Егор Летов Мёртвый Сезон | |
Лейбл: | Выргород |
Каталог#: | CDWYR-215 |
Формат: | 3×CD, Сборник + 2 концерта [6-полос. Digipak + 16-стр. буклет] |
Страна: | Россия |
Релиз: | 2020.09.10 |
Егор Летов Мёртвый Сезон | |
Лейбл: | Выргород |
Каталог#: | CDWYR-215 |
Формат: | 3×CD, Сборник + 2 концерта [6-полос. Digipak + 16-стр. буклет] |
Страна: | Россия |
Релиз: | 2020.09.10 |
Треклист
Диск 1 Авторская компиляция Компиляция из двух концертов в Иркутске 6 марта 1990 в ДК Профсоюзов, подготовленная Егором Летовым |
||
1.01 | Против | 2:00 |
1.02 | Кто сдохнет первым | 2:03 |
1.03 | Заговор | 4:03 |
1.04 | Всё совсем не то | 1:39 |
1.05 | Общество «Память» | 1:27 |
1.06 | Лоботомия | 2:20 |
1.07 | Всё идёт по плану | 3:04 |
1.08 | Мы — лёд | 1:30 |
1.09 | Амнезия | 1:44 |
1.10 | Мёртвый сезон | 2:28 |
1.11 | Эксгумация | 1:27 |
1.12 | Никто не хотел умирать | 3:16 |
1.13 | Армагеддон-попс | 2:11 |
1.14 | Непонятная песенка | 2:08 |
1.15 | Боевой стимул | 2:19 |
1.16 | Второй эшелон | 2:01 |
1.17 | Раздражение | 2:34 |
1.18 | Мы в глубокой жопе | 1:33 |
1.19 | Сквозь дыру в моей голове | 1:20 |
1.20 | Оптимизм | 2:09 |
1.21 | Система | 1:48 |
1.22 | Перемена погоды | 1:36 |
1.23 | Наваждение | 1:58 |
1.24 | Насекомые | 3:29 |
1.25 | Самоотвод | 2:14 |
1.26 | Лес | 1:46 |
1.27 | Иваново детство | 2:45 |
1.28 | Здорово и вечно | 2:50 |
1.29 | Мимикрия | 1:43 |
1.30 | КГБ-рок | 2:00 |
1.31 | Харакири | 2:12 |
1.32 | Как сметана | 0:57 |
Диск 2 Дневной концерт. Полная запись |
||
2.01 | Мне насрать на моё лицо | 2:35 |
2.02 | Бери шинель (Like a rolling stone) | 1:40 |
2.03 | Вершки и корешки | 1:56 |
2.04 | Всё как у людей | 3:12 |
2.05 | Так закалялась сталь | 1:56 |
2.06 | Праздник кончился | 2:10 |
2.07 | Солдатами не рождаются | 2:32 |
2.08 | Против | 1:50 |
2.09 | Кто сдохнет первым | 2:08 |
2.10 | Заговор | 4:00 |
2.11 | Здорово и вечно | 2:51 |
2.12 | Мимикрия | 2:07 |
2.13 | КГБ-рок | 1:59 |
2.14 | Харакири | 2:08 |
2.15 | Всё совсем не то | 1:39 |
2.16 | Общество «Память» | 1:28 |
2.17 | Лоботомия | 2:21 |
2.18 | Всё идёт по плану | 3:04 |
2.19 | Мы — лёд | 1:29 |
2.20 | Амнезия | 1:50 |
2.21 | Мёртвый сезон | 2:32 |
2.22 | Эксгумация | 1:25 |
2.23 | Как сметана | 1:03 |
Диск 3 Вечерний концерт. Полная запись |
||
3.01 | Кого-то ещё | 1:39 |
3.02 | Никто не хотел умирать | 3:07 |
3.03 | Парадокс | 2:34 |
3.04 | Новая правда | 3:06 |
3.05 | Армагеддон-попс | 2:11 |
3.06 | Непонятная песенка | 2:08 |
3.07 | Боевой стимул | 2:19 |
3.08 | Второй эшелон | 2:00 |
3.09 | Раздражение | 2:34 |
3.10 | Мы в глубокой жопе | 1:32 |
3.11 | Сквозь дыру в моей голове | 1:19 |
3.12 | Оптимизм | 2:08 |
3.13 | Система | 1:48 |
3.14 | Перемена погоды | 1:42 |
3.15 | Ответы на записки | 2:00 |
3.16 | Государство | 1:40 |
3.17 | Наваждение | 1:56 |
3.18 | Насекомые | 3:24 |
3.19 | Ответы на записки | 2:31 |
3.20 | Самоотвод | 2:15 |
3.21 | Лес | 1:47 |
3.22 | Иваново детство | 2:46 |
3.23 | Всё идёт по плану | 3:11 |
3.24 | Ответы на записки | 1:55 |
3.25 | Винтовка — это праздник | 1:48 |
3.26 | Русское поле экспериментов | 11:48 |
Выходные данные
Егор Летов — гитара, голос
Все песни: Егор Летов, кроме
«Лес» — Егор Летов и Олег «Манагер» Судаков
Звук, запись: Андрей Савчук
Реставрация и мастеринг:
Наталья Чумакова, ноябрь 2019 — март 2020
Фото: Спартак Черныш, Ангарск, 3.03.1990
Оформление: Андрей Батура
Благодарим Тимура Базарова, Катерину Марсову и Игоря Степанова за помощь при подготовке издания
© Егор Летов, 1990. © ГрОб Records, 1990, 2020. © & ℗ Выргород, 2020.
Фонограмма предназначена для частного прослушивания. Воспроизведение (копирование), сдача в прокат, публичное исполнение и передача в эфир без разрешения правообладателя запрещены. Музыкальный диск формата CD-Audio. Содержит музыкальную запись. Время звучания: CD1 — 68:33, CD2 — 49:56, CD3 — 67:11. Не подлежит обязательной сертификации. Не подвергать механическому воздействию! Избегать попадания на компакт-диск прямых солнечных лучей и влаги! Изготовлено в России. Изготовитель: ЗАО «Инновационные технологии», РФ, 121248, Москва, Кутузовский просп., д. 1/7, стр. 1, лицензия МПТР России серии ВАФ № 77-231 от 12.10.2005 г. Адрес для направления претензий: ООО «Выргород», 103104, Москва, Сытинский туп., д. 3а, стр. 2.
Выргород: wyrgorod.ru, ales@wyrgorod.ru, +7 916 36 56 000
Штрихкод: нет
CD матрица (CD 1): CDWYR-215-1
CD матрица (CD 2): CDWYR-215-2
CD матрица (CD 3): CDWYR-215-3
SID коды матриц: нет
SID коды пресс-форм: IFPI ALM03
Текст на внутр. кольцах: ООО "Инновационные технологии" Лицензия №77-347
Примечания
В марте 1990 года Егор играл несколько концертов в Иркутской области: Усолье-Сибирском, Ангарске и, собственно, Иркутске, где в один день состоялось аж два выступления подряд. Оба были записаны — пусть и не слишком качественно из-за отсутствия приличных микрофонов. Время от времени запись обрывалась или включалась не с начала песни. Копию плёнки организаторы отдали Егору, который, к сожалению, стер её почти целиком — осталась лишь концовка второго концерта. Из этих записей он составил компиляцию, которую мы готовили к изданию ещё при его жизни, но что-то тогда не сложилось и работу мы не закончили.
Сейчас выяснилось, что существует и полная запись этих двух концертов, в том числе с ответами на записки из зала. Её пришлось взять из интернета, поэтому качество довольно плачевное, кроме того, по неизвестной причине порядок песен там не оригинальный. Уцелевшая часть второго концерта (начиная с трека 19) оцифрована с плёнки из нашего архива.
Наталья Чумакова,
май 2020 года, самоизоляция
Пять дней в марте
После первого успешного приезда Янки в 1989 году мы поняли, что на этом останавливаться не стоит. Спустя короткое время через Валеру Рожкова Егор Летов предложил выступить у нас, мы с радостью согласились и договорились провести концерт в начале марта 1990 года.
День первый.
Иркутск. Прилёт
События того дня я помню смутно. Вроде бы мы выпили сперва у меня за встречу, а затем пошли продолжать веселье к знакомому, Виктору — детскому врачу-анестезиологу, где и заночевали. У Виктора был свой дом на Нижней набережной в самом сердце заповедных, совершенно диких мест, которые особенно пришлись по сердцу Егору. Неподалёку находилась полузаброшенная лесопилка, из которой местные жители черпали запасы стружки, опилок и досок. В вечернее время, едва солнце исчезало за другим берегом Ангары, лесопилка превращалась в замечательную локацию из «Кошмаров на улице Вязов». В самом центре находилось обширное пустое пространство, на котором кто-то установил дорожный столб с рукописной табличкой «Площадь Хомякова». Видимо, именно здесь скрывались от советской власти последние славянофилы, пока не превратились естественным путем во всю ту же пыль и опилки. Энергетика места восхитила Егора, он говорил, что это прямо декорации из «Сталкера».
День второй.
Усолье. Первый концерт
На следующий день мы с Егором отправились на электричке в Усолье. Приехали в нужное кафе и онемели. Всё помещение было затянуто маскировочной сеткой. С неё уныло свисали одинокие противогазы. Организатор выступления местный поэт и общественник Александр Гордин думал, что раз группа называется «Гражданской Обороной», значит, исполняет песни военно-патриотического содержания. Чуть позже в зале стали появляться зрители. Мы снова испытали некоторый шок. Все они как на подбор были крепкими, плечистыми, коротко стриженными и все в тренировочной форме. Егор был удивлён однородностью публики, но я просветил его насчёт Усолья. Усолье — город гопнический и даже Ангарск в этом ему не конкурент. Когда концерт подошёл к концу, Летов сказал, что готов отвечать на вопросы. По рядам пробежал шумок, наконец, встал самый авторитетный гопарь и сказал:
— Егор, у тебя нормальные песни и парень ты видно толковый. Но скажи нам, почему в твоих песнях так часто упоминается слово «жопа»?
Первый раз я увидел Егора таким растерянным. Он начал сбивчиво оправдываться, говорить, что на самом деле это слово совсем не часто встречается, в любом случае реже, чем другие матерные слова, но народ уже стал понемногу заводиться. «А почему у тебя такие волосы?», «А почему твоя гитара обклеена какой-то бабской хуйней?» — такие вопросы следовали один за другим. Снова подошёл кто-то из знакомых:
— Надо срочно линять, Гордин уже открыл заднюю дверь. Скажи Егору, чтобы он заканчивал, а мы будем ждать вас на улице.
Я подошёл к Егору и шёпотом обрисовал ситуацию. Он быстренько свернул разговор, и мы стремительно свалили через подсобку наружу. Оттуда нас дворами увели в безопасное место, где мы отдышались и махнули по стаканчику.
День третий.
Иркутск
Был арендован зал ДК «Профсоюзов» на 800 мест — с тем расчётом, что в один день пройдут сразу два концерта (Егор согласился составить программу так, чтобы на них звучали совершенно разные вещи).
Несмотря на похмелье и вчерашнюю суету, Егор вышел на встречу намного живее, чем я. Я что-то быстро промямлил, что «студия MCA рада представить вам нашего гостя, знаменитого Егора Летова из группы «Гражданская Оборона», после чего благополучно сполз со сцены и хлебнул ещё.
Первый концерт закончился на ударной ноте. Толпа бесновалась так, словно перед ними стоял не человек с гитарой, а полноценная группа. Мы объявили часовой перерыв между концертами и хорошо выпили. Егор был в восторге от звука, его познакомили со звукооператором.
Толпа на втором концерте неистовствовала с ещё большей силой, оставив после себя выдранные с корнем кресла, испорченные стены, гору пустой тары и множество использованных презервативов в глубине зала.
День четвертый и пятый.
Ангарск и Иркутск
На следующий день состоялся концерт в Ангарске. В ТОМе нас встретили, накормили. Татьяна Блажко как человек понятливый смешала трехлитровую банку «кровавой Мэри». «Мэри» сотворила с нами чудеса: все ожили, разговорились и вскоре оказались морально готовыми к очередному концерту. Зал был полон, но со звукооператором в этот раз не повезло — звук был отвратительным. Егор в перерыве сказал, что по-хорошему при таком звуке стоит просто вставать и уходить. Тем не менее концерт довели до конца. Мы допили спиртное, расстались с Суром и Семёновым и поехали в Иркутск. Снова была пьянка у врача- анестезиолога. Из гостей возвращались уже под вечер следующего дня. По дороге увидели, как горел большой деревянный дом. Егор встал как вкопанный и смотрел не отрываясь: «Я обожаю пожары. Вот так бы стоял и смотрел. Вы идите, я вас догоню».
День шестой
Егор улетел, забрав копии концертных записей. Я впервые за неделю нормально выспался. Через несколько лет Егор вновь приехал, устроил ещё раз неистовые по энергетике сольные выступления. Но это уже совсем другая история...
Игорь Степанов,
Винные Мемуары,
организатор концерта
Место
Концерты проходили в ДК Профсоюзов, расположенном на северном склоне Иерусалимской (ранее Крестовской, Крестовоздвиженской) горы. Выше, сразу за самим зданием ДК, находится парк, который ошибочно считают частью Иерусалимского кладбища. Кладбище находится западнее, а этот парк был частью усадьбы Владимира Платоновича Сукачёва, основателя Иркутской картинной галереи (перемещённой позднее в Иркутский областной художественный музей). Так что парк в те годы хотя и мог выглядеть мрачно, по сути своей ничем не мрачен. Чуть выше, в парке же, стоит танк Т-34-85 «Иркутский комсомолец», воспетый сибирскими панками в своих произведениях прямо или иносказательно, от Dr. Max-а до Угла.
Здание было построено в 1970 году по проекту Владимира Азариевича Павлова. В стиле, представьте себе, иркутского необрутализма. Концертный зал ДК был способен вместить 800 человек. Некоторое время в ДК репетировали «Семь Симеонов» — джазовый ансамбль, состоящий из членов семьи Овечкиных. За пару лет до концертов Егора (а именно 08.03.1988) они пронесли на борт самолета оружие (спрятав его в кофрах с музыкальными инструментами) и захватили самолёт с целью бегства из СССР. Самолёт спецслужбы брали штурмом, обе стороны поубивали и покалечили много людей. Вот ходили эти ребята по тем же фойе и коридорам, что и публика на концерте. Замыслы свои вынашивали.
Ещё в 1980-х годах в ДК по воскресеньям собирались филателисты. Всесоюзное общество филателистов было легальной культурно-просветительской организацией, так что и собирались они легально. Рядом с ними заседали коллекционеры открыток и календариков — ввиду явной и полной безобидности их никак не преследовали. Нумизматы и фалеристы — как публика потенциально более криминальная (или, как теперь говорят, мутная) — в ДК не допускались и собирались у парапетов лестниц, ведущих от фонтанов к ДК. Даже если не считать, как чтимый мной Э. В. Лимонов, что «коллекционеры — это отдельная раса людей», нельзя не признать, что народ это странный. Не буду всех клеймить, среди коллекционеров (не важно, чтó они коллекционируют) есть достойные и добрые люди. Но очень велик процент людей, постоянно одержимых мелкими (подчеркиваю: именно мелкими) бесами, заметны и откровенные сумасшедшие. А многие в обычной жизни ничем не одержимы: люди как люди. Но вот приходят на место сборища, а там зимой в снегу, летом
в траве, круглый год сидят местные мелкие бесы, на них набрасываются и временами одолевают. По поведению людей это заметно. Но человек уходит, а бесы остаются сидеть в траве или в снегу. Легион их там или меньше было — не знаю, но присутствие чувствовалось.
Адрес у ДК был (и остаётся): ул. Декабрьских событий, 102. Под декабрьскими событиями следует понимать бои 1917 года между юнкерами и большевиками, ещё до
начала Гражданской воины как таковой. По масштабу и по количеству жертв боёв этого периода на первом месте стоит Москва, на втором — Иркутск, на третьем — Таганрог. В остальных городах народ стал кидаться друг на друга позже, уже в 1918 году. Это название улица получила в 1920-м, до этого она называлась Ланинская, а ещё раньше Московская. Ниже ДК две площади: Конституции (брежневской, 1977 года) и Декабристов (ранее Успенская). Местных жителей потому было принято называть «площадинские».
Музыка
На концерт я пришёл с целью людей посмотреть да себя показать. Записей «Обороны» я не имел, послушать ни у кого не брал, и если вообще что-то слышал на тот момент, то краем уха, случайно. Увидел субтильного человека (прозвище «Дохлый» очень подходило Егору), поющего под гитару (но яростно, этого не отнимешь) свои песни. Всё это совсем не походило на ранние Celtic Frost и Bathory, и оставило меня равнодушным. Я никак не предвидел, во что это выльется годы спустя, и вообще, чем это станет для русского народа. Не думаю, что и кто-то в зале тогда осознавал, с каким явлением он имеет дело.
Люди
Разумеется, на концерт пришёл весь тогдашний субкультурный бомонд (в 1990 году это называлось «тусовка»), не особенно на тот момент многочисленный и выглядевший довольно затрушенно. Люди в косухах, с патлами до пояса или цветными ирокезами как-то не бросались в глаза. Что и неудивительно: получить по башке за сколько-нибудь девиантное поведение или внешний вид можно было в любом районе города, и «площадинские» тоже толстовство не исповедовали. Запросто можно было увидеть шапку-петушок, плащ из болоньи и усы под носом — то, что спустя пару-тройку лет станет просто немыслимым. Свитеров домашней и фабричной вязки — не сосчитать. Десяток тогдашних панков и десятка два-три их прихвостней, многочисленные студенты училища искусств, музыкального и театрального училищ, само собой. Творческие учебные заведения в любом городе — это рассадник субкультур или того, что себя за субкультуры выдаёт. Встретил двух своих бывших одноклассников, оба учились в ИПИ и оба были в серых фуражках с невысоким околышем (да и тулья невысока), несколько лет спустя такие головные уборы стали называть «жириновками». Больше я этих ребят никогда не видел — ни на концертах, ни вообще.
Это был такой этап: перестроечное телевидение всячески продвигало рок-музыку, и буквально два-три года покупали пластинки и ходили на концерты люди, которым это не особо-то было и надо. Но это было модно, что ли. А на что именно ходить — особой разницы не было. Приедет «Бригада С» в ДС «Труд» — сходим туда, приедет какой-то (на тот момент) Егор Летов — ну и на него пойдём. А массы явных «неформалов» в Иркутске тогда ещё не существовало, отдельные только личности. Так что годом позже подавляющее большинство посетителей концерта на него бы уже не пошло. И огромное количество других, новых (и молодых) людей пришло бы на него с радостью.
Убранство зала было шикарным. Или как минимум дорогим. Кресла обтянуты бархатом, пол покрыт коврами. Стены каким-то непростым дерматином покрыты. И всё это было ещё относительно (или почти) новым. Панки и их суппорт, хотя и были немногочисленны, сумели разделать всё это втихаря, но под орех. Без внешних признаков дестроя, впоследствии ставших традиционными для концертов Егора (пого-пляски на передних рядах кресел, битьё стёкол и морд), а так как-то, присел, пара движений «мойкой» по соседнему пустому креслу — и дальше пошёл. И разломали не передние ряды кресел, а задние. Конечно, везде валялась пустая стеклотара, но массовых беспорядков не было: удельный вес тех, кто хотел бы их организовать или хотя бы в них участвовать, был очень мал. Пришлось ограничиться тихим потрошением кресел.
Что ещё? Остекление у фойе было от пола до потолка. Стены и пол светлые, тёплый заполняющий свет, да и вообще тепло. На улице что? Темно, накопившийся за зиму снег, 6 марта в Иркутске — это полноценная зима.
Теперь в этом здании находится скалодром «Панорама». Рождённые в XXI веке люди, купив билет или абонемент, лазят по стенам. Разумеется, со страховкой. Все они трезвые, и я уверен, никто из них не закидывается «Калипсолом» перед тем, как лезть на стену. Коллекционеры собираются в другом месте, и мелкие бесы последовали за ними. Тишь и гладь. Разве что летом вода в фонтанах (надеюсь) журчит.
Дмитрий Кожевников, зритель,
впоследствии музыкальный издатель,
Neuro Empire Records
Версии
Комментарии
+ Ёфикация: «заведенного», «стер», «путем», «четвертый», «самолета», «подчеркиваю».
10.09.2020 Егор Летов. Мёртвый сезон. Концерты в Иркутске 1990
Выргород представляет полную запись акустических концертов Егора Летова, состоявшихся в Иркутске в марте 1990 года. Мы подготовили два варианта издания: однодисковое издание с компиляцией из двух концертов, подготовленное Егором Летовым, и трёхдисковое издание (компиляция, полная запись первого концерта, полная запись второго концерта), укомплектованное буклетом с воспоминаниями организатора концертов и одного из зрителей, впоследствии ставшего музыкальным продюсером и издателем.
В марте 1990 года Егор играл несколько концертов в Иркутской области: Усолье-Сибирском, Ангарске и, собственно, Иркутске, где в один день состоялось аж два выступления подряд. Оба были записаны — пусть и не слишком качественно из-за отсутствия приличных микрофонов. Время от времени запись обрывалась или включалась не с начала песни. Копию плёнки организаторы отдали Егору, который, к сожалению, стер её почти целиком — осталась лишь концовка второго концерта. Из этих записей он составил компиляцию, которую мы готовили к изданию ещё при его жизни, но что-то тогда не сложилось и работу мы не закончили.
Сейчас выяснилось, что существует и полная запись этих двух концертов, в том числе с ответами на записки из зала. Её пришлось взять из интернета, поэтому качество довольно плачевное, кроме того, по неизвестной причине порядок песен там не оригинальный. Уцелевшая часть второго концерта оцифрована с плёнки из нашего архива.
Наталья Чумакова, май 2020 года, самоизоляция.Трёхдисковое издание будет доступно с 17 сентября 2020 г.
Ссылки
Релиз на discogs.com.
Релиз на Выргороде.