источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9606 |
дата: | 2022.06.20 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9606 |
дата: | 2022.06.20 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, 1988
(c) ГрОб-Records, 2021
(p) Bull Terrier Records, 2021
18 tks./t.t. 49:17
Выступление на II Новосибирском рок-фестивале — еще одна страница в биографии культовой омской панк-группы. Легендарная запись издается впервые в трех вариантах: обычное издание на голубом виниле; deluxe-издание на розовом виниле и тест-пресс на черном. К пластинке прилагаются вкладка с текстами песен и стикер.
Итак, 14 апреля 1988 года на сцену городского ДК им. Чкалова вышли: Егор Летов — ударные, голос; Олег «Манагер» Судаков (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, КОММУНИЗМ и ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА) — голос; Дмитрий Селиванов (экс-ПРИСУТСТВИЕ, ЗДОРОВЬЕ, КАЛИНОВ МОСТ, ПУТТИ, ДИМАКОК, ШИФЕР, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, КОММУНИЗМ и ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА) — гитара, голос; Евгений «Джон Дабл» Деев (экс-ПОСЕВ и ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ) — бас-гитара. Важно отметить, что на сей раз фронтменом группы выступил Олег Судаков. Позднее, вспоминая о поиске гитариста для этого выступления, он писал: «В Новосибе Селиванов согласился, но в итоге решил играть атонал — и времени мало, и чтоб не путаться в аккордах, да и понятно всё, но предложил сыграть „Красный Марш“».
Вот здесь мне придется сделать маленькое отступление в область музыкознания. Слово «атонал» как сокращение от «атональность» Олег Судаков употребил не совсем к месту, тем самым допустив терминологическую ошибку: атональность (от лат. a — отрицательная приставка, франц. tonalité — тональность, от лат. tonus — тон) — принцип создания музыки вне логики ладовых и гармонических связей. Иначе говоря, реципиент, слушая атональную музыку, погружается в звуковой хаос или, еще точнее, в стихию диссонансов. В XX веке атональную технику широко использовали австрийцы Арнольд Шёнберг, Альбан Берг, Антон Веберн, французы Андре Жоливе и Пьер Булез, советские композиторы Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Сергей Слонимский, Софья Губайдулина, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и многие-многие другие. Что касается значения, которое подразумевал Манагер — в данном случае речь идет о тональном разнобое, который к атональности не имеет никакого отношения. В выступлении ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на II Новосибирском фестивале много хаоса, но, повторюсь, это никоим образом не атональность. Состав отличался отсутствием сыгранности, а Егор Летов порой сам не попадал в тональность.
На дворе апрель 1988 года. Перестройка в самом разгаре. ГО подготовили к фестивалю тематически соответствующую программу. Как и на I Новосибирском рок-фестивале, Егор Летов еще избегал употреблять со сцены матерные выражения (слово «бля» не в счет).
Песню-слоган-манифест «Punk’s Not Dead» Егор Летов и Олег Судаков сочинили непосредственно к фестивалю. Жизнеспособность панка ГО демонстрировали и своим появлением на сцене. «Против» — еще один манифест, отражающий мировоззренческую позицию лидера группы. «Мясокомбинат» и «Нам с Тобою Хорошо» — две песни Евгения Деева (последняя создавалась в соавторстве с Егором Летовым) из репертуара проекта ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Затем блок «политических» (правильнее сказать, политико-экзистенциальных) песен: «Мы — Лед», «Лозунги» (написана Егором Летовым совместно с Олегом Судаковым), «Анархия», «Так Закалялась Сталь», «КГБ», «Новый 37-й», «Новая Патриотическая», «Тоталитаризм», «Паломники в Корею» (еще один плот соавторства Летова и Манагера). «Анархию» Егор Летов предварил краткой речью: «Мы хотим поблагодарить райком новосибирский ВЛКСМ за телегу, которую нам прислали после прошедшего фестиваля в том году, в которой нас обвинили в фашизме. Мы хотим сразу сделать пометку: мы к фашизму не то что не имеем никакого отношения — мы ярые антифашисты, антитоталитаристы». Его дополнил Олег Судаков: «Мы себя причисляем к коммунистам! Но коммунистов мало! Очень мало коммунистов! Их всегда было мало! Мало было коммунистов!»
«Эй, Брат Любер!» — песня Евгения Лищенко, исполнявшаяся проектом АДОЛЬФ ГИТЛЕР. «Красный Марш» — песня группы ПУТТИ за авторством Дмитрия Селиванова, Александра Чиркина, Дмитрия Истомина и Олега Чеховского. Сравнительно с оригиналом ГО взяли очень быстрый темп. «Радостно на Душе» — современная русская народная песня, которая входила также в репертуар проекта КОММУНИЗМ и дала название одноименному бутлегу ГО (1989). «Страна Дураков» по сравнению с I Новосибирским рок-фестивалем прозвучала как-то блекло и неуверенно. А завершала выступление песня «Все Идет по Плану». Егор Летов дополнил последний куплет строчкой, которая больше нигде не исполнялась. В итоге куплет выглядел так:
А при коммунизме все будет, бля, ваще
Он наступит скоро, надо только ждать
Там все будет прекрасно, там все будет в кайф
Там, наверное, ваще не надо будет умирать
Там, наверное, вообще не будет КГБ
Видать, еще свежо было в памяти вынужденное общение Егора Летова с майором КГБ Владимиром Васильевичем Мешковым.
Атмосфера выступления на фестивале воссоздана на все 100%. Но издание я рекомендую прежде всего ярым фанатам, которым интересно все, что связано с Егором Летовым и его группой. Остальные могут ограничиться прослушиванием или просмотром выступления на YouTube.