источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9639 |
дата: | 2022.10.11 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9639 |
дата: | 2022.10.11 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) ГрОб-Records, 1991, 2007, 2016
(c) & (p) Выргород, 2020
9 tks./t.t. 31:55
Это посмертный альбом Янки, составленный участниками ее группы и Анной «Нюрычем» Волковой из записей 1988-1991 годов, сделанных в Иркутске, Новосибирске и Омске. Электрическое сопровождение сыграно и записано вживую. Студией тиражирования «Колокол» при Московской рок-лаборатории альбом распространялся под названием «Песни После» (с допиской первых трех песен из альбома проекта Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ «Сто Лет Одиночества»), а некоторыми другими студиями — как «Ожидало Поле Ягоды» (по первой строке первого трека). В 1994 году был издан на виниле новосибирским лейблом «Золотая долина», а год спустя — на компакт-диске и кассете рижским лейблом «BSA Records». В 1999 году лейблы «Хор» и «Moroz Records» переиздали альбом на CD и кассете. В 2009 году лейбл «Выргород» выпустил альбом на компакт-диске, а в позапрошлом году — на виниле. Для последнего издания Наталья Чумакова сделала специальный мастеринг.
Материал записан в составе: Янка — стихи, музыка, гитара, вокал; Анна Волкова — вокал (в «Нюркиной Песне»); Сергей Зеленский — гитара, бас; Игорь «Джефф» Жевтун — гитара; Егор Летов — гитара, бас; Константин «Кузя Уо» Рябинов — электроорган; Аркадий Климкин — ударные.
«Стыд и Срам» можно считать продолжением альбомов «Домой!» и «Ангедония». Однако между тремя альбомами есть существенное отличие: в центр первых двух ставился антагонизм между индивидом и обществом: индивид преследуется обществом, подвергается насилию с его стороны. Однако преследование и насилие возможны со стороны не только общества, но и другого индивида. При этом в текстах Янки преследователь, совершающий насилие, не конкретизируется — не называется ни прямо, ни косвенно.
Содержание альбома «Стыд и Срам» допускает различные интерпретации. Мне ближе версия, предложенная литературоведом В. А. Гавриковым в его монографии «Песенная поэзия XX века как текст». В альбоме «Стыд и Срам» исследователь выделяет две семы (смысловые единицы) — детскость и минорность. В чем-то можно дополнить ученого, а в чем-то возразить.
Гавриков сводит детскость к обращению Янки к русским народным сказкам и играм. Не споря с автором, я, вместе с тем, конкретизирую сему детскости с помощью таких понятий как беззащитность, готовность подчиниться превосходящей силе. Ключевая фраза альбома — «А ребеночек в больнице помирает, ведь помрет» (из песни «Про Чертиков»). Быть может, помирающий ребеночек — сама Янка (или ее героиня)? А больница — метафора окружающей действительности? На реализацию семы детскости работают и отсылки к русским народным сказкам, и обилие уменьшительно-ласкательных слов, и мелодия музыкальной шкатулки, воспроизводимая после первого трека (единожды) и перед последним (дважды), и выдержанное в детском стиле изображение котейки за авторством Николая Ивановича Буданова, помещенное на лицевой стороне конверта. В рассматриваемом альбоме также находит отражение эсхатологическая тематика.
Все песни, кроме «Про Паучков», написаны в минорных тональностях. Но и мажор у Янки исполнен глубокого трагизма.
Название «Выше Ноги от Земли» отсылает к одноименной подвижной игре. Правда, в песне Янки выигравших нет — все терпят поражение на экзистенциальном уровне. За, казалось бы, детской игрой скрывается философский подтекст: мы ждем от жизни многого, но каждый получит по заслугам. Фраза «Обманули дурачка!» в рефрене звучит криком отчаяния. Фольклорное начало проявилось не только в музыке, но и в стихах, в которые, наряду с реминисценциями из русских народных сказок, органично вписывается цитата из песни Матвея Блантера/Михаила Исаковского «Катюша». Закольцованная композиция символизирует жизненный круговорот.
«Столетний Дождь» мне хочется — вслед за Дианой Арбениной — назвать сибирским романсом. В песне спокойствие и сосредоточенность сочетаются с тоской и безысходностью. Янка окружает весну символами смерти. Название содержит отсылку к маркесовскому роману «Сто лет одиночества», строчка «Над пропастью весны собрались сны» — к названию русского перевода романа Дэвида Джерома Сэленджера «Над пропастью во ржи», а образ дождя, видимо, позаимствован из песни Джоан Баэз на стихи Боба Дилана «Rain’s a-Gonna Fall».
Настроение песни «На Дороге Пятак» определяют такие разрушительные чувства как горе, одиночество, отчаяние и страх. В ней заключен трагический сюжет: героиня находит некую малую ценность, возможно, пятикопеечную монету, уносит в свое убежище — лесное жилище, тщательно прячет («Не отдам никому, закопаю в углу, положу сверху камешек за пазуху»). Но находка приносит ей только беды и в итоге гибель («Побежали глаза по стволам, по рядам, покатилось лицо по камням, по следам»). А деревянные цветы символизируют кресты могил. По тексту разбросаны цитаты из сказки Александра Пушкина «Руслан и Людмила» и песни Александра Башлачёва «Имя Имен», автоцитата из песни Янки «На Черный День», а также, возможно, отсылка к гравюре Эдварда Мунка «Крик».
«Про Паучков» — метафора замкнутого пространства, акцентирующего невозможность преобразования окружающей действительности. А быть может, и всего общества. Апофеоз безнадежности и безысходности. Янка поет спокойно — видимо, на надрыв уже нет сил. Гитара расстроена.
«Про Чертиков» — реминисценция из «Божественной комедии» Данте. Правда, у Янки рай (райский сад) противопоставляется как аду, так и советской действительности. Лично мне хочется назвать эту песню «На Черный День II».
В «Нюркиной Песне», посвященной Анне «Нюрычу» Волковой (впоследствии ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА), отразилась тяжкая доля русской женщины, которая нисколько не озлобляется на весь белый свет, а думает о том, «как же сделать, чтоб всем было хорошо». В последнем куплете цитируется фрагмент романса Александра Варламова на стихи Семена Стромилова «Лучина» («То Не Ветер Ветку Клонит»). Мелодия запева стилизована под русскую народную. Бытует мнение, что в основу припева положен украинский народный напев, который Янка могла слышать: ведь в Сибири проживает множество этнических украинцев. Первоначально «Нюркина Песня» в иной версии входила в альбом проекта КОММУНИЗМ «Хроника Пикирующего Бомбардировщика».
«Придет Вода» — песня-прощание, в которой Янка буквально прописала сценарий своей близкой смерти. Ощущение скорого конца передано не только обреченным голосом, но и скрежещущими гитарами. Финальный психоделический инструментальный проигрыш, очевидно, раскрывает постапокалиптическое состояние либо самой Янки, либо окружающего мира.
В «выргородских» изданиях, в отличие от всех предыдущих, проигрыши на музыкальной шкатулке выделены в самостоятельные треки под названием «Так».
Альбомы Янки «Не Положено», «Деклассированным Элементам», «Домой!», «Ангедония» и «Стыд и Срам», равно как и книга «Выше ноги от земли» образуют единый текст и позволяют составить целостное представление о Явлении с прописной буквы под названием Янка, Яна Станиславовна Дягилева.
В 2009 году один журналист, рецензируя издание записей Янки на 4 CD с позиций ортодоксального православия, назвал его «пособием по суициду». Что же, православным ортодоксам, может быть, виднее, но не все воспринимают её творчество так. Для меня Янка была, есть и навсегда останется лучшим автором и лучшей исполнительницей в русском... роке, панке, фолке — можно называть как угодно. Верю и надеюсь, что альбомы Янки выдержат еще не одно переиздание на разных носителях и будут находить своего слушателя.