источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9440 |
дата: | 2020.09.07 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9440 |
дата: | 2020.09.07 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(p) Bull Terrier Records, 2020
10 tks./T.t. 28:30
Запись легендарного выступления омского трио в составе братьев Евгения «Эжена» и Олега «Пик Бэби» Лищенко (АДОЛЬФ ГИТЛЕР и ПИК ЭНД КЛАКСОН) и Егора Летова на I Новосибирском рок-фестивале, прошедшего 12 апреля 1987 года в ДК им. Чкалова. Первоначально распространялась в магнитоиздате, в 1997 году была неофициально выпущена на кассете питерским лейблом «J&J Records» (вместе с концертом группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА в ДК МЭИ 17 февраля 1990 года). Официальное издание на CD — в трех вариантах — состоялось только в 2016 году: запись выступления на I Новосибирском рок-фестивале дополняла квартирник проекта АДОЛЬФ ГИТЛЕР «Лечебница». Теперь же она стала доступна обладателям виниловых вертушек. Специальный виниловый мастеринг был сделан в начале этого года Натальей Чумаковой. Пластинка вышла также в трех вариантах: обычным изданием, deluxe edition (в кейсе и футляре) плюс ограниченный тираж оригинального test press.
Можно с полным правом сказать, что на I Новосибирском рок-фестивале выступал один состав в двух ипостасях — АДОЛЬФ ГИТЛЕР и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Эжен, Пик Бэби и Егор менялись инструментами, но все лажали в одинаковой степени. Местами слова слышны очень плохо. Но с текстами всех песен можно ознакомиться на вкладке, прилагаемой к пластинке.
Сначала почти полностью была сыграна программа АДОЛЬФА ГИТЛЕРА «Лечебница» — шесть песен за авторством братьев Лищенко. На первый взгляд может показаться, что проект пропагандирует фашизм. На самом же деле всё с точностью до наоборот: принцип написания песен заключается в доведении до откровенного и поражающего абсурда воззрений нацизма, в котором, как в зеркале, отражалась идеология советского тоталитаризма. Сами братья Лищенко называли эту программу антифашистской и антигопнической.
Что касается поэтической составляющей — в написании текстов песен Эжен и Пик Бэби ориентируются на минимализм: для высказывания основной мысли им достаточно минимума выразительных средств.
В песне «Mein Kampf» Эжен и Пик Бэби выказали свое негативное отношение к данной книге и ее автору. «Эй, Брат Любер» — публицистически-сатирическая песня. Авторы в саркастической форме описывают мышление и жизнь люберов. Мелодия воспроизводится весьма и весьма приблизительно. В третьем куплете цитируются «Гимн Люберов» Александра Сизоненко и «Песнь Немцев» Йозефа Гайдна на стихи Хофмана фон Фаллерслебена. Тридцать доводов из одноименной песни — это тридцать патронов, которые вмещает магазин АК-47. Аргумент оборачивается стебом и теряет убедительность. «Железный Карантин» — сверхудачная и меткая метафора! По-моему, куда лучше, чем «железный занавес». А какая игра со словами и смыслами! Воспроизведу вербальный субтекст полностью (за исключением повторов):
Хватит проволо́чек
Больше про́волочки
Колючей про́волочки
Железной про́волочки
Железный карантин
Жестокий карантин
Свирепый карантин
Железный карантин вызывает устойчивые ассоциации с доперестроечным СССР. В песне «Третий Рейх» Эжен и Пик Бэби позволили себе усомниться даже в самом существовании Третьего рейха. «Сядем На Танки» — образец поэтического абсурдизма, который мне почему-то не хочется воспринимать всерьез.
Поэзия Егора Летова, даже ранняя, по сравнению со стихотворными опытами братьев Лищенко выглядит более зрелой и совершенной.
Песня «Тоталитаризм» строится на тернарной оппозиции: лирический герой противопоставляется не только тоталитарному государству, но и законопослушным гражданам, которые разделяли государственные идеологические установки. Мне хочется процитировать фрагмент первого, доальбомного варианта, быть может, менее удачного с точки зрения стихосложения, но более соответствующего тогдашним реалиям:
Красные мы
Тотальные мы
Тоталитаризм
Тоталитаризм
Мы все выделяем тоталитаризм
Иначе говоря, источником тоталитаризма служат сами граждане, согласные с политикой государства. Мне кажется, точнее не скажешь. «Зоопарк» из одноименной песни — метафора окружающего мира, которому индивид противопоставляет себя на экзистенциальном уровне. «Я Бесполезен» — монолог панка, не без гордости декларирующего свою бесполезность для общества. «Страна Дураков» — не столько отсылка к сказке Алексея Н. Толстого «Приключение Буратино, или Золотой ключик», сколько фразеологизм для обозначения страны, в которой многие из нас родились и выросли. На протяжении песни все три участника имитируют рвотный рефлекс, а в самом конце Егор, исступленно хохоча, повторяет: «Мне смешно на вас, страна дураков!»
Выступление шокировало членов жюри, которые не уловили сарказма песен. После «Страны Дураков» музыкантам отключили аппаратуру, а группу прогнали со сцены. После фестиваля по стране пошло гулять выражение: «Панк-рок существовал в СССР только 20 минут — во время выступления ОБОРОНЫ в Новосибирске. Все остальное — это уже пост-панк!» Если быть предельно точным — 28,5 минут.
Издание полностью передает атмосферу концерта и дает возможность обладателю пластинки перенестись на 30 с лишним лет назад и вновь пережить те минуты, в которые существовал советский панк.