Серёжа (письмо от матери) (народн.)
В который раз пишу тебе, Серёжа, Истосковалась по тебе, сыночек мой, А ты пишешь, что скучаешь тоже, И в сентябре воротишься домой. А за окном у нас стоят цыгане, Они гадают на тебя, сыночек мой, А та девчонка с карими глазами Давно, Серёжа, ждёт тебя домой. Идёшь домой, облепят словно пчёлы: «Скажите, тётя, как у Серёженьки дела?» У одной поблёскивают слёзы — Видать, заела ту молодушку тоска. Пришла весна, все выгнали скотину, Зазеленела в поле сочная трава, А ту рябину, что у нас стояла Пахан срубил по пьянке на дрова. Пришёл сентябрь, ты пишешь мне, Серёжа: «Ты, мама милая, домой меня не жди, Суд лагерей судил меня по новой За то, что мы с дружком порезали конвой. И срок нам дали огромный-преогромный Столько, сколько служили солдаты при Петре». |
Я по тебе соскучилась, Серёжа, Истосковалась по тебе, сыночек мой. Ты пишешь мне, что ты скучаешь тоже И в сентябре воротишься домой. Вот скоро в поле выгонят скотину, А там большая сочная трава, А под окном кудрявую рябину Отец срубил по пьянке на дрова. У нас вдали за дальним косогором Плывет, качаясь, бледная луна. По вечерам поют девчата хором И по тебе скучает не одна. По вечерам цыганские девчата Гадают на тебя, сыночек мой, А дева та, что с русою косою, Тебе верна и ждёт тебя домой. Приду домой, усталая с работы, Девчонка спросит, когда придёт Сергей? А у самой поблёскивают слёзы, Тоска давно минувших светлых дней. Настал сентябрь, и пишет сын мамаше: «Напрасно, мама, ждёшь меня домой. Народный суд судил меня вторично, И, значит, нам не встретиться с тобой. На этот раз мне дали срок огромный, Служили так солдаты при Петре. Пускай рябина вновь распустит корни, Девчонка ищет парня по себе. Скажи девчатам, пусть больше не гадают, Судьбу свою прекрасно знаю сам. Уж не видать мне Родины-Рязани, Умру я здесь, на Севере, в снегах. На этом я писать тебе кончаю, Привет передавай моим друзьям. И поцелуй ту, чёрную, с бровями, Что я не в силах сделать уже сам». |
Версия, звучащий в альбоме «Солдатский Сон». | Вариант текста, близкий к звучащему в «Солдатском Сне», опубл. в книге «Тюремная лирика. Российские вийоны» — М.: «АСТ», «Гея итэрум», 2001 |
Серёжа
Вариант текста с орфографией и пунктуацией, соответствующими дембельскому альбому, на основе которого был записан «Солдатский Сон»
Который год пишу
тебе Серёжа
Стосковалось по тебе
сыночек мой. А ты
пишеш что скучаеш
тоже, а в сентябре
воротишся домой.
А за окном у нас стоят
цыгани, они гадают на
тебя сыночек мой
Одна девчёнка с кареми
глозами довно Серёжа
ждёт тебя домой
Придёш домой облепят
словно пчёлы скажите
тётя как у Серёженьки дела,
а у одной поблескивают
слёзы видат заела
ту молодушку тоска
Пришла весна все
выгнали скотину
зазеленела в поле сочная
трова. А ту рябину,
что у нас стояла
пахан срубил по пьянки
на дрова.
Пришол сентябрь ты
пишеш мне Серёжа
ты Мама милая
домой меня не жди,
Суд лагирей судил
меня по новой,
за то что мы с дружком
порезали конвой, и
срок нам дали огромный
при огромный, столько,
сколько служили солдаты
при Петре.
Ты передай девчёнке
черноглазай пускай подыщет
она парня по себе.
Комментарии
Присутствует на следующих релизах:
Примечания
В качестве музыкальной подложки использован фрагмент композиции И. С. Баха «Фантазия соль мажор (BWV 572)» в исполнении органиста Гарри Гродберга с пластинки «И. С. Бах. Гарри Гродберг (орган)» [1968, Мелодия, Д—023375-6]. Существует известная версия песни в исполнении Аркадия Северного, переработанная из есенинского стихотворения «Письмо матери».
«Материнское письмо» было написано под влиянием стихов Сергея Есенина, который считается в уголовном мире классическим «босяцким поэтом». Не случайны потому и есенинские мотивы — мать, имя Серёжа, Рязань, рябина, сравнение вишнёвого сада с белым дымом (у Есенина — «Не жалею, не зову, не плачу, / Всё пройдёт, как с белых яблонь дым...»). Да и сам жанр письма сразу отсылает к есенинскому «Ты жива ещё, моя старушка»... Собственно, «Письмо от матери» является как бы своеобразным ответом беспутному сыну, написавшему —
«Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом».
То, что сочиняют «тюремные вийоны», реализуя свою «потребность в стихах», конечно же, большей частью вторично по отношению к строчкам великого поэта, однако вряд ли можно отрицать несомненную значимость есенинских образцов — «есенинского триптиха» — для их творчества в жанровых рамках «письма к матери» (или, как вариант, «письма от матери»):
Я по тебе соскучилась, Сережа,
Истосковалась по тебе, сыночек мой.
Ты пишешь мне, что ты скучаешь тоже
И в сентябре воротишься домой.