выходит в год 25-летия «Гражданской Обороны». Первого юбилея, который приходится встречать без того, кто все это придумал.
Вместо эпилога
Егор Летов, из оффлайн-интервью для сайта «Гражданской Обороны», 25.01.08.
— Как насчёт годика через полтора сделать концерт «XXV лет „Гражданской Обороне“» или вообще большой концертный всемирный тур в честь юбилея? Ведь воскресений и праздников должно быть много!
— Обязательно будет что-нибудь такое. Праздники мы тоже любим — главное, чтобы повод был, а это повод отличный.
Алексей Коблов, ноябрь 2009
Версии
Ссылки
Релиз на discogs.com
Релиз на Выргороде