источник: | |
дата: | 1996.10.09; 1996.10.16 |
издание: | Красноярский Комковец №№ 40; 41 «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Дмитрий Никитинский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1996.10.09; 1996.10.16 |
издание: | Красноярский Комковец №№ 40; 41 «Янка» (Сборник материалов) — фрагмент статьи |
текст: | Дмитрий Никитинский |
фото: | |
см. также: | Изображения |
«„Магина“ — „болезнь реки“. Когда я был мальчиком, я слышал об этом. Болезнь памяти и воспоминания. Она нападает на людей, которые живут на речном берегу. Вами начинает овладевать сильное желание, которое толкает вас к движению всё дальше и дальше — скитаться без смысла, бесконечно. Река извивается; раньше люди говорили „река живая“. Когда она меняет свой курс, то никогда не вспоминает, что когда-то текла на запад с востока. Река забывает сама себя».
Карлос Кастанеда
КАССЕТНИК
Питерская фирма Manchester в серии «Архив русского рок-н-ролла» выпустила две кассеты одной из самых ярких и в то же время самой малоизвестной широкой публике звезды русского рока — Янки Дягилевой.
Это два альбома — «Продано» и «Домой», акустический и электрический соответственно. Материал на обоих кассетах процентов на 40 совпадает, различаясь, как уже было сказано, лишь способом исполнения. Таким образом поставлена точка в увековечивании самого романтического, героического и — самое главное — талантливого периода развития русского рока (1985–1990 г.г.), когда он, ещё не выйдя полностью из подполья, но уже врастая своим авангардом (главным образом — питерским) в масс-культуру, достиг самых головокружительных творческих высот. А всё что было потом — это просто шоу-бизнес.
И нынешние рок-звезды — «Наутилус», «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Чайф», «Агата Кристи», Сукачев и прочие герои телеэкрана в этом нашем шоу-бизе довольно неплохо себя чувствуют. И даже время от времени вместе с Шуфутинским и Наташей Королевой призывают голосовать, чтобы не проиграть.
Самые талантливые либо ушли в тень (Мамонов, Шумов, Агузарова), либо стали абсолютно другими, практически родившись заново («Калинов мост»), либо погибли (Башлачёв, Цой, Майк и Янка).
«Король и королева» русского андеграунда — это, безусловно, Башлачёв и Янка. Он — Поэт, она — чистый крик, искренность за гранью дозволенного, сама боль. И то и другое по древней русской традиции всегда заканчивается суицидом и молчанием толпы. И герои 80-х в этом смысле не исключение.
Когда Янка появилась на музыкальном горизонте, полчища фанов, оплакивающих конец «времени колокольчиков», встрепенулись. Когда-то Башлачёв объяснял, почему он не хочет больше петь свои песни: «Они лежали на столе, их мог взять кто угодно. Скорее всего — женщина. А взял — я. Я у женщины украл...» Янка — не версия Башлачёва, она — скорее его «бабья песня».
Янка не похожа ни на кого. Её мир — серая зарисовка, останавливающая строкой запустение, разорение, распавшуюся связь времён. Он состоит из трамвайных рельсов, шпал, светофоров, сапог, клеток... Урбанизированный милитаристский пейзаж, мир, населённый неодушевлённостью, и даже живое в нём сравнимо с мёртвым... Ближайшие зрительные ассоциации песням Янки — улицы американских фантастических фильмов, в которых последние уцелевшие на Земле люди сражаются с порождёнными ими самими и уничтожающими всё живое киборгами, машинами, режимами. Разница в том, что американцы доверчивы к хэппи-эндам, а нам история оснований для оптимизма не предоставила. Последние люди обречены... Песни Янки — плачи не только по содержанию, но и по звучанию гласных. Плач по новым, которые при жизни обречены на смерть. «Поплачь о нём, пока он живой!» — это требование В. Шахрина («Чайф») Янка пропевает самостоятельно...
Хочется травы, тёплого ветра, солнышка, но ничего этого нет и никогда не будет — слова только воспоминания о том, что должно было бы быть, — такое же воспоминание, как детские песенки и дразнилки, которые Янка включает в трагический мир своих плачей и баллад. «Дом горит, козёл не видит» — так говорят друг другу дети, приплясывая у костра. «Мы все козлы и заслуживаем жалости в равной мере. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Мы как дебильные дети приплясываем вокруг костра, в котором горит наш собственный дом...» — совсем молодая сибирская девушка едва ли не яснее всех услышала и воспроизвела мелодию страха и близящегося конца, переполняющие нас.
Вспоминает Андрей Бурлака, один из составителей «Архива русского рок-н-ролла»:
«Первый раз Янка появилась в Питере в начале осени 1988 — смутно припоминаю, что встретил её по пути на очередное мероприятие в ЛДМ в компании всеведущего Фирсова, который туманно представил её не то как знакомую Егора, не то как будущую басистку «Обороны». Одним словом, «человек из Новосибирска» — тогда эта магическая фраза была своеобразным сертификатом качества, гарантией, что ли, творческой незаурядности.
Знакомство было достаточно формальным, поскольку песен её я в ту пору не слышал, хотя ещё летом полевая почта «РИО» принесла боевую статейку о первом (и единственном) панк-фестивале в Тюмени («Так, чтоб звёзды с кремля слетели» в № 22). О её тогдашней группе «Великие октябри» (название в омско-тюменской традиции вербального экстремизма, но, надо признать, не из лучших) было сказано несколько тёплых и добрых слов, хотя от панка в янкиной музыке всегда было разве что неизбывное ощущение того, что перемен к лучшему в будущем ждать не стоит, да и будущего, как такового, нет.
Её первый (и чуть ли не единственный) питерский концерт был устроен в огромной и полуобжитой квартире на Лиговке: до сих пор не знаю, кто был её хозяином и как решился на такой отчаянный шаг. Собравшийся народ ждал Егора, но после первых же янкиных песен стало ясно: мы присутствуем при рождении нового феномена, по своему масштабу сравнимого с культовыми героями начала 80-х.
От того квартирника осталось острое и по сей день ощущение открытия: удивительный янкин голос, прямо-таки по шамански гипнотизировал, хотя мелодически все её номера были достаточно разнообразны, характерные интонации вокала кочевали из песни в песню, создавая впечатление постепенного погружения в мир её образов. А мир этот был начисто лишён красок, света и радости:
«Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам»...
Московский журнал «Урлайт» в своё время запустил в обращение остроумно-эффектное, хотя и не слишком корректное с точки зрения музыки определение: «Она звучит, как если бы в „The Stooges“ пел не Игги Поп, а Дженис Джоплин», хотя с моей точки зрения с Дженис её роднили разве что взгляд на положение вещей да причёска.
Что же до поэтической стороны, я бы рискнул сравнить её с Патти Смит — с поправкой на почти обязательный российский символизм: надо сказать, в песнях Янки редко присутствовали конкретные сюжетные ходы — порой в напечатанном виде текст выглядел как нагромождение не связанных контекстом образов и рваных фраз, однако голос и аккомпанемент заставляли их оживать и двигаться, как оживают в кино статичные фотографии.
...Нам приходилось встречаться ещё несколько раз на фестивале «Рок-акустика» в Череповце в январе 1990-го (где она выглядела безумно уставшей и лишённой энергии), ещё каких-то суматошных московских акциях, но самое сильное впечатление осталось (да и сейчас остаётся), всё-таки, от того — самого первого — концерта и сделанной по его следам Фирсовым записи. Тогда, по крайней мере, окружавшая её атмосфера надвигающейся катастрофы, торжествующего небытия, не ощущалась столь остро, и её песни-плачи по своей и чужим жизням, её так по-русски рвущие душу исповеди не звучали с мучительной болью, которой проникнуты её более поздние работы. Тогда, наверное, что-то ещё оставаясь впереди...»
Кстати, тот же Manchester выпустил и кассету самого близкого к Янке человека, Егора Летова — «Русский прорыв в Ленинграде». Летов также достоин упоминания на скрижалях русского рока. Но совсем по другой причине.
Вот как об этом пишет питерский журнал «Рок-fuzz»:
«Вам никогда не хотелось сжать зубы и долго, долго материться? Произносить самую непристойную ругань — но без адреса, или, скажем, биться головой о стену, чувствуя, как безумие охватывает мозг? Никогда-никогда? Ваше счастье. Возможно, вы — здоровый человек. Или безумие ваше иного рода, поскольку здоровых людей не бывает. А может быть, адреналин в крови толкает вас на подвиги? Вам никогда не хотелось что-нибудь разрушить. Или вот ещё вопрос: когда вы глядите в зеркало, вам не хочется... что-нибудь сделать со своим лицом? Как пишут во всяких тестах: если на все вопросы вы ответили „да“, то... по крайней мере, это честно. Ставьте кассету и вслушивайтесь в вопли Летова. Это — одержимый человек, он — великий рок-н-рольщик, хотя то, что он делает, не имеет ничего общего с музыкой. Все его высказывания — полный бред, не слушайте их. Его антикоммунизм и его же прокоммунизм, его мессианская идея — за всем этим видится тёмное, глубинное безумие. Оно рвётся наружу с его голосом, который так волнует задроченных эстетов. Этот человек намного перерос болезни возраста, которые одолевают большинство его поклонников, и теперь, кажется, перерастает самое себя. Душная патриотическая идея — ещё одно испытание для него. Я ничего не говорю о его музыке — не удивляйтесь. Музыки, собственно, нет. Музыка принадлежит культуре, а культура отвергается Летовым. Есть альбомы и кассеты, на которых этот философ-безумец пытается облечь своё безумие в слева. Есть концерты, где вы можете увидеть всё сами. Они мало чем отличаются друг от друга».
Впрочем, Летов сам сказал о себе лучше всех, хотя и имел при этом в виду Башлачёва:
«То, что делал Башлачёв — это некая система ценностей, которая стоит выше инстинкта выживания. Это то, что стоит за смертью. Поэтому эти люди внутренне максимально свободны. Они более циничны во внешних проявлениях, но они и более свободны. Поэтому здесь они долго существовать не могут. Свобода выбора, вообще какая-то свобода — это чрезвычайное зло, как у Достоевского...
Мне кажется, что это самый великий рокер из всех, кто у нас в стране был. Когда я первый раз его услышал, повлияло страшнейше. Не то, что повлияло, я от другого отталкивался и в музыке, и в текстах. От традиций английской «гаражной» музыки 60-х годов и от панка 80-х. А он к этому отношения не имеет. Он шёл от русских корней, от русской словесности. Причём замешано это было на принципе «треш», не в смысле «металлический», а это понятие такое на Западе, «помойка» называется, когда идёт один рифф и на нём начинается монотонный словесный наворот, типа шаманства, который нарастает, спадает и т. д. И к этому он подошёл как-то внутренне. Песня «Егоркина былина» очень глобальна. Вот в этом смысле он на меня очень сильно повлиял. Когда я его первый раз услышал в конце 86-го года, я очень удивился, как это можно так петь. Я тогда очень короткие песни, мелодичные, но злые и жёсткие писал. А он занимался тем, что делал развёрнутые вещи минут на шесть, такой страшный поток сознания. Страшный, очень яркий, ревущий, агрессивный. То, что к эстетике не имеет никакого отношения. Я считаю, что до сих пор его не понимают. Чем дальше, тем больше я нахожу что-то общее между ним и мной. Его можно понять, если находишь в себе то же самое, что и он находит. Я толком недавно понял «Посошок». Это величайший человек, который был у нас. Когда мы встретились, в 87 году, он мне очень не понравился. Это был убитый, совершенно разломанный, полностью уничтоженный человек, опустошённый совершенно. Я же тогда находился на пике энергии, то есть ещё верил, что можно что-то изменить, а он уже нет. Я тогда обломался. Сейчас его понимаю».
О последних днях Башлачёва вспоминает его подруга Анастасия Рахлина:
«Когда Башлачёв почти перестал давать концерты, но всё-таки появлялся на чужих, друзья — как люблю я это слово, «скажут друзья», «спросят друзья», вечные статисты сложных сцен, — так вот, друзья спрашивали — почему, Саша, не поёте? Тут и прорезался комбинацией уже звеневшей темы тот самый его знаменитый вопрос — зачем? Нельзя сказать, что он оставался без ответов, но в этом-то вся и штука — их было на удивление два, но достойных друг друга. У тебя есть дар, отвечали друзья (что тоже хотелось бы заключить в кавычки, да на авторов не сослаться), Бог дал тебе этот дар, а всем не дал, поэтому ты не можешь распоряжаться им по своей воле, должен вернуть его людям, и поэтому должен петь.
Или? «Люди делаются лучше, слыша твои песни. Они очищаются, что-то в этом роде. Типа — посмотри на нас, мы уже частично очистились, то ли ещё будет».
«И труд нелеп, и бесполезна праздность, и с плеч долой всё та же голова, когда приходит бешеная ясность, насилуя притихшие слова».
Ну и он «глядел голубыми глазами, треуголка упала из рук», и далее по тексту. Хотя нельзя сказать, что всё было так грустно, весёлые песни тоже, кстати, были. «Слёт-симпозиум» и «Подвиг разведчика», например. Сразу за ними в блоке шёл процитированный выше «Грибоедовский вальс», однако публика продолжала по инерции смеяться, и самое страшное, что есть на записи последнего концерта, — вот этот самый смех публики. «Кого везёте?» — «Грибоеда». Ну а потом в моду вошёл вопрос «почему» — «почему» он это сделал. Имелось в виду самоубийство. Как ни в чём не бывало, в Ленинграде начиналась весна, и Женя Каменецкая сказала — дурак, потерпел бы немного, прыгал бы сейчас, веселился. Что тоже было правдой. «Заводное чучело, слепой бурлак, весь мир на ладони, весь мир на ладони, весь мир на ладони войны, покажи ей кулак».
Впрочем, апокриф утверждает, что якобы именно тогда некий Борис Гребенщиков сказал: «Башлачёв поставил точку». Но мне скучно думать о судьбах русского рок-н-ролла в общем и целом, «время колокольчиков» которого, отзвеневшее к концу восьмидесятых, было настоящим. (Как нынешнее отчасти сойдёт за грядущее и потому ещё — маловнятное).
Рукописи горят в руках — тема «остановись, мгновенье» разрешается в искусстве, по определению останавливающим его. Тоже Сашина теория. Коих, кстати, было много, неизбежно заканчивавшихся «хотя на самом деле всё наоборот» или «на самом деле всё по-другому». Нельзя сказать, что Башлачёв, называемый друзьями Саш Баш, даже таким образом и даже им был понятен. Женщинам, возможно, больше, но это — от Любви, без которой он не обходился, и если было ключевое слово — то именно это, принципиально рифмуемое со словом «кровь».
«Наш лечащий врач согреет солнечный шприц, и иглы лучей опять найдут нашу кровь. Не надо, не плачь — сиди и смотри, как горлом идёт любовь».
Не зря, думаю я, сжёг он все бывшие под рукой черновики, ведь неспроста навсегда осталось в забытой тетрадке карандашом написанное и не спетое никому. Впрочем, некоторые издатели его альбомов тоже могли бы добавить что-то к этому списку, датируемое не далёким прошлым и легко объяснимое таковой работой техники, при которой — горят в руках. Но вот книга — «где дымится вязь беспокойных строк», — отлежав в отстойнике времени положенный срок, есть единственное, что существует почти вне его. Поговорим о восприятии публикой, которое было — голод. Именно так, буквально (тоже, кстати, Сашина теория, лишённая привычного «наоборот» — про неслучайность слов, которые всегда следует понимать буквально). Но ведь действительно — ворвался свежим ветром, как в подобных случаях говорится, пролился дождём — «я позвал сюда гром — вышли смута, апрель и гроза!»
Первый вопрос — «написал ли новые песни?» Та жизнь, что в пересказе звучит так романтично — без дома, с рюкзаком и гитарой, по квартирам чужих друзей, чтобы успеть по всем рукам, что хотят тебя и меня, в качестве платы требовала — спой. Отчего ж не спеть — но когда перестал вестись, почуяв за жадностью не жажду, но голод, «чума, чума в индустриальном голоде» — вот тогда всё и началось. Эта комбинация называлась: «С вас аккуратом... ох, темнотища! С вас аккуратом выходит — тыща!» Таков был ответный ход той жизни, которая в пересказе звучит... «Александр ...вич, Александр ...вич!» — заревело несколько голосов. Но никакого Александра ...вич а не было«.
Ну, может быть, защитные системы не сработали. Вернее, сработали, но как бы в своём ключе, в том смысле, что «кого нам жалеть? Ведь ты, как и я, сирота. Ну что ты, смелей! Нам нужно лететь. А ну от винта! Все, все от винта!»
Вот все от винта и посыпались. Так, в числе прочих, разрешилась эта комбинация, но вопрос лейтмотива мы оставим за кадром. «На самом деле, всё наоборот» — и справочники, как назло, противоречат друг другу, а из задачника заботливой рукой выдрана страничка с ответами».
Из воспоминаний однокурсника Башлачёва А. Измайлова:
«Сейчас о нём много и плохо пишут. Я тоже пишу о нём много и плохо. О ком угодно можно написать хорошо — а о нём нет. О нём пишут чуточку — что он был автором гимна рок-поколения «Время колокольчиков». Его имя упоминают, рассуждая о рок-поэзии. И никто не заметил, что никаким рокером он не был. Да, он кормился от рок-публики, устраивая на квартирах рискованные концерты за плату. Он был поэтом, бродягой, пророком, кем угодно, но не рокером. Его имя — событие в современной русской культуре и связано с нею, а не с роком.
Он сразу знал, что слава певца Штоколова ему не светит. Что поп-звездой типа Валерия Леонтьева ему не быть. Ему не догнать мастеров быстрой игры и прочих искушённых виртуозов. И Саша выбирает эстетику колокольного звона: она сурова и проста, у неё нет тысячи правил и законов, которыми Саша не собирался связывать себе руки. Колокол — это гражданский призыв, он не играет, он бьёт, он не поёт, а зовёт. У Саши почти не осталось приличных записей — всё шкалит, потому что поначалу он не пел, а кричал. Саша знал, что не получит высоких оценок у высоких ценителей, например, он сразу поссорился с Градским, с первой и единственной встречи. Саша требовал для себя особой шкалы: не потому, как сделаны песни, а по тому, что они сделали с вами. Искусство в Сашином понимании — это не вышивание шёлком по бархату, а грубое переплетение гражданской боли с сердечной...
Однажды я нашёл в дневнике Толстого мысль: жить надо так, будто у тебя в соседней комнате умирает ребёнок, всегда на этой высоте, тем более, что так оно и есть — этот ребёнок умирает всегда, это ты. В Ленинграде Саша начал новую жизнь стремительную, высокую, жизнь перед смертью. Его не поймут люди, кто умрёт на своих диванах, кто живёт не торопясь. Мы его не поймём, мы, долгожители с огромными, как пропасти, безразмерными жизнями-гигантами. Приличные люди его не поймут, и сейчас я часто слышу ревнивые слова о нём: ну чего он добился! Ну, вышла пластинка, ну, напечатают сотню его стихотворений, ну и что? Так вот это и есть! То, что к его жизни нельзя отнестись спокойно. Его можно ненавидеть, любить, сходить с ума от зависти, но от него не отделаться просто так. Каждый, кто прикасается к нему, обжигается и мучительно сравнивает свою жизнь с его жизнью, и при сравнении вылезает вся эта житейская подлость, в которой не хочется сознаваться. Башлачёв касается всех. Саша западает в любую память, к нему рано или поздно возвращаются разговоры, они не дают покоя и будут мучить, пока не отдашь ему всё, что для него можешь...
Когда вспоминаешь — видишь совсем не то, что видел. Сейчас мне кажется, что на концерте в общежитии архитектурного института в Свердловске его освещали красным светом, и над ним косо было занесено чёрное облако. И голос его был свеж, как ночная река. Ему почти не хлопали, расходились испуганные. Кто-то спрашивал, когда будет дискотека. Кто-то ворчал, что это что-то среднее между Высоцким и Гребенщиковым. А я радовался, именно радовался: они не видят, дураки, не видят! Это же новая звезда, и никто не заметил. А я заметил, я первый его открыл! Потом я писал письмо: «Саша, ты нашёл горячий, раскалённый путь. Сегодня всем нужен гений, который выведет старую русскую песню на современный свет. Как спиричуэлз перешли в джаз, джаз в регтайм, тот в рок-н-ролл, а тот — в рок, так и ты выведешь русский путь, но не на негритянской основе, а на русском ладе, на русской крови. Я согласен быть просто опорой на этом твёрдом пути, а ты — иди, ты — звезда!»...
Саша прожил величественную жизнь, оттого и пишут о нём так плохо — это величие не передашь: выходишь на пошлейшие штампы, кромсаешь кровоточащий черновик — всё равно лезет пошлость, некроложество, над которым сам смеялся. Наша обыденная житуха никак не приспособлена для величия. В день похорон на квартиру пришли сантехники — их месяц вызывали чинить унитаз. Ещё до похорон рок-клуб устроил поминальный концерт, и это, говорят, было ужасное кощунство, рок-поминки — это такая же дикость, как джинсовый саван. Два месяца после похорон рокклубовцы спаивали Сашину жену, дня не было трезвого, всё было как в бреду, квартиру разгромили, гитару разломали».
Женя — Сашина жена — рассказывала:
«Одна девка до истерики себя накрутила, поймала момент, полезла в окошко — я хочу к нему. Ох, как же я её отхлестала тогда, до слёз, до крови из носу, сволочь.
Саша готовился к самоубийству: сжёг черновики, изорвал тетради. Он и мои письма изорвал и выбросил в мусоропровод. Нервы были расстроены: он не мог выйти на улицу, его бросало в пот, мучило предчувствие смерти. В ясный, солнечный февральский день, когда в квартире все спали после бессонной ночи, в три часа дня Саша вылез в фрамужку на кухне и сильно оттолкнулся. Потом милиция измеряла расстояние от стены дома до кровавого пятна на снегу — Саша отлетел далеко...
Саша платил только по крупным гражданским счетам. И это тоже его черта — слово «выжить» для него часто становилось словом «выжать», а иногда и «выжигать». Его можно судить, но Саша жил свою жизнь не для людей, это было с самого начала его славы ясно. Так или иначе, люди выбирают варианты жизней, существовавшие до них. Это жизнь типа «карьера», или «приноси добро», или «накопи на старость», или «сто тысяч привычек». И нужно усилие, чтобы жить так, как любишь. Большинство жизней вопреки прекрасной банальности повторимы и неуникальны, хотя в это никто не верит, и вообще — нельзя верить. Саша прожил жизнь нового типа — ёмкую, быструю, отчётливую рок-жизнь...
Саша часто уезжал в Москву, жил там на квартирах друзей, которых заводил сотнями, показывался всесоюзным знаменитостям — он пел для Окуджавы, Вознесенского, для артистов Таганки, пел в квартире Пугачёвой».
Писатель Александр Житинский:
«Наиболее полным и показательным в смысле содержания концертом Саши я считаю выступление в московском Театре на Таганке 22 января 1986 года. Определяя состав книги («Посошок» — посмертный сборник текстов Башлачёва, — Д.Н.), мы старались следовать духу того концерта, в котором Саша спел двадцать песен, в том числе «Егоркину былину» и «Ванюшу» — две свои маленькие поэмы.
Фонограмма сохранила не только песни, но и краткое вступительное слово Артемия Троицкого, и Сашины реплики-комментарии между песнями. Даже на слух чувствуется — как он волновался, особенно поначалу. Ещё бы — петь в театре Высоцкого! Глуховатым голосом, скороговоркой, словно извиняясь, он говорил, что у него мало смешных песен, старался их вспомнить... И всё же упрямо гнул своё: пел главные песни, где его нельзя было упрекнуть ни в подражательности, ни в желании угодить публике. А публика была сдержанна, и её тоже можно понять: совсем недавно в дружеском кругу перед нею пел сам Высоцкий!
Эту фонограмму нельзя слушать без волнения не только потому, что Башлачёв прекрасно поёт свои песни: удивительна психологическая атмосфера концерта, его драматургия. Башлачёв сражался на территории поэта, которого любил и чтил, но от которого всё дальше уходил в своём творчестве. И он хотел, чтобы это заметили. Он начал с «Посошка», «Времени колокольчиков», «Петербургской свадьбы». Реакция Настороженная и прохладная. Чувствуется, все ждут — когда же будет наше родное, «высоцкое»? Но Саша поёт «Случай в Сибири», «Лихо», «Мельницу» с её колдовским завораживающим сюжетом, «Некому берёзу заломати», «Все от винта!» и ещё несколько своих лучших песен, всё время как бы извиняясь, что вот, мол, песни серьёзные, смешного мало... А ведь мог сразу взять аудиторию в руки, спев «Подвиг разведчика» или «Слёт-симпозиум», — это ведь беспроигрышно в Театре на Таганке! Но он спел эти песни лишь после восемнадцатиминутной «Егоркиной былины» — и как все оживились, засмеялись, зааплодировали! Мол, что же ты тянул, парень! Вот настоящее, наше «высоцкое»... Но он опять извинился: смешного больше нет — и спел «Тесто», «Сядем рядом...», «Как ветра осенние», а закончил «Ванюшей».
Он не хотел эстрадного успеха. Он хотел петь о главном и быть понятым правильно. Те же «Подвиг разведчика» и «Слёт-симпозиум» — песни, брызжущие юмором, весёлой злостью, — показывают, что Башлачёв мог катиться на этой волне и дальше, как делают многин гораздо менее талантливые последователи Высоцкого. Но он не захотел. Не смог себе позволить».
Основатель группы «Алиса» Святослав Задерий:
«Однажды Сашку (Башлачёва), Костю (Кинчева) и меня пригласила к себе Пугачёва, домой. Идёт волна, понимаешь, она сидит у себя на горе и орешки щелкает. И уже ей опять интересно — что ж внизу-то творится. Такой крутой разговор у нас получился — мы её к стенке вопросами припирали — будь здоров! А она ничего, ей это понравилось. В шесть вечера пришли, а в шесть утра ушли. Ну, столик она, конечно, выкатила. Ну и она нас пытала! И, можешь мне поверить — совершенно не толстая, как телевидению удаётся ей объёмов прибавить, я не знаю. С огромными голубыми глазами, сексапильная внешность, я прям затащился! Спрашивает у нас: какая главная фраза в романе Булгакова? «Никогда ничего у них не проси!» — Воланд говорит это Маргарите на балу. Если ты ждёшь «можно», значит, ты сомневаешься. Это точно. Когда лизать, извини за выражение, ни фига хорошего не получится».
Ещё одна кассета из серии Manchester «Архив русского рок-н-ролла» — «Охта» Дмитрия Ревякина, видимо, будет интересна не только ценителям творчества Ревякина и группы «Калинов мост». Квартирник на Охте состоялся 24 февраля 1988 года, вскоре после гибели Александра Башлачёва. Можно считать этот концерт посвящённым его памяти. Статья на вкладке написана Светой Лосевой, в чьей квартире на Свердловской набережной, собственно, и сделана запись. Внимательный слушатель может отметить, что старые, часто совсем неизвестные песни Ревякина сильно отличаются от тех, что он делает теперь. Это как бы ранний этап его эволюции, где только начинаются его эксперименты с языком, своего рода «портрет художника в юности». Ревякин поёт как «Сибирский марш, так и «Волосы» («Вымыты дождём...»). Здесь соседствуют «Ништяк» (В. Мокшин) и «Пойдём со мной». Но всё-таки это не рядовой концерт. Ощущением только что случившегося несчастья проникнуты последние песни — «Порог Сорока», «Сентябрь» («Ветер, будь добрее, прости своих сыновей»). Поэтому концерт на Охте — не просто архивная запись, но часть истории.
Упоминание имени Ревякина в одном ряду с Янкой, Летовым и Башлачёвым может показаться странным тем, кто слышал только последние альбомы «Калинова моста» — безумно красивые и эстетские, филигранно утончённые, спетые на придуманном Ревякиным квазидревнем языке, все погружённые в завораживающий мир мифологических фантазий лидера группы. Всё это не имеет ничего общего с «Калиновым мостом» конца 80-х. И даже если сейчас Ревякин поёт свои старые песни, они не становятся лучше или хуже. Они — другие. Несмотря на то, что там не меняется ни слова.
Вот как об этом в своё время (1991 год) говорил Егор Летов:
«...Мне «Калинов мост» очень нравится. Они уже не существуют. Ревякин в психушке сидит, по-моему, и, видимо, навсегда. Я видел их концерты в апреле этого года в Харькове, и у меня было такое предчувствие, что либо он умрёт скоро, либо что-то с ним случится. Это уже страшные песни, так просто нельзя сочинять.
У меня отношение к Ревякину несколько странное. Этот человек, который сочиняет гениальные песни, нечеловеческие, в высшем смысле этого слова, в жизни совсем другой. Я не знаю, какой он внутри, но у меня ощущение, что он на людях обломался очень сильно. И пришёл к выводу, что всё — говно. И поэтому всё, что он делает — это циничный подход ко всем этим делам. Но я не могу его осуждать. Это дело каждого. Главное, что человек делает. Насколько я знаю, у Стаса Намина ему не очень хорошо. Они подписали контракт, по которому должны были давать огромное количество концертов практически бесплатно. А Ревякин всю жизнь мечтал сделать очень хорошую запись.
Для их музыки так оно и должно быть. В Новосибирске — полная халява. А Стас Намин пообещал предоставить им студию. Но так и не предоставил».
Ситуация, о которой упоминает Летов, довольно загадочная. Как известно, все альбомы «Калинова моста» (за исключением ранних записей) были выпущены именно Стасом Наминым. О психушке точно ничего не известно, хотя слухи о психическом нездоровье Ревякина по тусовке ходили довольно долго. Один из апокрифов утверждает, что на одном из московских концертов Ревякин, прервав выступление, ушёл за кулисы и объявился уже только в Новосибирске. А насчёт распада группы Летов как в воду глядел — совсем недавно Ревякин объявил о роспуске состава. Причины наибанальнейшие — деньги и «моральный климат коллектива».
Каждый из наших героев по-своему расплатился с этим страшным, безумным и восхитительным временем — конец 80-х. Агония андеграунда потребовала от одних суицида, от других — забвения прошлого. И только Летов остался прежним. Но, это как раз, быть может, самое страшное.
ПО МАТЕРИЛАМ ПРЕССЫ ПОДГОТОВИЛ ДМИТРИЙ НИКИТИНСКИЙ