источник: | |
дата: | 1998; 2001 |
издание: | «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | Екатерина Борисова, Яков Соколов |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1998; 2001 |
издание: | «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | Екатерина Борисова, Яков Соколов |
см. также: | Изображения |
Домой! / Продано!
(акустика) (1989)
Время звучания: 45’48
Музыка и тексты: Янка Дягилева.
Янка —гитара, голос. Егор — эл. гитара, голос.
Записано в январе 1989 года в домашней студии Сергея Фирсова.
Цифровой ремастеринг — студия «Calipso music».
Продюсер: Сергей Фирсов.
Фото: Валера Федотов.
Дизайн: Дрон, «Manchester Files».
Исполнительный продюсер: Игорь Дранкевич для «Manchester Files».
Художник: Алексей Гелтер.
Издан в 1995 году на МС и в 1997 году на CD фирмой «Manchester Files» под названием Продано! В кассетном варианте исполнительным продюсером указан Андрей Бурлака.
Из: «ГРОБ-ХРОНИКИ»
Записан в январе 1989 года у Фирика дома. Янка — вокал и акустическая гитара, я — электрическая гитара (да и то не везде). Запись предназначалась, как и мой вышеупомянутый альбомчик 1, для переправки во Францию и распространения там среди русской эмиграции, что с успехом и произошло. Название записи дал, кажется, Фирик, чем внёс крайнюю путаницу, так как у Янки, как известно, есть одноимённый «оригинальный» электрический альбом. Правда, в то время, когда предпринимался фирсовский альбом, он только планировался, но всё же...
Е. Летов
«КонтрКультУр’а» № 3/1991
- ^ Русское Поле Эксперимента.
* * *
Восходящая звезда сибирского рок-возрождения, Янка впервые появилась в сопровождении ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на Тюменском панк-фестивале под псевдонимом ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ. Её удивительно мелодичные, какие-то колдовские мелодии и хлёсткие, порой яростно-откровенные тексты ошеломляют с первого же прослушивания, мгновенно запоминаются и ещё долго всплывают в памяти неожиданными цитатами и характерным распевом, вызывающим ассоциации не то с наивно-искренней архаикой ранних блюзов, не то с чистыми гармониями подлинной русской песни. О ней трудно говорить, её надо слушать.
* * *
Ещё один исторический артефакт, доподлинную атмосферу которого нам, похоже, так никогда и не удастся восстановить. По отзывам очевидцев, тогда что-то носилось в воздухе — и хотя Янкины «песни-плачи, песни-исповеди» не звучали ещё с той мучительной болью, которой будут пронизаны её последние записи, концерты того времени, осени 1988-го, остались для многих самым сильным впечатлением от голоса и эмоционального накала песен Янки Дягилевой. Запись 1989 года сделана как послесловие к серии питерских квартирников, и теперь, когда её может услышать каждый, эти 19 песен, возможно, зазвучат по-новому и сотрут устоявшееся, но, как представляется, не совсем верное представление о том, кем была Янка для российского рок-н-ролла.
* * *
О Янке Дягилевой написано пока совсем немного. Преобладают определении типа «песни-плачи», «бабья песня Башлачёва» и т. п. У неё это всё есть, но практика «сравнительного анализа» не позволяет в должной степени оценить песни. Может быть, потому, что биографически Янка накрепко «привязана» к новосибирскому рок-движению, к панкам, к Егору Летову, а может быть, просто из-за невнимательного отношения к «оригинальным творческим формам».
Создаётся впечатление, что Янка лихорадочно искала оптимальное средств самовыражения. Её законченная программа (одна-единственная, по сути дела) переписывалась несколько раз: содержание «альбомов» во многом совпадает.
Перед вами одна из версий: акустика, записанная на домашней студии Сергея Фирсова в 1989 году. Здесь спеты практически все песни, вошедшие в основные электрические альбомы Ангедонию и Домой!
Александр Полищук
FUZZ № 28/1995
Из статьи: «НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ»
Питерская фирма «Manchester» в серии «Архив русского рок-н-ролла» выпустила две кассеты одной из самых ярких и в то же время самой малоизвестной широкой публике звезды русского рока — Янки Дягилевой.
Это два альбома — Продано и Домой, акустический и электрический 1 соответственно. Материал на обеих кассетах процентов на 40 совпадает, различаясь, как уже было сказано, лишь способом исполнения. Таким образом, поставлена точка в увековечивании самого романтического, героического и — самое главное — талантливого периода развития русского рока (1985–1990 гг.), когда он, ещё не выйдя полностью из подполья, но, уже врастая своим авангардом (главным образом — питерским) в масс-культуру, достиг самых головокружительных творческий высот. А всё, что было потом — это просто шоу-бизнес.
И нынешние рок-звёзды — НАУТИЛУС, АКВАРИУМ, АЛИСА, ДДТ, ЧАЙФ, АГАТА КРИСТИ, Сукачёв и прочие герои телеэкрана в этом нашем шоу-бизе довольно неплохо себя чувствуют. И даже время от времени вместе с Шуфутинским и Наташей Королевой призывают голосовать, чтобы не проиграть.
Самые талантливые либо ушли в тень (Мамонов, Шумов, Агузарова), либо стали абсолютно другими, практически родившись заново (КАЛИНОВ МОСТ), либо погибли (Башлачёв, Цой, Майк и Янка).
«Король и королева» русского андеграунда — это, безусловно, Башлачёв и Янка. Он — Поэт, она — чистый крик, искренность за гранью дозволенного, сама боль. И то и другое по древней русской традиции всегда заканчивается суицидом и молчанием толпы. И герои 80-х в этом смысле не исключение. (...)
Кстати, тот же «Manchester» выпустил и кассету самого близкого Янке человека, Егора Летова — Русский Прорыв В Ленинграде.
Дмитрий Никитинский
«Красноярский Комковец» 9.10.1996
* * *
Какую же нечеловеческую благодарность нужно высказать Сергею Фирсову, главному СНГ-шному магнитоальбомному архивариусу, сохранившему для нас работы легенд русского рока!.. Янка выросла из тех же корней, что и Башлачёв, только Александр прибегал в своём творчестве преимущественно к крупным формам подачи песен в отличие от коротких «выстрелов» Дягилевой. По музыкальному же воплощению и идейной направленности своих стихотворений она — это, несомненно, Летов в юбке, чьё влияние на неё не ограничилось тем, что Яна стала соратницей Егора по одному из разновидностей рока, а оказалось в конце концов, увы, роковым... Песни (точнее, стихи, ибо мелодики здесь никакой нет) Дягилевой красивы, красивы в своём безрассудстве, диком созвучии поставленного голоса, который, услышав однажды, уже ни с каким другим не спутаешь, и той убеждённости в отрицании всего и вся. Они об абсолютном неверии в лучшее, о неизбежной фатальности скорой смерти — упадничество наивысшей пробы, упадничество агрессивное и завлекающее. В них неприятие окружающего мира — позиция, имеющая право на жизнь, но лишь тогда, когда за ней следует вывод: несмотря ни на что, жить-то надо! Если не можешь изменить что-то вокруг себя, работай над своим внутренним «я», и тогда ты изменишься для других людей и им будет легче... Её крик о том, что ничего хорошего на этой земле нас не ждёт, логичен, но чувствовать себя слабым гораздо легче, чем стать сильней. Не за счёт кого-то, а таща за собой слабых. Слушайте Янку, веря, слушайте, черпая крохи света, которые изредка, но проглянут посреди «в тихий омут буйной головой» («На черный день»), «нас поведут на убой» («Особый резон»), «как мне х...»1 и «продана смерть моя» («Продано»)... «Гори, гори ясно!», «По трамвайным рельсам», «Я стервенею», «Полкоролевства», «Мы по колено»... Попробуйте что-то сделать. ОК?
«Музыкальная Газета» № 21/1998
- ^ Песня «Печаль Моя Светла».
* * *
Песни удивительной силы, красоты и чистоты. Запись, сделанная Сергеем Фирсовым, вполне вероятно, — наиболее удачная по саунду и по настрою, — насколько это вообще возможно в применении к андерграунду, — из всех, что нам оставила эта удивительная девушка. Композиции из двух различных программ Янки не кажутся вырванными из контекста, благодаря, в основном, особой значимости каждой из них для всех тех, кто помнит и любит её. Отличная подборка, прекрасно изданная и составленная. И актуальная для каждого из нас, пускай кто-то полагает, что за последние годы в нашей стране одна эпоха уже окончательно сменила другую, прежнюю. С прошествием времени становится все очевиднее, что песни Янки — вовсе не политические злободневники, а нечто большее.
* * *
Янку Дягилеву всегда сравнивали с Дженис Джоплин и (что ближе к истине) с Патти Смит. Она появилась на рок-сцене в конце 80-х со своей группой ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ, потом выступала с Егором Летовым. Умерла в 1991. «Она была как оголённый нерв», — так о ней говорили. Панк-фолк-рок-бард — этим сложным словопостроением рок-журналы определяют Янкин стиль. Насколько точным является это определение? Её песни, уводящие во мрак отчаяния, кажутся панковскими лишь потому, что беспросветность в её голосе напоминает о любимом панками лозунге «No Future». В её пении слышатся фолк-мотивы — но это лишь из-за искренности, порой чрезмерной, даже невыносимой. Бард? Да, но лишь потому, что она гораздо привычнее звучит в акустике — кажется, лишь акустика может передать все смысловые оттенки её песен. Но всё это — стопроцентный рок. Тот его пугающий вариант, когда смерть музыканта становится логическим финалом его творчества. «Эта поэзия названа „рок“, но она имеет мало общего с тем, западным, который умеет блевать и плевать, но не умеет плакать. Ему нечего оплакивать, потому что они не имели того, что мы потеряли», — сказал Гребенщиков. Янку мы потеряли. Альбомы остались.
Ксения Рождественская
Звуки.Ру (Music.Ru) 6.03.1999