источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1103835530.html |
дата: | 2004.12.23 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1103835530.html |
дата: | 2004.12.23 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
Noch, Москва.
Жизнь похожа на клубок, в котором спутаны нити добра и зла. Возможно ли его распутать, или хотя бы попытаться, отделить зерна от плевел, и ПОНЯТЬ, где все-таки проходит эта граница между добром и злом? Для тебя, Егор, существуют такие критерии, то, что позволяет приблизиться к этому пониманию? Во всем: и в жизни, и в творчестве,.. в общем, во всех проявлениях жизни. Очень старалась ясно изложить свои мысли.
Большое спасибо!
— Для меня вообще нет понятий добра и зла. У меня есть исключительно понятия красиво-некрасиво и правильно-неправильно. Причем именно для меня и в данный момент. У меня существует на подобные вопросы бесчисленное количество одновременных ответов, которые, каждый сам по себе, тоже бессмысленны. Дело в том, что человек смертен... Осминог, например, по идее самое умное существо на земле, ибо самое обучаемое за определенный период времени, быстрее человека во много раз. Но он очень мало живет! Понимаете? Кроме того, мир представляет собой глобальную взаимосвязанную систему одновременно существующих немыслимых объектов. Для примера, попробуйте осмыслить существование хищной лошади, лазающей по деревьям, вооруженной когтями и зубами, в переходный период между мезозоем и кайнозоем. Ваши вопросы не ко мне, а в сияющую пустоту. В пульсирующую самоизменяющуюся радугу, которая существует по своим законам и желаниям, а может, и не только по своим. У меня, собственно, про это большинство стихов и песен, если вообще не все.
Михаил, г. Москва.
Егор! У меня такой вопрос. В своем студийном творчестве ты время от времени использовал инструментальную музыку от композиции «Поезд на малую землю» 20 лет назад до завершающих инструменталов в альбомах «Невыносимая легкость бытия» и «Долгая счастливая жизнь». И эта тема в твоем творчестве всегда стояла несколько особняком. Что значит это для тебя? Увлечение психоделической музыкой, средство выразить себя за гранью, где уже нет слов, или нечто иное?
— Я вообще не воспринимаю сие отдельно от творчества. Когда пишешь роман, у него есть вступление, развитие, какие-то главы, драматургия, финал. Это как если спросить Толстого или Достоевского, почему у вас в каждом романе есть глава № 7 или там 15. Или удивиться, почему часто предложение кончается точкой или многоточием. Мне вообще больше свойственно писать инструментальную музыку. Если бы я мог выразить то, что хочу, чтобы было понятно, я вообще бы писал только инструментальную музыку и сопровождал видеорядом (вообще наше творчество, мое и Кузьмы, очень кинематографично, мы киношные люди). Но, блядь, приходится говорить какие-то слова. Пришлось научиться выражаться красиво и здорово. При этом моя поэзия как таковая — это по сути тоже музыка с видеорядом. Ибо словами невыразимо то, что должно быть выражено. Слова сами по себе — дрянные костыли.
Johanson г. Брянск
Игорь Федорович, вы как-то говорили по поводу возможности снять кино по Кортасару, что финансово это дело не потянете, а как вы относитесь к идее снять его, скажем как Фон Триер, который использует принцип lo-fi в кинематографе и некоторые свои фильмы снял на простую ручную камеру?
— Когда я это говорил, я не очень хорошо представлял себе, что есть РЕАЛЬНОЕ СОЗДАНИЕ фильма. Режиссура, то есть созидание визуального объекта, это столь глобальный предмет, что к этому нельзя подходить дилетантски. Для этого надо посвятить этому всю жизнь, то бишь учиться, жить в этом. Я не сторонник «гаражного» кино типа Догмы. Я уважаю этот принцип, но мне он не нравится и не подходит. Для меня глобальные ориентиры — Кобаяси, Брессон, Ангелопулос, КИТАНО, Тарковский, Земан, Херцог, Стеллинг, Муратова, Джармуш, ПАРАДЖАНОВ, Антониони, БЕРГМАН, НОРШТЕЙН и многие, и многие.
Jelle. Вreda, Niderlandy.
Yegor, Ya gollandec.. izuchayu russkij yazyk. Skazhite, naskol’ko vy schitaete svoe tvorchestvo imenno «russkim»? Ya imeyu v vidu, vy schitaete chto vashi pesni smogli by byt’ «oknom v Rossiyu» dlya zapadnyh lyudej (kak ya), tak zhe kak ran’she naprimer gruppa Beatles byla oknom v zapad, dlya Sovetskih lyudej? Spasibo vam.
— Трудно сказать, но мыслю я по-русски, существую по-русски, даже не знаю, к сожалению это или к счастью.
Штевнин Виталий г. СПб-Боровичи.
Привет, Егор! Я бы хотел узнать: у тебя есть любимый мультфильм?:)
— «Сказка Сказок».
Шагов Миха, Южно-Сахалинск.
Вы посвящаете кому-нибудь свои стихи и песни?
— Если посвящаю, то бывает соответствующая пометка.
Гуськов Андрей, Санкт-Петербург.
Почему в новых альбомах и последующих концертах не был задействован Сергей Летов?
— Просто естественным образом пути разошлись, таким же образом, каким они и сходились. Наше творчество более студийное, чем концертное по своей сути, но он живет далеко и не может позволить себе участвовать в процессе. Это вообще большая проблема, так же, как, например, с Кузьмой.
Павел Сучков.
Очень бы хотелось узнать где и/или как Игорь Фёдорович узнаёт и достаёт новую интересную музыку?
— Иду в магазин да покупаю или заказываю. Пираты издают сейчас столько всего! Пластинок по 50 интереснейшей музыки каждую неделю — старой, новой, панка, психоделии, авангарда, фри-джаза...
Nikolay Kolyani4.
Здравствуйте Игорь Фёдорович! Пользуясь случаем, хотел бы спросить: какие группы современного андерграунда вам известны?
— Огромное количество. Например, «Green Milk from the Planet Orange», «Detroit Cobras». Да их миллион.
Дмитрий, Париж.
Поигрываете ли Вы сейчас в настольный хоккей, или случай, о котором Борщов говорит, был единичным?
— К сожалению, давно не играл, ибо не с кем. Раньше устраивали целые чемпионаты, накурившись и поднабравшись, в коих кто только не участвовал. К сожалению, многих нет рядом, а кого-то и вообще на земле.
Chip, г. Новокузнецк.
Веришь ли (и верил ли вообще?..) ты в благополучный исход всего, особенно наблюдая все то, что твориться в мире сейчас? Что остается делать? Есть ли уже смысл в чем-либо?
— Смысл есть только для тебя и только в настоящий момент в определенной ситуации. Для этого ты, собственно, здесь и сидишь и выбираешь, или, там, соображаешь. Остальное — смотри выше.
Shef, Москва.
1) Выйдет ли когда-нибудь в свет альбом «песни в пустоту»?
— Выйдет.
2) Вы начали очень хорошее дело, отвечая на вопросы, ведь здесь задаются вопросы, которые правда беспокоят ваших поклонников, а не глупые вопросы журналистов, и тем самым создается впечатления диалога. Согласны ли Вы с этим? и будете ли продолжать дальше отвечать? Интересно ли Вам самому?
— Да, интересно, буду отвечать. Жаль, что раньше этого не делал.
Евгений, Нетания.
Во время визита в Израиль в 2003 году как Егору и его товарищам показалась страна, люди?
— ОЧЕНЬ здорово. С удовольствием бы приехал еще. Это может огорчить кого-то из отечественных слушателей, но должен констатировать, что там — то есть в Израиле — чувствую себя гораздо более дома, чем здесь, во всех отношениях. Хоть я и не еврей.
Герыч (Гуляй Поле), Москва
Егор скажи, пожалуйста, поддерживаешь ли ты какие либо отношения с Романом Неумоевым в последнее время.
— Нет, не поддерживаю.
Блэк, Новосибирск.
Егор, думаю, что этот вопрос стоит задать именно тебе — ты ведь всё-таки создатель студии «Гроб-Рекордс». Так вот в одном из своих интервью ты заикнулся о том, что мол молодые группы там будут записываться. Значит к тебе такой вопрос — если не хочешь можешь на него не отвечать на своём сайте, но хотя бы по почте ответь — мы тут в Новосибирске с несколькими другими людьми песни пишем, стихи, вообще творчество у нас тут интересное, а вот, например, записаться — нет возможности.
— Да, в свое время была иллюзия, что можно и нужно кого-то записывать, кому-то, так сказать, помогать. Что я и делал в свое время, надо сказать. В результате кроме вреда и конфуза ничего иного не вышло, и кроме того, нажил немало проклятий на свою же голову. Записаться, причем именно так, как ты сам хочешь, всегда есть возможность. Просто надо работать в этом направлении и, главное, делать все самому, ни от кого не завися. Я же, в силу своей личности, человек авторитарный и если в чем-то принимаю участие, то жестоко вмешиваюсь во все происходящее со своей колокольни. Раньше я думал, что это здорово и вечно, ныне понимаю, что это занятие бессмысленное, вредное и весьма неблагодарное.
Сергей Курий, Украина.
Игорь Федорович! С чем связан Ваш отказ от активного участия в политике?
— Дело в том, что я побывал в самых крайних политических лагерях, поэтому знаю эту кухню изнутри. И могу сообщить, что все это весьма глупо и омерзительно. Все. Это надо пройти, чтобы в дальнейшем в подобное осознанно не вляпываться, что я и делаю.
Алексей, Москва
Егор, хочу спросить у тебя о твоем отношении к Кире Муратовой. Насколько достоверны старинные слухи о вашем возможном сотрудничестве? Как тебе Чеховские мотивы и Настройщик (если видел)? Какая твоя любимая ее картина?
— Слухи они и есть слухи. Кто такой я и кто такая МУРАТОВА. Самая любимая картина — это «Короткие встречи». Вещь столь потрясающая... «Чеховские мотивы»? Слишком долго и смутно отвечать. «Настройщика», к сожалению, не видел, Кузьма мне очень хвалил.
Штевнин Виталий:
1. Планируется ли в ближайшее время выпуск сборника твоих стихов, написанных после 97 года?
— Нет, не планируется. Дело в том, что мне было это интересно в середине 90х, когда я профессионально только этим и занимался. Всегда интересно что-то делать, когда не знаешь, как оно устроено и на что ты способен в данной области. Когда понял — дальше неинтересно, нужно заниматься чем-то другим. Это то же самое, как сочинять панк-рок. Я могу сейчас насочинять таких песен, как «Некрофилия» или «Поганая Молодежь» штук по 40 в день, самых разных причем — трагичных, торжественных, победительных и т. д. Просто неинтересно.
2. Ты в одном из интервью говорил о возможном проекте с Андреем Машниным. Он все-таки осуществим или нет?
— Это те же проблемы расстояния, а во вторых, нужно ли это ему? Он может прекрасно все это делать и сам. Это все из области проектов, которые возможны, как джем-сейшены: например, со Шнуром, с Сойбельманом, с Жариковым, но это все, как правило, неосуществимо, потому что в нашей стране нет свободных независимых студий, либо обстоятельства не позволяют.
Сергей, г. Люберцы.
Здравствуйте, Игорь Фёдорович. Меня интересует ваше мнение о таких писателях и музыкантах, как: Джойс, Борхес, Кортасар, Кафка, Пруст, Боб Дилан, Том Уэйтс, группа Radiohead. Как Вы относитесь к современному творчеству Леонида Фёдорова("Лиловый день«)? Отдельно хочу спросить, что Вы думаете о Кастанеде? Если это возможно, ответьте пожалуйста подробнее!
P. S . Спасибо за мощнейший альбом ДСЖ!
— Пожалуйста, не задавайте таких вопросов, потому что это целое огромное интервью.
Борис Суранов:
Вот скажите: каков круг «нас» в песнях, где «мы проснемся на другой стороне», «ничего не понимаем вообще» и «каждому из нас»? Кто, строго говоря, туда входит? Спасибо.
— Круг Нас — означает ВСЕ. Вообще все. Кто есть, и кого нет.
Михаил. Москва, Тропарево.
Не было ли у тебя когда-нибудь желания организовать выставку твоих
художественных работ? Спасибо.
— У меня практически нет художественных работ. Я серьезно занимался графикой и экспрессионистской живописью очень давно, в те времена, когда работал художником-оформителем на разных заводах. Тогда были бесплатные кисти, краски, то-се, потом этого не стало, вот и все. Последнее серьезное художественное дело — это картина «Домой!» для Янкиного альбома, которую я и осуществил с помощью попертых из какой-то конторы, в которой я временно служил, средств, а также графический разворот к альбому «Попс», который мы совершенно фанатическим образом в течение суток создали вместе с Кузьмой в состоянии необычайного вдохновения. В дальнейшем я перешел к коллажной технике, которой придерживаюсь и сейчас.
Алексей Фортунатов, г. Красноярск.
Вопрос: Каковы были ваши отношения со старыми товарищами из гр. Клаксон гам последние 10 лет, как ты относился к творчеству Эжена и Олега (отдельно)? Я думаю, ты знаешь о смерти последнего... О них ужасно мало информации, а когда-то Ты не без удовольствия рассказывал о своих менее известных знакомых. P. s. обладаешь ли ты правом издавать архивные записи с их участием в частности и другие редкие записи вообще?
— Последние 10 лет время от времени говорили по телефону с Бэбиком о том, о сем. При чем это происходило не чаще, чем раз в года 2-3. Каждый раз он изъявлял желание записать у меня весь «The Who», его любимую группу, и потом пропадал. О смерти узнали, будучи на гастролях, через интернет, не поверили... Бэбика я считал более талантливым, во всяким случае, близким себе по духу. Что они делали последние 10 лет, я вообще не знаю, оказывается, что-то делали, чуть ли не в Питере записывались. У меня остались первые и, видимо, лучшие копии первых трех альбомов, частично совместно сделанных. Сам я их издавать прав, разумеется, не имею, но если кто захочет, с удовольствием предоставлю фонограммы.
Таксидермист, Казань
1. Альбом «Прыг-Скок», безусловно, заряжен энергией инициатических практик. Используете ли Вы в своих эзотерических экспериментах практику телемизма? И вообще, какое Ваше отношение к персоне Алистера Кроули?
— К персоне Алистера Кроули отношение самое говенное! Квинтэссенция мудака. Что же касается альбома, то он состоял из самых разных практик, и вовсе не только «инициатических». К таковым можно только отнести саму вещь «Прыг-Скок». Остальные сочинялись в силу самых разных причин, разных состояний сверхздоровья и сверхнездоровья, например, практики 40-дневной бессонницы.
2. Вы говорили, что стих «Какое Небо» был написан после того, как Вам предлагали сотрудничество с КГБ. Не могли бы Вы рассказать об этом поподробнее?
— Нет, не могу и не хочу. Мрачный, тяжелый опыт, который лучше не вспоминать.
Andrej Livenskis, Латвия
Игорь Фёдорович, как ваше здоровье?
— Спасибо, неплохо, хотя должен с печалью заметить, что к горькому сожалению, приходится теперь считаться с возрастом. Приходится признать, что не могу позволить себе таких возлияний и, скажем так, прочего, которые превосходно позволял себе ранее. Физически приходится платить дороже, чем оно того стоит. Приходится выбирать другие пути достижения тех же целей.
а б, г. Зеленоград
Егор, зачем нужно жить?
— Каждый решает сам. К тому же тебя об этом никто и не спрашивает. Каждый является каким-то видом, или индивидуумом, главное вовремя сообразить и не ошибиться, кто ты есть. И жить по законам той разновидности зверя, который ты есть. Коту же почему-то не приходит в голову жить, как ворона. Это вовсе не значит, что если ты сволочь, то нужно стать вообще скотиною. Жизнь — это сказочная, чудесная способность учиться, это вообще единственная возможность чему-либо научиться. (Потому и убить — это страшная штука, ибо лишает убитого возможности что-то понять. Во всяком случае, на данном этапе). Я не знаю, повезло мне или нет, но я сколько себя помню, без всяких подсказок или накачек взрослых, или влияний, всегда как-то сразу знал, кто я такой, что мне нравится, что категорически не нравится, и с тех пор как вид не изменился — стал только более сам и более ВИД. Можно сказать, что я научился.
Александр Громов:
Была в своё время у тебя определённая трактовка эссе Германа Гессе «Братья Карамазовы или Закат Европы» в связке с рок-музыкой да и, наверное, со многим ещё чем. Сейчас ты мог бы тоже самое сказать на этот вот счёт, или взгляд изменился как-нибудь?
— Честно говоря, я вообще забыл, что это за опус такой, какая у меня была трактовка и была ли она вообще. Для меня в данный момент гораздо важнее рассуждения Эмира Кустурицы и его фильм «Жизнь как чудо».
Pepelll, В. Новгород
И ещё вопрос: испытывали ли вы творческий кризис, когда ничего не писалось, а если и писалось, то выбрасывалось в мусорное ведро?
— Такого вообще не бывало, чтобы писалось и выбрасывалось. Зачем бы тогда оно вообще писалось? Для меня творчество — это охота. Когда чуешь «Его» — изучаешь его повадки, выслеживаешь. Это происходит, как правило, долго и мучительно. Потом пружина распрямляется, ловишь его и на следующий день добиваешь. При этом всегда знаешь, кто это и зачем его необходимо поймать. Я об этом где-то писал очень подробно. Это такая техника процесса. Что же касается кризиса, то бывает просто состояние, которое может продолжаться годами, когда добычи, достойной во всяком случае, в природе просто нет. Тогда просто живешь себе и живешь в свое удовольствие. Вот и все. А выжимать из себя и потребности просто так за кем-то гоняться, не важно за кем, я не испытываю. Я человек ленивый.
Def, Москва
Здравствуй, Егор. У меня такой вопрос: кто такая Клалафуда которая сказала «хой», которая клалафу..?
— Это была такая детская радиопередача про легендарного сказочного путешественника, которого звали Тлалафуда Тлалафу. Остальное объяснит вам Кузьма, если будет в хорошем настроении.
Егор Летов
23.12.04