Издательство Bull Terrier Records представляет:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «Анархия в НГУ».
Легендарное выступление в данном виде издаётся впервые, продолжая серию live-релизов культовой группы. До этого нами были выпущены винилы с записями более ранних концертов ГО на I-ом и II-ом новосибирских рок-фестивалях.
В 1982-83 гг. Игорь (тогда ещё не Егор) Летов некоторое время жил в Красково у старшего брата Сергея, известного джазового саксофониста. В тот период Летов-младший участвовал в репетициях авангардно-джазового проекта ОРКЕСТР НЕЛЁГКОЙ МУЗЫКИ (ОНМ), основанного Сергеем Летовым и барабанщиком Михаилом Жуковым. Жуков, будучи преподавателем по классу ударных инструментов в джазовой студии «Москворечье», на том этапе в рамках ОНМ учил Летова-младшего играть на барабанах. В 2021 году, узнав от Жукова, уехавшего к тому времени в Германию, что тот никогда не слышал впоследствии игру Егора-барабанщика, я послал ему для оценки запись «Анархии в НГУ». И получил от него в ответ такое сообщение:
«Про Егора-барабанщика в контексте того, что в него вкладывал — в плане основ...
Для начала могу сказать, что одновременно петь и играть на барабанах — это в принципе довольно сложно. Надо держать ритм — не замедлять, — не ускорять. Надо давать энергию всей команде.
На данной записи Егор играет очень ровно — это раз! — и тащит всю команду за собой — это два! Особенно хорошо это слышно в быстрых вещах.
В принципе он играет впереди басиста. Некоторые барабанщики ползут за басистом или слушают солиста и играют за ним. У Егора в этом вопросе всё совершенно естественно, и игра барабанов впереди здесь абсолютно нормально ложится.
Следующий момент. Он заключается в том, что Егор, будучи в принципе по характеру тихим, спокойным человеком, за барабанами был довольно агрессивным и активным. То, что он давал при игре всплеск такой бешеной энергии, — это мне нравится!
То есть он выплёскивает всё, что есть, весь свой внутренний протест в музыке. Я сам был приверженцем экспрессивного стиля, стиля безумного барабанщика, когда непонятно, то ли человек сумасшедший, то ли нет. Если человек на сцене не ведёт себя энергично, не притягивает к себе внимание, не владеет залом, кому он нужен на сцене?
И ещё один момент. Когда Егор играет брейки, видно, что он не сильно занимался системой hand-to-hand — т.е. техникой одиночной игры руками. Но это видно только специалисту, а так — тот уровень, который у него был, вполне приличный для того, чтобы играть в такой, в общем-то, панк-роково-авангардной команде. Ну, а брейки играть какие-то особые, заниматься искусством драмминга в ситуации пения и игры на барабанах, невозможно. Что-то одно должно быть более важным — или вокал или барабаны...
Как делал это Егор (как барабанщик) — мне это нравится!»
Егор Летов в 1999 году в интервью «МК-бульвару»:
«Сейчас из основателей группы остался только я. Скоро будет новый состав: я на гитаре, Наташа, моя жена, на басе, она басистка из панк-группы новосибирской. На саксофоне мой старший брат Сергей и на ударных Миша Жуков — по-моему, это лучший барабанщик Союза, а может быть, и мира. И мы убиваем как бы одним выстрелом двух зайцев — у нас получится и авангард, и панк».
Но, как известно, дальнейшая история ГО сложилась несколько иначе... — Сергей Гурьев, июль 2022 г.
Редакция от 14.09.2022.