источник: | |
дата: | 2021.09.10; 2022.01.25; 2022.06.07; 2022.10.05; 2023.02.19; 2023.09.03 |
издание: | ГрОб-Хроники |
текст: | Тимур Базаров |
фото: | |
см. также: |
источник: | |
дата: | 2021.09.10; 2022.01.25; 2022.06.07; 2022.10.05; 2023.02.19; 2023.09.03 |
издание: | ГрОб-Хроники |
текст: | Тимур Базаров |
фото: | |
см. также: |
— К оформлению отношусь максимально серьёзно. Обложка — это чуть ли не половина альбома. Так как раньше сама ситуация с выпуском пластинок была немыслимой, то принципиально никак не оформлял. Реальное оформление имели только «Поганая молодёжь», «Оптимизм», «Посев» — «Сделай сам» и «Psychedelia Today». Когда возникла ситуация с реальным оформлением реально выходящих пластинок, у нас не возникло проблем, мы все художники с миллионом идей. Каждая обложка — это продолжение поэзии, ассоциации, образа. Я бы каждую отдельную пластинку выпускал с разной обложкой! Каждый раз есть миллион вариантов. Одним из важнейших компонентов окончательного выбора является определённый характерный для нашего сообщества юмор.
Как и следует из названия, этот материал будет посвящён оформлению музыкального наследия Егора Летова, а поскольку дисков очень много, то сразу и приступим.
Но перед тем, как рассматривать обложки, обратимся к логотипу ГрОб Records, к тому, без чего практически не мыслимо ни одно издание ГО.
Сам Егор Летов, отвечая на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны 26 июня 2005 года, рассказывал следующее: «Изначально это фотография, с которой сделан очень контрастный негатив, доведённый до графического эквивалента. Это фото из Освенцима, по-моему, бабушки и маленькой девочки в пальто, ведомых в газовую камеру. Вот этот силуэт — это и есть эта девочка в пальто. Мы с Кузьмой решили, что этот символ идеально являет то, чем мы занимаемся, то, что мы есть. Фотографию мы взяли из журнала „Новое время“». Кирилл Кувырдин: «Мной на целлулоидной плёнке бритвенным лезвием был нацарапан текст «ГрOб Records» и при совокуплении с давно отобранным Егором имиджем (девочка, идущая в печь) получился известный ныне товарный знак».
Фотография была сделана в лагере Аушвиц-Биркенау в мае или июне 1944 года. Автор: либо Эрнст Хофман, либо Бернхард Вальтер.
В этой статье представлены фото из альбома, который находится в израильском национальном мемориале Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем». Фотография в альбоме находится в разделе «Last Moments before the Gas Chambers».
Безусловно, было бы интересно найти непосредственно фотографию, о которой говорит Егор, — из журнала «Новое время». Если кто-то имеет возможность поделиться — будем очень благодарны.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
«Психоделия» — одна из тех редких записей, оформление к которой было создано ещё во времена, когда о выпуске дисков не было и речи. Альбом при жизни Егора не был издан; вышедшие в 2017-м компакты сделаны на основе оригинальных иллюстраций и коллажей, которыми была оформлена бобина. Ниже представлены и фотографии, которые были использованы для оригинальных художественных работ.
В выходных данных указано: «На лицевой стороне использована работа „Мы уйдём из зоопарка“ Константина Рябинова и Егора Летова». Наверное, следует отметить, что существует по крайней мере три разных варианта работы «Мы уйдём из зоопарка», и, кстати, все три используются в оформлении переизданий альбома. Видимо, самый ранний вариант (набросок) — тот, что на накатке диска.
UPD [22.01.2022]: Как это часто бывает, постфактум вспомнилось о существовании ещё двух вариантов рисунка, публиковавшихся в качестве иллюстраций к статьям о «Гражданской обороне» в ранних выпусках самиздатного омского журнала «АОР». Помимо этого, в фильме «Здорово и вечно» присутствует фотография катушки «История Омского Панку — том 2» с ещё одним вариантом рисунка. Возникает ощущение, что этот мотив был чем-то вроде «Мирного царства» для Хикса, о котором речь пойдёт далее.
С этим альбомом ассоциируется в первую очередь рисунок ежа у окна (авторство нигде не указано, но есть веские поводы считать, что работа непосредственно Егора Летова). Впоследствии лицевая обложка была заменена работой немецкого художника Бруно Эппле «Потоп».
Здесь используется фотография (автор: В. Кузьмин) из статьи «Каприз» из журнала «Здоровье» № 1 за 1967 год.
Фотография Анны Волковой, сделана дома у Егора, с кошкой среди игрушек на полке. На заднем плане — коллаж с «Прыг-скока». Примерно ту же обстановку можно увидеть и на фотографиях ГрОб Records 90-х годов.
Фрагмент картины Рафаэля «Мадонна в кресле» (Ок. 1513–1514).
Коллаж из иллюстрации «Сыры» к «Книге о вкусной и здоровой пище» (1952) и кадра из фильма «Арсенал» (1928) режиссёра Александра Довженко. Характерно, что в этом эпизоде Амвросий Бучма играет немецкого солдата под воздействием веселящего газа.
Егор рассказывает: «Что касается „Хорошо!“, то изначально в качестве титульной обложки была задумана некая чрезвычайно несусветная, немыслимая порнографическая картинка, изображающая женское влагалище во всех пышных и роскошных измерениях. Однажды в Питере случайно встретил Фирсова с Курёхиным и изложил им сию проблему. После чего мы отправились в самый крутой питерский секс-шоп, где долго и тщательно перебирали всевозможные журналы. В результате нашли единственное нечто подобное (но негритянского свойства), но всё равно не то. Кончилось тем, что вся проблема нивелировалась благодаря нашему законодательству, чему и соответствует надпись на обложке колесовского издания». Действительно, на хоровском издании значится «Внешняя часть оригинальной обложки не может быть воспроизведена по причинам морально-этического и юридического характера». Про внутреннюю часть речи не идёт, и характерный коллаж — внутри буклета. К сожалению, нам не известны ни герои, ни какие журналы были использованы, удаётся идентифицировать исключительно лишь фотопортрет Льва Толстого 1896 года.
Позже обложкой стал коллаж Сальвадора Дали «Феномен экстаза» (1933), который в какой-то степени перемигивается с коллажём Егора Летова.
В позднем издании использована картина из собрания Государственного Российского Дома народного творчества им. Поленова Стефании Базыленко «Кошка-мать спасает своего детёныша» (1997). С 2021-го картина находится во Всероссийском музее декоративного искусства. Пока мы искали работу в хорошем качестве, случайно обнаружили другой вариант, тоже потрясающий.
Про культовую фотографию Егора за колючей проволокой (без которой трудно представить этот альбом) автор Андрей Кудрявцев рассказывает: «За колючей проволокой его самый знаменитый снимок — это я его долго уговаривал встать за эту проволоку. Он отказывался, говорил: „Да ну, попса какая-то“, — „Да встань ты, я сделаю кадр для себя“. Он ради меня встал — в итоге это стало его лучшей фотографией».
Также в оформлении «Всё идёт по плану» используются:
«Три мёртвых американских солдата на берегу Буны». Скандальная фотография Джоржа Строка, сделанная либо 31 декабря 1942, либо 1-го или 2-го января 1943 во время битвы при Буна-Гона. Этот кадр был впервые опубликован в журнале «Life» 20 сентября 1943.
Откуда взята фотография с комментарием «Дорого стоила американцам высадка в Буне на побережье Новой Гвинеи», к сожалению, не известно.
Вообще, следует отметить, что многие фотографии, использованные в оформлении дисков ГО, в разные времена публиковались в журнале «Life». Скорее всего, у Егора не было доступа непосредственно к американским изданиям. И, опять же, скорее всего, у советских издателей и редакторов журналов и газет доступ к «Life» был.
На инлее хоровского диска и на накатке выргородского — одна из самых известных фотографий французского военного фотожурналиста Анри Юэ (Associated Press). Снимок сделан непосредственно во время боя с вьетконговцами в Центральных горах 30 января 1966 года; медик Томас Коул помогает раненому сержанту Харрисону Пеллу. Юэ сделал несколько кадров этого момента, но самым известным является именно этот, с Коулом, смотрящим вверх из-под повязки. Безусловно, популярность фотографии обеспечил журнал «Life», поместивший кадр на обложку 11 февраля 1966 года.
С фотографией с хоровского издания (довольная семья с кучей долларов в руках) всё оказалось очень сложно. Пока готовился материал, обнаружилось, что информации о снимке нет. Егор в одном из офлайнов говорил, что «фото из журнала „Америка“ 60-х или начала 70-х годов, из статьи о том, как можно хорошо вложить деньги». Но, к сожалению, поиск в интернете вообще никаких результатов не давал, да и, видимо, не мог дать. И вот какая-то то ли профессиональная деформация, то ли охотничья чуйка вывели на пресловутый «Life», в этот раз от 18 августа 1972 года, где в конце выпуска идёт небольшая статья о гаражной распродаже: семья Чака Эриксона за три дня заработала $442 (с учётом инфляции на 2021 год это, кстати, не так уж и мало — порядка $2,800). Автор снимков — известный спортивный фотограф Хайнц Клютмайер.
UPD [22.01.2022]: Уже после публикации статьи нам прислали сканы именно искомого журнала «Америка» за сентябрь 1970 года.
И ещё одна фотография, которая впервые появилась в дискографии ГО на звукорековских кассетах — «Охотник эвенк». Этот снимок известного советского фотографа Дмитрия Дебабова, сделанный в 1935-м, был опубликовано в журнале «Советское фото» (ноябрь 1980). Егор упоминает обнаруженную на городской свалке подписку «Советского фото» 80-х, откуда, собственно, и было взято изображение.
К сожалению, в журнале «Советское фото» нет никаких подробностей об охотнике. Возвращаясь в 1935-й на первой полосе газеты «Известия» от 18 июля опубликована вышеуказанная фотография с подписью «остяк Павел Толстых — лучший охотник-ударник Чёрного Острова». Позже мы наткнулись и на книгу Д. Дебабова и Эль-Регистана «Следопыты далёкого Севера» (1937), в которой колоритно описан герой фотографии: «Все охотники енисейской тайги знают зверолова-эвенка Павла Толстых. Павел Толстых отважен, силён и неутомим. Он читает следы каждого зверя так, как мы с вами читаем открытую книгу. Вот встретил он чей-то след; хоть он и запорошён снегом, но Павел Толстых сразу видит, что это лисий след. Лиса пробежала здесь пять-шесть часов назад. Это была чернобурая лиса. Её мех во много раз дороже меха обычной рыжей лисы. Зоркий глаз Павла Толстых на высохшем сучке, торчащем из-под снега, заметил чёрно-серебристый волосок. Следы указывают на юг, но лиса свернула на восток. Лиса хитрила. Лиса юлила. Лиса путала след. Но Павла Толстых лиса не обманет — он её все равно выследит.
Рассказывая о своих охотничьих подвигах, Павел Толстых улыбается. Он почти не выпускает изо рта любимую трубку. Трубку эту он сам выточил из мамонтовой кости, найденной на берегу реки Подкаменной Тунгуски. Кость мамонта, давно вымершего животного, найти в этих местах нетрудно, надо знать только, где её искать. Она чаще всего попадается на берегах рек, размываемых вешними водами. Берега обваливаются, обнажая бивень мамонта, который тысячи лет пролежал в земле, ожидая, пока искусные руки зверолова-эвенка не выточат из него голову для трубки или рукоятку для ножа. У Павла Толстых на поясе висит нож. На костяной рукоятке его охотничьего ножа 38 зарубок. Как только Павел убьёт медведя, он сейчас же делает зарубку на рукоятке ножа. Так он ведёт счёт медвежьих смертей. Вся тайга зовёт Павла Толстых — „Пашка Медвежья Смерть“».
На позднем издании альбома — картина «Ночь» (1918–1919) одного из любимых Егором экспрессионистов и представителя «дегенеративного искусства» Макса Бекманна. Ранее Егор уже использовал эту работу при оформлении хоровского альбома «Игра в самолётики под кроватью», о котором речь пойдёт ниже.
Наверное, сюда же стоит добавить и две другие неуказанные фотографии, использованные в оформлении винилового сборника «ВИПП».
Это фото 1929 года сестёр-близнецов Роу, танцовщиц из мюзик-холла «Казино де Пари», автор — Жак-Анри Лартиг.
И вторая фотография — немецкие военнопленные, захваченные Красной Армией в Сталинграде. Фотографию редко датируют, но судя по тому, что этот снимок появляется уже 5 января 1943-го в французской газете «Le Courrier De L’air», фото сделано либо в конце 1942-го, либо в самые первые дни 1943-го. Автор фотографии не известен. Что касается ГО, то фотография впоследствии перекочевала в оформление альбома «Армагеддон-попс», о котором речь пойдёт позже.
В оформлении используются 3 фотографии из поздних номеров журнала «Советское фото»: «Случай на улице» Валерия Христофорова (№ 9, 1989); фото Олега Смирнова к статье «Никто не создан для войны» (как автор описывает кадр «первые дни мира для тех, кто только что вернулся [из Афганистана]») (№ 10, 1990) и фотография Н. Ушакова из Кургана «Дефицит» (№ 7, 1989).
На переизданиях уже фото Андре-Адольфа-Эжена Дисдери «Мёртвые коммунары» (1871). Удивительно, но в сети находится файл, который и был использован Егором при оформлении, это скан разворота книги: левая страница (до сгиба) пошла на обложку, правая — на внутреннюю створку.
Если в «ТЗС» фотографии позднесоветского периода, то тут — архивные фотографии 20–30-х годов.
Первая фотография — из журнала «Советское фото» № 12 за июнь 1929 в разделе «Чего не следовало снимать для антиалкогольного конкурса» — «Напился», автор Н. Альбицкий (Якимовка).
Следом — фотография «Руки бойца», вновь из «Советского фото» (№ 22, 1929). В журнале представлена серия работ Аркадия Шайхета «Руки» со следующим текстом: «Руки ремесленника, токаря, скульптора и рядом — „У маникюрши“ руки холёные, не способные к труду, к напряжению (почти, наверное, руки паразита), руки, которые не создают, а только расточают. Окровавленные „Руки бойца“, совершающего жестокую, но необходимую работу, как-то особенно подчёркивают паразитизм „наманикюренных“ рук».
Ещё используется фотография «Тракторист зерносовхоза № 112 имени Кирова Ф. Ф. Польшин на бороновании зяби в противогазе», именно такое описание идёт в журнале «Вестник противовоздушной обороны» (№ 6, 1937). В сети также можно найти скан страницы какого-то периодического издания с этой же фотографией с подписью «Тракторист в противогазе. — Побеждая природу, он не забывает и о другом противнике, который злее, чем засуха, и вреднее, чем ржа». Было бы здорово узнать, и что это за противник, и вообще чуть больше подробностей об этой фотографии.
Также в оформлении используется изображение с силуэтами шимпанзе, перепончатых лап и ещё какого-то зверя. Нам, к мучительному сожалению, до сих пор не удалось идентифицировать рисунок. Возможно, это иллюстрация из какого-то научного журнала, возможно — фотография, обработанная по принципу логотипа ГрОб Records. Кто знает?
С оформлением «Тошноты» могло бы показаться, что никаких сложностей нет — графические работы Питера Брейгеля. Но есть маленький нюанс: поскольку по рисункам Брейгеля изготовлялись гравюры, и очевидно, что их было создано множество копий, сложность возникает именно с идентификацией вариантов, использованных на диске ГО. Итак, в нашем случае дело обстоит следующим образом:
— «Пчеловоды» (1568) — рисунок, хранящийся в Берлинском гравюрном кабинете;
— «Лето» (1556) — рисунок, хранящийся в Гамбургском кунстхалле;
— «Большие рыбы пожирают маленьких» (1556) — рисунок, хранящийся в Венской Альбертине.
В переиздании — картина ещё одного экспрессиониста и представителя «дегенеративного искусства» Людвига Мейднера «Я и город» (1913).
В выходных данных к хоровскому изданию Егор пишет: «На лицевой стороне обложки — работа безымянного художника „Повесился в Австралии“ с выставки произведений пациентов психиатрических клиник „Мы тоже творим“, Москва, центр „Милосердие“, 1990 год.
В оформлении использованы картины аборигенов из Австралии».
Картина «Повесился в Австралии» находится в Московском музее творчества аутсайдеров, где Егор, возможно, и был, но с большей долей вероятности о работе ему стало известно из книги «Фрейд. Новые иллюстрации» (1991). Книга выпущена как раз центром реабилитации «Милосердие» по материалам выставки «Мы тоже творим».
А вот с картинами аборигенов из Австралии беда полная. Не удалось найти ни одной... Help!
На обложке выпущенного ХОРом диска коллаж: к знаменитой фотографии Ивана Шагина, сделанной в 1943 году на Курской дуге, добавлена кисть руки с выставленным большим пальцем.
На обложке переиздания — ещё один классик немецкого экспрессионизма — Отто Дикс с картинкой «Lichtsignale» (1917). Об отношении Егора к этому художнику говорит хотя бы то, что его работами оформлены три других альбома ГрОб records.
Помимо названых выше, в «Войне» используется ещё одна фотография, впервые появившаяся на одноимённом сборнике BSA. Фотография Дмитрия Чернова, сделанная в августе 1941 г. Первую публикацию мы обнаружили в газете «Чкаловская коммуна» от 7 сентября 1941 г. с описанием «С каждым днём в тылу врага всё шире развёртывается партизанское движение. Партизаны села Н. учатся разить врага. Справа — председатель сельского Совета комсомолка-партизанка тов. Н.». Эту же комсомолку-партизанку можно увидеть и на другой фотографии.
Классическая обложка — фотография Андрея Кудрявцева, с видом на мост теплотрассы через реку Омь, рядом с Октябрьским мостом. Фотография сделана с возвышения, предположительно с того самого Октябрьского моста. Помимо этой фотографии в оформлении используется и другая — территория трикотажной фабрики с трубой котельной, которая находится как раз с другой стороны того же моста и, видимо, сделана во время той же фотосессии. (Спасибо Елене Латыповой и сообществу Inside OWSK за помощь в идентификации мест).
На переиздании альбома на «Мистерии» были использованы работы Ханса Рудольфа Гигера (от которых впоследствии пришлось отказаться по правовым причинам). На обложке — картина «Landscape XXIX» (1974), внутри диджипака — картина «Biomechanoid» (1975) и фотография фрагмента скульптуры «Baby Wall» (1996) (к сожалению нам не удаётся найти в хорошем качестве варианта именно этой скульптуры: в сети много снимков «стены» из бара в Швейцарии, но это не та же работа, что и на диске «Здорово и вечно»), на диске — деревянная скульптура с грибами, условно называющаяся «Mushroom Babies» (1994) (и вновь было бы очень хорошо найти эту работу в достойном качестве, а не в таком, как тут). И вообще, касательно всех этих работ — вероятно, Егор при оформлении альбома пользовался доступной ему книгой с работами, и вот определить эту книгу было бы тоже очень радостно.
На обложке фотография, как и на «Войне», с Курской дуги: «Немецкий солдат у разбитой 150-мм пехотной пушки sIG 33». Авторство вызывает сомнения, но с большой долей вероятности фотограф — Виктор Кинеловский. Есть несколько снимков с разных ракурсов, а также заключительный, только с пушкой и убитым бойцом.
Ещё в оформлении используются две фотографии: первая — с немецкими военнопленными, о которой мы уже говорили на альбоме «Всё идёт по плану», и вторая — «Печь, в которой сжигали заключённых в лагере смерти „Штутгоф“», фото Марка Маркова-Гринберга.
Андрей Кудрявцев рассказывает: «Мы время от времени делали вылазки из Чкаловского посёлка в близлежащий лесок и снимали там. К одной из вылазок приехали ребята: Джефф, Яна — они-то не из Омска. Кто был четвёртый, точно не помню, Олег „Манагер“ Судаков, по-моему. Он друг Егора, в альбоме он не участвовал, только в съёмке.
И мы пошли просто поснимать. Это был конец октября либо ноябрь, день или даже ближе к вечеру. Нашли горку с берёзами, был лёгкий снежок. Я предложил им побегать по горке вверх-вниз. Сделали десятка два-три кадров — я ловил их в разных фазах движения. Так получилась эта обложка. Я даже не помню, конкретно ли эта фотография делалась под „Русское поле экспериментов“, или мы просто бегали. Знаю, что потом, когда эту фотографию сделали, я говорю: „Егор, смотри, как идеально под „Русское поле экспериментов“ подходит“. Он говорит: „О, да, круто“. И в итоге это стало обложкой.»
К вышесказанному хочется добавить, что в изданных альбомах используются 6 фотографий из этой сессии. Был бы настоящий праздник увидеть и остальные из «сделанных двух-трёх десятков кадров».
В оформлении этого альбома исключительно работы немецкого художника Георга Гросса (вместе с вышеназванными Бекманом, Диксом, Мейднером — представитель «дегенеративного искусства»). На первом, хоровском, издании использовалась исключительно графика, на поздних изданиях добавилась и живопись. Работ очень много, ниже список. К сожалению, не удаётся определить рисунок на накатке хоровского диска, если кто-то в курсе — будем благодарны.
— «Blutiger Karneval», 1915–1916;
— «Krawall der Irren», 1915;
— «Wir treten zum Beten vor Gott den Gerechten!», 1921;
— «Dr. Benn’s Nachtcafé», 1918;
— «The Funeral (Dedicated to Oskar Panizza)», 1917–1918;
— «The Grey Man Dances», 1949;
— «Rider of the Apocalypse (I was always present)», 1942;
— «Selbstmörder», 1918;
— «Franz Jung gewidmet», 1917;
— «Rückkehr geordneter Zustände», 1920;
— «Die vollendete Demokratie», 1919;
— «...diese Kriegsverletzten wachsen sich nachgerade zur Landplage aus!», 1920;
— «Lustmord in der Ackerstraße», 1916;
— «Traum», 1917;
— «Des Ende», 1917;
— «Nachts», 1917;
— «Friedvolle Rheinlandschaft», 1915–1916;
— «Die drei Soldaten», 1932;
— «Überfall»;
— «Picknick», 1932;
— «Selbstporträt», 1917;
— «Explosion», 1917;
— «Metropolis», 1917;
— «Selbstmörder», 1916;
— «Twilight», 1922;
— «Whisky», 1917;
— «A Little Love Song — Ein kleines Liebeslied», 1928;
— «Eheszene», 1915.
Это одно из первых серьёзных изданий «ГО», и ощущается, с каким трепетом и ответственностью Егор и Кузьма отнеслись к оформлению. Самое яркое описание этого издания, безусловно, дал Кузьма в своём легендарном видео-интервью Фирсову. Ценнейшими воспоминаниями делится и «исполнительный продюсер и ответственный квартиросъёмщик» Кирилл Кувырдин: «Оформление „Попса“ плотно обсуждалось ещё в Москве. Егору нравилась моя графика, и предполагалось, что рамочки и картуши для титулов и разворота будут доверены мне. Но Егор, человек стремительный и не любящий ждать, сделал всё сам. Мне остаётся радоваться тому, что он использовал отчасти мою манеру и вклеил в один из картушей мою физиономию. В Москве, перед самым отъездом Егора и Ко в Омск, мы отправились в студию к Вове Васильеву снимать первый коллаж на широкую плёнку. Вова работал штатным фотографом в „Интуристе“, в рекламном подразделении, и в его ведении находилась роскошная по тем временам студия. Поскольку мы были озабочены поисками всякой макулатуры, то, оказавшись у Вовы, немедленно прочесали все углы и урны на предмет бракованных фоток, рекламных проспектов и прочего. Вова поинтересовался розысками и сказал, что незадолго до нашего прихода выкинул большой мешок всякого брака в мусорный бак на улице. Вот там-то и была найдена мной фотография безымянной бабушки! Я ей так обрадовался, что даже остальные обрезки бросил (потом подобрали всё подчистую) и побежал в студию показывать Егору с Кузьмой. Фотка немедленно и единогласно была утверждена на титул „Попса“. Вова рассказал, что накануне отснял чуть ли не сотню ветеранов своей, кажется, организации, и это фотка одной из них. Ни имени, ни фамилии он не знал...»
Всего лишь предположение, но зная о сильнейшей любви Егора к Butthole Surfers нельзя не вспомнить и об обложке их ранней пластинки «Cream Corn from the Socket of Davis».
В феврале 2008-го, после смерти Егора, Андрей Фефелов (редактор газеты «Завтра», сын Александра Проханова) писал: «Где-то в середине 90-х Летов попросил выслать ему в Омск рисунок со знаменосцем, рассекающим шеренги карателей. Этот мой графический лубок позднее стал обложкой альбома „Гражданской обороны“ „Солнцеворот“». Сам Егор ещё в 1997-м комментировал восторженно: «„Солнцеворот“, там обложка просто роскошная. Это — прямое руководство к действию».
Пересведённый альбом, вышедший под названием «Лунный переворот», вышел и с новым оформлением: на обложке «Вознесение» — одна из створок Изенгеймского алтаря Маттиаса Грюневальда. Егор в нескольких интервью называл Грюневальда любимым художником, а за много лет и до «Солнцеворота», и, тем более, «Лунного переворота», писал: «И они все — смеющиеся и издевающиеся над нами — на самом деле, я знаю, боятся. Боятся до патологии. На самом деле они всё понимают. И им не смешно. Им страшно. И до рвоты завидно. Ни один католик не позволит себе быть Христом, а я, вот, открыто могу заявить, что внутренне я истинно таков, как возносящийся Христос на картине Грюневальда!»
На обложке «НЛБ» — «Искушение святого Антония» Босха. В интервью 1997 года Егор очень колоритно описывает выбор работы:
— На обложке «Лёгкости бытия» картина Иеронима Босха — прокомментируй...
— «Искушение святого Антония» — сидит, значит, такой Антоний над рекой...
— А на него всякая чертовщина лезет?
— Нет, она там не очень густо лезет, и это важно — не так, как в других картинах у Босха. А лицо у этого человека, сидящего у воды — такое облегчённое, терпеливое... Это состояние альбом и выражает. Мы, можно сказать, частенько в таком состоянии находимся — когда хочется, да и возможно, просто так вздохнуть — ф-ф-ух...
На переиздании нулевых на «Сносной тяжести небытия» Егор вернулся к Отто Диксу и поместил на обложку центральную панель триптиха «Война» (1932). Стоит добавить, что историки искусства, говоря о «Войне» Дикса, традиционно вспоминают и Изенгеймский алтарь («Вознесение» с которого украшает альбом «Лунный переворот»).
С обложкой этого сборника не очень всё понятно. Сюжет — то, что по-английски называется «Damsel in distress» или «Дева в беде / преследуемая девушка». Видимо, это кадр из какого-то старого фильма, или, что более вероятно, постер к нему.
Долгие поиски не навели на источник, единственное, что удалось обнаружить: в 1994 году вышла пластинка Dr. D.O.P.E. & Bulldozer «Love Train» с тем же кадром.
Как обычно: если кому-то известно, что это за изображение, дайте, пожалуйста, знать.
— Мне вообще нравится примитивизм. Собираем всё, что можно, где только можно. А югославская наивная живопись — это вообще нечто особенное.
Пожалуй, именно оформление альбома «Звездопад» наиболее ярко демонстрирует любовь Егора к наивному искусству. Правда, тут не югославская, а хорватская и румынская живопись. На обложке — «Зачарованное дерево» румынского художника Михая Даскалу. Внутри — две работы классика хорватского наива Ивана Генералича («Олень в лесу», 1956; «Свадьба оленей» (или, как переводили в Советском союзе, «Олени идут на свадьбу»), 1959) и одна картина его сына Йосипа («Пейзаж с сухим деревом». 1967). Другая картина Йосипа Генералича «Beatles в Хлебине» (1973) позже появилась в оформлении диска «Лет ит би».
Тема хорватского наивного искусства продолжается и на альбоме «ДСЖ»: на обложке работа Ивана Веченая «Заброшенное кладбище» (1961).
Для оформления этого альбома после длительного перерыва Егор вернулся к любимой технике коллажа. В первом томе автографов идёт следующий комментарий: «Коллаж для альбома „Реанимация“, 420*838 мм. Создан летом 2004 года Егором Летовым и Натальей Чумаковой. Вырезки из журналов, фотографии, обойный клей». Помимо оригинальной «бумажной» версии известны и две «фотошопные»: одна использовалась в оформлении коллекционного диска, вторая — для упрощённого издания. Примечательно, что на «Мистерии» использовались обе «фотошопные» версии, но без оригинальной, а на «Выргороде» — лишь одна «фотошопная», но зато есть и «бумажная» версия.
«Реанимация» — единственный коллаж, созданный Егором в нулевые. И последний.
Здесь, как и на «Звездопаде», ярчайший букет наивного искусства, правда, не только европейского. Все картины изображают Ноев ковчег.
На обложке — работа американского художника Эдварда Хикса, давно знакомого любителям ГО по картине «Мирное царство» с «Музыки весны». Внутри работы современных малоизвестных художников Мирослава Кужелы (Чехия), Мигеля Риверы Багура (Испания), Махмуда Соуа (Тунис), Даниэля Феррары (Алжир/Франция) и Фелисии «Фел» Фустер (Испания/Франция).
ЕГОР ЛЕТОВ
«На ХОРовском издании „Вершки и корешки“ — работа мальчика, победившая на детской художественной выставке в Череповце в 1995-м году», — рассказывал Егор.
Непосредственно на диске информация чуть более подробная: «В оформлении использована работа Павлова Саши, 10 лет, студия живописи, г. Череповец, 1995 г.
В 2005-м расширенная версия альбома вышла на двух дисках: «Вершки и корешки» и «Всё как у людей». На обложке первого диска — произведение неизвестного американского художника XIX века «Кот». В книге «Художники-примитивисты» Роджера Кардинала картина описывается так:
Стремясь подчеркнуть силу кота, художник настолько увеличил размеры его головы, что изображение тела оказалось излишним. Мёртвая птица в пасти кота означает, что птицы пока могут безбоязненно садиться по обе стороны от хищника. Явное противоречие состоит как в расхождении образа и намерений кота, так и в рождаемых картиной ощущениях. Кот должен пугать зрителей, а он веселит их. Да и общее настроение картины сочетает жестокость и шутовство. Образ, изображённый на картине, напоминает своей геральдической простотой вывеску какой-либо гостиницы. Картина — это не хроника определённой драматургической ситуации, а стилизованный мистический символ.
Собственно, весь этот текст Егор включил в примечание к обложке диска.
На обложке же «Всё как у людей» — фоторабота Ясумасы Моримуры «Playing with Gods III: Night». Как видно из названия, это третья из четырёх работ из серии «Playing with Gods». Все четыре («Afternoon», «Twilight», «Night» и «Dawn») в качестве базы используют картину Лукаса Кранаха «Распятие Христа» (1503).
На обложке картина «Мирное царство» Хикса (о котором мы уже говорили на «Зачем снятся сны»). Потрясает, что Хикс был одержим этим сюжетом, и известно о существовании больше шестидесяти (!) вариантов «Мирного царства», написанных им.
Картина отсылает к библейскому тексту Исаии: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».
ЕГОР И ОПИЗДЕНЕВШИЕ
«Оформление было придумано в один из приездов Егора, Кузьмы и Джеффа в Москву. Началось всё с «Прыг-скока». Тема была задана Егором и Кузьмой: 1960-е, психоделия, коллаж плюс шрифты — филмор-стайл. Печатать матерный текст издатель не решался. Придумали сделать два разных коллажа — титульный и внутренний, а матерное название отпечатать на наклейках. Так появились овальчики.
Я обзвонил знакомых, потенциальных поставщиков цветных журналов и календарей, чтоб отдали насовсем. Нашлась моя институтская подружка Оля Серая, которая отдала нам шкаф «Советского экрана», «Вокруг света» и ещё по мелочи — получилась увесистая ноша. И мы от Оли с Ломоносовского до меня на Ленинский везли все это то ли на детских санках, то ли на какой-то коляске... Насобирали макулатуры и из других источников, но Олин взнос разрешил множество вопросов и дал направление при выборе имиджей. Плюс при разборе всей этой массы картинок родилось множество идей для коллажей вообще, многие из них Егор воплотил в жизнь. Серия с головами, например. Всё это придумывалось в процессе и тут же вырезалось, одних разнокалиберных физиономий накопилось почти на чемодан...
Первым на свет появился коллаж, который теперь является титульным. Был взят кусок картона 80×40 см. А дальше чистая импровизация, от общего к частному, часов 12 чистого кайфа. Не припомню каких-либо разногласий или перепалок. Так или иначе, участвовали все, и Кузьма, и Джефф. Но в основном авторами являемся мы с Егором. Кузьма коллажём занимался фрагментарно. Он рисовал овальчики для наклеек с текстом «Егор и Опизденевшие» и «Прыг-скок» (это его единоличное авторство) и «пятак» (наклейка по центру пластинки. — OS) с тушканчиком. Тушканчика нашёл Егор и сразу определил его на пятак. Овальчики пытались рисовать все, но получилось у Кузьмы, от моего варианта остались только пропорции овалов, в них-то Кузьма все и вписал. А Джефф был на подхвате. После завершения всего вышеперечисленного мной на целлулоидной плёнке бритвенным лезвием был нацарапан текст «ГрOб Records» и при совокуплении с давно отобранным Егором имиджем (девочка, идущая в печь) получился известный ныне товарный знак.
Фотографии для вкладыша делались Вовой Васильевым в Московском Ботаническом саду, но уже в другой их приезд, я участвовал в постановке кадров и дал Джеффу свою крестильную рубаху...
Внутренний коллаж делался в Омске, я приехал туда вскоре после Егора и Кузьмы с большой сумкой макулатуры. Как я уже говорил, в Москве было вырезано очень много «полуфабрикатов». Стартовали дня через два после моего приезда. Первый день был посвящён прослушиванию только что сведённого и собранного альбома «Сто лет одиночества». Причём коллаж-титул к нему, начатый в Москве (были нарезаны, собраны отдельной кучкой все исходники для фонов, деталей и мелочевки), был уже закончен — и торжественно продемонстрирован. Меня поначалу несколько озадачили младенец в центре и текст, поскольку изначальная идея не предполагала фигуративности и текстовых элементов в теле коллажа, но это было недолго... Как и первый коллаж для «Прыг-скока», разворот был сделан в один день, тоже часов за 10–12. Клеили втроём — Егор, Кузьма и я. Нюрыч помогала. Был ли Джефф — не помню. Кузьма начал свой «угол», взяв в качестве материала вырезки из порножурналов, и быстро запутался из-за близких по цвету и фактуре элементов. Приходилось тратить много времени для их компоновки. Это был, пожалуй, единственный момент, когда Егор выказывал недовольство, ему не хотелось сбрасывать темп, и он попенял Кузьме по этому поводу. Но после этого «пенянья» Кузьма заметно сник и действовал довольно вяло, в итоге от телесного угла ничего не осталось. Обе картинки делались на одном дыхании и при полном единодушии, вырезали все маникюрными ножницами и, выбирая из уже нарезанного, клеили сразу при помощи ПВА. Иногда, не находя чего-то подходящего, опять перелопачивали макулатуру, вырезали ещё. Ещё в процессе, но уже поняв весь кайф происходящего, Егор жалел, что нет видео-/кинокамеры. Ему казалось, что если снимать все это сверху, может получиться отличный видеоряд...»
Исследуя коллажи для «Прыг-скока», было обнаружено, что множество животных было вырезано из иллюстраций к популярнейшим советским энциклопедиям «Жизнь животных» («Просвещение», 1968–1971). Оказалось, и легендарный «тушканчик», украсивший яблоки винила и обложку первого издания на «BSA», перерисован с «большого тушканчика» из таблицы «Грызуны» тома «Млекопитающие, или звери».
Практически все цветы вырезаны из советских и вьетнамских открыток, преимущественно 1970-х. Ракушки — из двух выпусков открыток «Экскурсия в природу. Принесите домой океан» (1975–1976), многие бабочки — из позднего набора открыток «Бабочки Средней Азии» (1989).
Во всех известных коллажах присутствуют фрагменты из журналов «Америка».
Существенная часть элементов коллажей идентифицирована, подробности — тут.
UPD [07.06.2022] И ещё одна любопытная деталь. Очевидно, что коллажи — произведения хрупкие: что-то выцветает, что-то отклеивается. Вот и в случае «внутреннего» коллажа для «Прыг-скока» можно проследить своеобразную эволюцию, и наиболее ранние фотографии работы (представлены, например, на виниле 1992 года) несколько отличаются от последних вариантов (фотографии, сделанные для изданий на «Мистерии Звука»): с правой половины исчезли лягушка [I.И1-K1], муха [I.Л2] и жёлтый цветок [I.М4-М5].
Помимо сказанного выше Кириллом Кувырдиным, отметим, что название обложки, или как сами авторы её называют «иконы», — «О отшествии преподобного в пустыню от славы человеческия» — позаимствовано из «Повести о житии Иова Льговского», опубликованной в журнале «Родина» (№ 9, 1990). Название в прямом смысле вырезано и вклеено в коллаж.
Существенная часть элементов коллажа идентифицирована, подробности — тут.
Добавим, что диск в 1995-м году получил премию «Бронзовый волчок» (первый российский профессиональный приз в области грамзаписи, учреждённый московской студией «Триарий» и музыкальной редакцией телекомпании НТВ) за дизайн.
Существенная часть элементов коллажа идентифицирована, подробности — тут.
По легенде Егору дико не понравилось, как был напечатан первый тираж диска на «Ур-Реалисте», конкретно из-за того, что получился невероятно блёклым. Вышел второй тираж, уже с другим оформлением, с картинами неизвестных эквадорских художников, привезённых, насколько известно, Сергеем Попковым.
ЯНКА
Картина «Домой!» изготовлена Егором Летовым в 1989 году «на случай, если альбом когда-нибудь будет выпущен».
В 2004 году Егор рассказывал: «У меня практически нет художественных работ. Я серьёзно занимался графикой и экспрессионистской живописью очень давно, в те времена, когда работал художником-оформителем на разных заводах. Тогда были бесплатные кисти, краски, то-сё, потом этого не стало, вот и всё. Последнее серьёзное художественное дело — это картина „Домой!“ для Янкиного альбома, которую я и осуществил с помощью попёртых из какой-то конторы, в которой я временно служил, средств, а также графический разворот к альбому „Попс“, который мы совершенно фанатическим образом в течение суток создали вместе с Кузьмой в состоянии необычайного вдохновения. В дальнейшем я перешёл к коллажной технике, которой придерживаюсь и сейчас.»
Отдельного упоминания заслуживает музыкально-механический игрушечный пёсик (размеры и вид с другого ракурса — на приложенной фотографии). Музыка, производимая им, использована в альбоме «Стыд и срам» (треки «Так»).
Скупое описание обложки от Егора Летова: «картина-коллаж без названия, сделанная тогда же самой Янкой».
Обложка — картина известного неформального барнаульского художника Николая Ивановича Буданова. Михаил Чурилов: «Писал Николай Буданов в основном наивные работы — рисовал зверушек, леших, домовых. Как-то его работы увидела одна из ярких представительниц музыкального андерграунда, Янка Дягилева, которая посетила наш город в рамках одного из рок-фестивалей. Её покорили эти картинки, и художник подарил исполнительнице несколько из них. В итоге рисунок Буданова украсил последний альбом Янки „Стыд и срам“, вышедший в свет в 1991 году».
КОММУНИЗМ
В оформлении использованы работы российского художника Владимира Любарова «Очередь» (1998) и «Саша не пьёт уже 3 дня» (1995). И фотография Никиты Хрущёва и Фиделя Кастро в Грузии в 1963-м.
Обложка — картина Комара и Меламида «Происхождение социалистического реализма» (из серии «Ностальгический соцреализм», 1983). UPD [22.01.2022]: Эта работа, в свою очередь, отсылает к картине «Изобретение живописи» (1832) Эдуарда Даге с изображением Коры Сикионской, обводящей тень прекрасного юноши на стене.
Также присутствует фотография и самого героя альбома Сулеймана Стальского; эту фотографию можно встретить и в книге, откуда были взяты тексты для записи.
На накатке диска изображение купюры 5 казахстанских тенге с портретом народного музыканта Курмангазы Сагырбайулы, об отношении коего к данному альбому можно только гадать.
«Веселящий газ» — мрачное царство Отто Дикса. Используется графика из серии «Война»: «Wounded Man»; «Mealtime in the Trench»; «Skin Graft»; «Nocturnal Encounter with a Lunatic»; «Dead Man» (в издании на ХОРе названия работ даны на немецком).
Помимо Дикса использована и картина Владимира Любарова «Йога», которую нам, к сожалению, не удалось найти. Если кто-то может поделиться — мерси.
Здесь плакат Александра Дейнеки 1931 года «Построим мощный советский дирижабль „Клим Ворошилов“».
Обложка «Солдатского сна» не поддаётся описанию. Уникальный в наследии ГрОб Records графический объект. Создан Егором и Кузьмой, видимо, к первому кассетному изданию в 1997-м году.
Помимо обложки важнейшую визуальную роль играет дембельский альбом, из которого, собственно, и были взяты все тексты. Альбом полностью представлен у нас на сайте; как принято писать в подобных случаях, авторская орфография сохранена.
C обложкой для «Чудо-музыки» возникли сложности, так как поиск вообще не выдавал никаких Ольг Узуновых. И тут попалась книга «Album mondial de la peinture naïve»! К сожалению, пока что мы нашли только отдельные страницы, но именно в этой книге обнаруживается и Бруно Эппле («Оптимизм»), и Фел («Зачем снятся сны»), и Йосип Генералич («Лет ит би»), и Виллем Вестбрук («Жизнь что сказка»). И да, именно здесь мы и наткнулись на автора обложки «Чудо-музыки» — Olga Ouzounova. К сожалению, пока что ничего, кроме имени автора и книги, в которой можно найти работу, нам не известно, но будем продолжать изучение.
Также в оформлении используется плакат «Ленину воздушному как и Ленину земному не будет конца!» из журнала «Самолёт» 1924 г. (по крайней мере именно так написано в выходных данных к альбому и в каталоге «История в плакатах Аэрофлота», самого выпуска журнала «Самолёт» мы не нашли) и работа одного из наиболее мощных советских аутсайдеров Александра Лобанова «Охота».
В этом альбоме фигурируют две работы: на обложке картина венгро-бельгийской художницы Николет Палотай «Адский кошмар», которую можно найти в книге Элен Ренар «Le rêve et les naïfs» (можно перевести как «Мечты и наивное искусство»), на накатке — литография Эдварда Мунка «Медведь» (1908–09).
Две работы: «Странный сон» Виллема Вестбрука (Нидерланды) и «Любовное равновесие» Любомира Миленкова (Сербия).
Обложка этого альбома — коллаж, созданный на базе советского плаката «The Beatles», который, в свою очередь, собран из фотографий (автор: Джон Келли), использованных в оформлении «White album». Эволюцию коллажа можно проследить по фотографиям, сделанным на ГрОб Records: в 1995-м году лицо Харрисона ещё не тронуто, в 1996-м у Ринго на лице половые органы; в конечном варианте лицо Ринго Старра скрыто Джокондой. В центре коллажа неопознанное изображение, напоминающее фазы сальто; откуда вырезано — не известно.
Внутри издания на ХОРе использовалась обложка журнала «Кругозор» № 11 за 1970 год (работы художников И. Ованесова, А. Ракова, Ю. Иванова: «Мы наш, мы новый мир построим»). Кадрирование работ на диске Коммунизма существенно отличается от варианта на «Кругозоре». Допускаем, что эта коллективная работа существует именно в таком виде, как на «Лет ит би», более же вероятно, что обложка с «Кругозора» была отредактирована специально для издания на ХОРе.
Ещё в оформлении хоровского издания на двери в комнате Егора висит фотография с последней сессии The Beatles (22 августа 1969).
На издании «Выргорода» появляются ещё две работы. Во-первых, рисунок Олега «Сура» Сурусина, созданный специально как обложка для этого альбома (к сожалению, у нас нет этой работы в достойном качестве, имеется только файл из допотопного интернета, сохранённый, если память не изменяет, с сайта группы «Флирт»). И, во-вторых, картина Йосипа Генералича (о которым уже шла речь в «Звездопаде») «Beatles в Хлебине» (1973).
Для обложки хоровского издания была выбрана картина хорошо нам знакомого Владимира Любарова «Прыгалки» (1993). На «Выргороде» это картина используется на накатке первого диска.
В буклете на «ХОРе» две работы представителей «дегенеративного искусства»: Отто Дикс «Портрет актёра Генриха Георге» (1932) и Макс Бекманн «Ночь» (1918–1919) (про эту картину уже шла речь во время описания альбома «Всё идёт по плану»).
В издании на «Выргороде» обложка заменена картиной английскиого художника-визионера Сесила Коллинза «Поэт» (1941).
На накатке второго диска — опять Любаров, картина «Коля видит третьим глазом» (1996).
«Лениниана» возвращается к коллажным традициям. Основу составляет картина 1961-го года Ивана Евстигнеева «На страже мира» (которая, в свою очередь, написана по мотивам его же картины «Часовой», 1954). Над часовым парит Ленин, вырезанный с картины Владимира Серова «Вести из деревни» (1959).
Также используется силуэт Ленина, нарисованный в 1920-м Сергеем Чехониным.
Журнал, в котором опубликована фотография Д. Кузнецова «Председатель сельсовета» (1989), к сожалению, определить не удалось.
В позднем издании добавился рисунок «Отступление до урожая», Ленин: «Довольно отступать!», журнал «Крокодил», № 11, 1922 год, автор — Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов). Следует отметить, что оригинальный рисунок использует цвет, на «Выргороде» же изображение ч/б, и значит изображение взято не из «Крокодила», а из другого издания.
Оформление последнего альбома «Коммунизма» строится уже по другим, не «коммунистическим», а скорее «опизденевшим» принципам. Обложка — замечательный коллаж, который также использовался в оформлении книги стихов 2003-го. Когда ты видишь картины не в полном величии, а лишь их уменьшенные копии, и впечатления — не в полном объёме. 15-сантиметровая картинка «Name» Франческо Клементе на обложке «Сатанизма» воспринимается совсем не так, как двухметровый оригинал. Так и с «Хроникой» — крошечная репродукция на CD, да даже и на виниле, — совсем не то, что огромный коллаж, который простым смертным доступен лишь на редких фотографиях из ГрОб студии...
Помимо этого коллажа — фотографии советского самолётика, который, благодаря умелым рукам Егора и компании, из простой игрушки превратился в произведение искусства.
В издании на ХОРе внутри буклета использовались фотографии, сделанные Сергеем Летовым в Музее августинцев в Тулузе со скульптурами горгулий 13–14 веков.
И, конечно, в оформлении картина, созданная прямо во время записи альбома четырьмя его участниками, целью которой «являлось предельно откровенное самовыражение каждого». Верхний ряд — Игорь Жевтун и Егор Летов, нижний — Сергей Зеленский и Янка.
Про уникальное оформление «Благодати» было немного упомянуто в воспоминаниях Кирилла Кувырдина («При разборе всей этой массы картинок родилось множество идей для коллажей вообще, многие из них Егор воплотил в жизнь. Серия с головами, например»). Насколько известно серия состоит из двух коллажей: квадратного с лицами, уменьшающимися в направлении центра и прямоугольного (вертикального) с лицами, уменьшающимися в направлении низа. К сожалению, работы в полной красоте публично не доступны, приходится восстанавливать по дошедшим изданиям. Итак, существует три разных источника: 4 кассеты «ХОРа», 4 диска «ХОРа» и 2 диска «Выргорода». Квадратный наиболее полно представлен на диске № 1 «ХОРа». Диск № 4 — повторяет верхний левый угол этого же коллажа. Вертикальный же коллаж наиболее подробно представлен на кассетах (№№ 2, 3 и 4), хотя, к сожалению, тоже некоторые части пропущены. В прилагающемся изображении из ГрОб студии отмечены части коллажа, использованные на дисках «ХОРа» и «Выргорода».
П. с. Это исследование, естественно, не окончательное, остались и пропуски и, наверняка, неточности. Будем искать, будем обновлять. А пока, как говорил Егор, «счастливо оставаться».