источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9633 |
дата: | 2022.09.27 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9633 |
дата: | 2022.09.27 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) ГрОб-Records, 1988
(c) & (p) Выргород, 2021
15 tks./t.t. 34:16
На мой субъективный взгляд, именно с этого альбома издательство «Выргород» должно было начинать издание полного собрания записей Янки, поскольку он первый. Сам я — большой любитель хронологической последовательности.
Дебютный альбом Янки был записан 9 января 1988 года на квартире у Егора Летова. Янка пела и играла на акустической гитаре, Егор подыгрывал то на соло-, то на бас-гитаре, то на колокольчике и прочей перкуссии. «Не Положено» как магнитоальбом существовал в двух вариантах, которые, в принципе, не очень отличались друг от друга. В 2017 году «Выргород» выпустил «Не Положено» с мастерингом Натальи Чумаковой на виниле, а спустя 4 года переиздал на компакт-диске в своем оформлении.
И снова у меня появляется вопрос к издателю: в пресс-релизе альбома сообщается, что он издается в первоначальном виде. Но магнитоальбом включал два дубля песни «Деклассированным Элементам». В издание не вошел ни один из них. Почему? Хронометраж LP, а тем более CD позволял включить даже оба дубля.
Все же рассмотрим альбом в том виде, в каком он издан.
В голосе Янки много печали, но еще нет надрыва. «Мы по Колено» и «Только Дождь» спеты-сыграны небрежно. Такое ощущение, будто Янка и Егор на скорую руку прогоняют материал на репетиции перед выступлением. Настоящая скорбь появляется в песне «Стаи Летят». В «Декорациях» еще нет той истерики, которая появится в последующих исполнениях. В «Особом Резоне» очень коробят слух строчки: «Пусть сгинут злые враги, кто не надел сапоги, кто не простился с собой». Как будто Янка солидаризируется с социумом и желает смерти тем, кто в него не вписывается. В более поздней редакции песни формообразующая частица «пусть» заменится союзом «и», и это будет логически правильно. Хотя на некоторых концертах Янка, вероятно, по забывчивости воспроизводит первый вариант. В песне «Берегись!» Егор, видимо, на ходу, во время записи, сымпровизировал на басу. «Печаль Моя Светла» мне больше всего нравится именно в этом исполнении, с летовским колокольчиком. Но наиболее удачным мне показалось исполнение песен «Полкоролевства», «На Черный День» и «Медведь Выходит».
Бонус к альбому — фрагмент концерта в Иркутске, записанного Игорем Степановым в марте 1989 года. «Рижская», «От Большого Ума», «Полкоролевства» и «Крестом и Нулем» звучат со все нарастающей экспрессией. Завершает диск русская народная песня «Позабыт-Позаброшен». Янка забывает слова первого куплета, зрители ей подсказывают. С каждым куплетом голос Янки становится все тоскливее и заунывнее.
CD, выпущенный тиражом 500 пронумерованных экземпляров, одновременно является сертификатом на приобретение книги Сергея Гурьева «Над пропастью весны. Жизнь и смерть Янки Дягилевой»: купивший диск получает книгу бесплатно (при пересылке почтовые расходы — за счет заказчика). На сегодня автором взято 300 интервью, которые подлежат обработке. Поэтому выход книги переносится на 2023 год. Хочется пожелать Сергею Геннадьевичу завершить свой труд, который — я в этом не сомневаюсь — будет качественным, интересным и познавательным.
А диск настоятельно рекомендую приобрести всем и каждому. Это не просто альбом Янки. Это часть нашей истории, нашей жизни. Не только тех, кто записывал, но и тех, кто слушал, любил и фанател.