Гражданская Оборона |
2006.02.11 |
ДК Железнодорожников, Орёл |
Гражданская Оборона |
2006.02.11 |
ДК Железнодорожников, Орёл |
Сетлист
Гражданская Оборона
Егор Летов — голос, гитара
Александр Чеснаков — гитара
Наталья Чумакова — басс
Павел Перетолчин — ударные
Фотографии
Пресса
Воспоминания
1. Он увидел солнце У любого человека, живущего в пригороде, и часто приезжающего в город, есть свои любимые полезные маршруты. И купить что надо, да и просто погулять-пошляться, посмотреть что меняется, что появляется и т.д. И, несмотря на то, что автобус ходит практически до нужного пункта назначения, я всегда выходил на две-три остановки раньше и шел по центру города в сторону рынка. Когда-то, 12-13 лет назад, мы здесь частенько прогуливали школу и знали каждую подворотню. Ленинка тогда реально была именно центром города. Вроде и немногое поменялось, но...
Февраль 2006.
Вообще никогда не обращал особого внимания на объявления на столбах, ничего важного там не могло быть, шел мимо да шел. А тут взгляд буквально зацепил эту невзрачную афишку как-то, я ещё даже по инерции прошел чуть дальше, но подсознательно уже начал разворачиваться. «ГО приезжают... вот те раз. Чё за день то? Бля, рабочий... выходной. Пиздец, точно рабочий. Что за невезуха... Идти надо. Придумать что-нибудь и попасть на концерт. Это ж ГО! Ё-моё, наверное, билеты уже все поразобрали... это ж ГО. Нужно куму позвонить, всё равно собирались пересечься в городе». Попробовал оторвать объявление от столба, нихрена не получилось. Старательно приклеили как назло, ни стыда, ни совести у людей.
Кум идею одобрил сразу, только без бычева и травы, потому как будет за рулём. Пошли искать билеты. В двух магазинах, именно в тех, в которых, как мы считали, они должны быть обязательно, их не было. Продавцы с непонятным удивлением и долей недовольства, что-то бормотали про рентабельность, приезд супер-пупер-«Алисы» и пупер-«Пикника» в те же дни, ещё что-то. Поболтали немного на тему того сколько народу придёт и ушли ни с чем. По дороге зашли в кафешку, попили чаю, вспомнили, что ещё есть богом забытая «Метелица», и, выбора особо нет, надо двигать туда. Пришли — в тамбуре на дверях знакомая афишка (тоже хорошо приклеенная). Всё равно повеселело на душе как-то.
— Билеты на Оборону есть ещё?
— Да.
— Нам три... А много раскупили уже?
— Два. Ну, теперь вот пять.
Что-то как-то непонятно. Единственное созревшее в голове сразу возможное объяснение, что это конечно какой-то неправильный магазин. Ну и ладно, главное полдела сделано, осталось найти способ слинять с работы до семи вечера.
Кум на выходе задумчиво сказал, что там обязательно должно быть «По плану» и «Русское поле экспериментов». Это — лучшие песни для него, их он знал наизусть давно, и конечно, в его понимании, Егор должен их был спеть обязательно, и иначе никак не может быть. Я спорить не стал...2. Долгая счастливая жизнь Вот песни нулевых ГО стали совсем уже не такими как раньше. Они не запоминались сразу, даже трудно было сказать, что нравится, а что нет. Если раньше всё это слушалось запоем, то теперь пульт в руке прощёлкивал больше половины. Для человека, который был какое-то продолжительное время от всего этого оторван, это было совсем не то и не так как раньше, требовалось время, чтобы раскушать, привыкнуть, или просто принять как данность. Понятное дело, что люди, родившиеся позже, и попавшие на «всё сразу на мп3», они имели более общую картину, и подсознательного сравнения не было. Тут же ровесники, несколько которых узнал из 90-х, тоже стояли и просто слушали, как мне показалось. Кто-бы что не говорил, а этот барьер был какое-то время. Совсем-совсем умные люди в интернете потом писали что-то типа «некоторые уже знали новые песни и подпевали». Кум остался сидеть на кресле в ожидании «Русского поля»... 3. И снова темно Тогда в подвалах 90-х кипела своя особенная жизнь. Здесь оборудовались хибары, в которых можно было преспокойно пить свои первые портвейны, курить, играть в карты и слушать любую музыку, не говоря про остальное. В районе, где многоэтажек не много, но имеется учебное заведение рядом, они использовались и как подсобки для хранения списанной мебели, тогда вообще лафа полная. Странно, но мы как-будто родились с умениями работы с электропроводкой, и легко подключали патроны и розетки.
Появившиеся студии звукозаписи, притягивали очень сильно. Ближайшая в Трёхлистнике всё равно была достаточно далеко от школы, потому прогуливать уходили на весь день. Небольшой коридорчик на входе весь исцарапан надписями групп, анархиями и т.п. Вот здесь, наверное, и был самый честный рейтинг. Совершенно не помню, зачем всё это дело царапалось, писалось побелкой и выжигалось на потолках... просто так было, и это не считалось совсем чем-то диким.
Напротив разбомбили почти полностью участок под строительство главного корпуса Сбербанка, но далее всё это дело стопорнулось у них, и года 2 этот участок полуразрушенный именовался у нас «Развалины». Там ожидали открытия студии в неважную погоду и несли новые кассеты на запись. Через год, правда, все эти развалины начали под шумок забивать мусором из стоящего далее магазина «Кооператор», находиться там стало невозможно.
Лежащие распечатанные списки внимательно изучались и запоминались. Как-то незаметно началось не то что коллекционирование, но желание всё это, по возможности, найти и услышать. Каждая новая запись была как маленький праздник, я даже помню этот вкус открываемой новой кассеты. Наклеечки там. Роспись трек-листов, которые потом нередко правились.
Были какие-то рассказы от старших ребят, про знакомых у которых ажно 80 записей Летова и Янки (!), это тогда казалось огромной коллекцией. На внутренней стороне одной из тетрадок писался список того что есть и чего нету, с пометками. К 95-му году там было порядка 60 (вместе с «Коммунизмами»). Это занимало всю выдвижную полку, даже, несмотря на то, что уже большей частью покупались 90-минутки с 2-3-мя записями.
Собственно, при условии ограниченной информации начала-середины 90-х, Летов виделся именно таким как на известных футболках и первой манчестеровской кассете «РПА». Мы даже и подумать тогда не могли, что где-то есть журналы с интервью, вкладки с фото к кассетам, что выпускаются пластинки. Была большая уверенность, что это всё такое какое-то запретное и исключительно молодёжное, что и рыпаться искать не стоит.
В 94-м году прошла «Программа А», чуть позже появились первые видеокассеты «Обороны» с акций Русский прорыв. «Программу А» я слушал в восторженном пересказе соседа. Очень ждал повтора и искал её в ТВ-программе, но пару раз насмотревшись какой-то лабуды, понял, что повтора не видать мне. Уже спустя годы, пересмотрев её с десяток раз, всё равно есть чувство лёгкой досады, что не увидел её именно тогда.
Спустя немного времени появились первые видео: «Прорыв в Киеве», чуть позже — питерские. Видаков, к которым имелся хоть какой-то свободный доступ, было буквально единицы ещё. В результате просмотр концерта превращался в подобие квартирника, с толпой курящего и пьющего пиво народа, гама, споров и пения, заглушающих собственно концерт. Были пародии «танцев Егора» и пара разгонов от соседей, всё как у людей. Шум и гам, как сейчас помню, всегда резко начинался именно в тот момент, когда товарищ перед киевским концертом ронял косяк и не получалось у него поднять никак. После этого чувака никаких разогревов предконцертных и не надо было в принципе...4. Лоботомия Однокашник мой, Илюха — тогда такой типичный сын своих родителей (папа-инженер, мама-врач), сидел как обычный хорошист ближе к доске, в окружении девчонок в очках. Я сидел на последней за поведение (несмотря на то, что учился неплохо), вроде с того самого дня, когда зачем-то отказался вступать в пионеры с почётной первой группой вступающих... просто потому, что там не было друзей, а одному куда-то тащиться в город на торжественный митинг у памятника было влом. И как-то в школе решили провести эксперимент и рассадить с отличниками двоечников и всяких хулиганистых, для оказания положительного влияния, наверное. Я, скрипя зубами, сменил последнюю райскую парту на вторую. В итоге, что странно, сдружились, и он, тайком от предков, стал слушать «ГО», «Волосатых» и «Монгол Шуудан». Причем, от Лаэртского его пёрло долго и навсегда, а ГО он слушал, да просто потому что все пацаны тогда слушали, все знали «По плану» и орали под гитару. Но, больше всего ему нравилось наличие в текстах умных словечек.
Дорогу в посёлок тогда закрыли на ремонт, и пару раз поездив через весь город, стали ходить пешком по строящейся бетонке. По дороге обсуждали глобальные юношеские вопросы, спорили и даже сочиняли свои первые дурацкие стишки и песенки. У Илюхи дома, видимо, была огромная библиотека всяческих энциклопедий, и он с некой даже всезнайской важностью рассказывал, что же это такое на самом деле «тоталитаризм», «лоботомия», «энтропия», «ким ир сен» и т.д. Кучу полезной информации в нас внёс тогда, и на многие вещи раскрыл глаза. Он массу башлачков сходу запорол в наших головах, но даже ему не всё было под силу, потому что качество части записей на переписанных кассетах нивелировало любые знания, просто нихрена не разобрать было...5. Офелия — Слыхал? Янка вздёрнулась, которая Егора жена.
— В смысле как? Отвечаешь?
— Ну да, Пузырь сказал. Он в отпуск приезжал из армейки, в Москве это не новость. Он пиздеть не будет. Что-то там... из-за любви чтоль.
Ссылка на старшего пацана имела смысл. К ним с огромным уважением относились и, конечно, что зря он бы говорить не стал. В то время большая часть мифов принималась на веру таким образом. Я до конца 90-х был абсолютно уверен, что «Песни радости и счастья» — это стихийный концерт на Красной площади, где там многотысячная толпа собралась сразу, и жалел, что у нас никогда таких концертов не было и не будет.
Янка-то, кстати сказать, в то время рассматривалась исключительно как такое приложение к «Обороне», боевая подруга Егора (вроде как жена даже).6. Без меня Оборономания как-бы и начала угасать году в 94м. Повсеместно вырастали ларьки с кассетами с цветастыми обложками. Всё стало общедоступным, потерялся какой-то важный элемент запрещённости, элемента «подполья» уже не было. А вышедшие в 96-м году ХОРы и Манчестеры вообще всё это дело как-бы добили. Даже названия песен не надо было выдумывать и карябать авторучкой, бери готовое и наслаждайся. Не надо было уже ездить не в свой район за какой-то единичной увиденной кем-то ништяковой записью, достаточно подойти к любому ларьку в районе центрального рынка и на выбор выложат штук 10 расцветастых, послушать поставят. Помню последними кассетами, которые тогда попали в руки, стали хоровские «Благодати»... покупать уже не стал. Период кассетного неуёмного накопительства закончился, продлившись всего 3 года... 7. Попс Откуда взялись все эти люди году в 97-м, да ещё в таком количестве? Где прятались-скрывались? Загадка. Мы видели уже конечно в фильмах видеосалонов, а потом и по ТВ, всяких этих рэперов, слышали забавные рассказы про то, что их пиздят повсеместно и нещадно все неформалы. Но, так вот чтоб у нас, на улице их можно было встретить... да бред какой-то. А потом они повыползали откуда-то из своего собственного полуподполья. Правда, своего идейного Василия (о нём речь ниже) у них не было, потому выглядели они как обычные люди, а ввиду того, что все они были уже несколько моложе, то решили что они просто придурки и тупиковая ветвь эволюции.
Тогда же появились и многочисленные поклонники забугорных куртов кобейнов, рейва, скины и т.д. Помнится, тогда на дискотеках заказ музыки стал платным, и эту хероподобию приходилось тоже слушать, что совершенно не располагало к тисканью там девчонок. Они изображали какие-то свои малопонятные танцы с толканиями, прыжками и падениями.
Вот сейчас на концерте впервые увидел слэм... как похоже-то...8. Вечная весна Первая акустическая гитара вспоминается. Она, конечно, была немного подержанная, покоцаная какая-то, с двумя нейлоновыми струнами, но за небольшие деньги куплена, что всё компенсировало. Её нужно сразу было отнести человечку, который грамотно стачивал лады, и можно было учиться легче и быстрее. Сразу же была заведена тетрадка типа «песенник с крутыми песнями и аккордами». Ходовые песни были, конечно, «Зоопарк», «По плану», «Про мотылька» там. Был обязательно знакомый, который умел подбирать аккорды. Это всё тоже по-возможности переписывалось в тетрадку на потом, когда хорошо играть научусь уже. «Вечная весна» немного выбилась из всего этого сразу, потому что часть показанных аккордов не имело ходового буквенного обозначения и их пришлось буквально зарисовывать, тормозя исполнителя. Потом дома, когда сам стал как-то пробовать, оказалось, что у меня и пальцы вообще так не могут растопыриваться, а когда результат всё же был достигнут, начало получаться, то всё равно возникали эти паузы, требуемые для фиксации пальцев в такой раскоряке. Слушателям это приходилось терпеть, но относились с пониманием, так как сами тоже шагнули не далеко ещё. Игра на гитаре оказалось несколько сложнее, чем предполагалось изначально. Сама же гитара эта поимела свою душевную историю, и спустя годы, по ненадобности отправилась в музыкальную школу, где, как сказали, её привели в нормальный вид и доверили детям. Это правильно, это так и надо. 9. Собаки То, что Ельцин — мудак, это как-то понятно было сразу. А то, что америкосы — полупидоры, это ещё Нинель Васильевна нам привила с начальных классов. Ничего особо необычного в том, что Летов оказался ещё и политическим деятелем и на Прорывах пел под знамёнами, не заметили. А ввиду отсутствия информации какого-то резкого разворота и не заметили. Уже спустя время, наткнулся на обличительную нехорошую статью про события в ДК Горького в декабре 93-го. Панки типа там в сортирах массово резали вены и рыдали в райотделах. Смешно было, реально смешно... 10. Насрать на моё лицо — Да выключи ты уже своё «Насрать на лицо»! Что песен нормальных нету чтоль?
Тётка после учёбы какое-то время жила с нами. Это был реально конфликт поколений. Началось с того, что ей подарили на праздник большой хороший магнитофон с огромным количеством функций, кнопок, и на котором было реально всё лучше слышно. А у меня был какой-то китайский «Panaskanik», неважный совсем, на котором хрен чего разберёшь, ещё и с дурацкой светомузыкой.
У неё периодически появлялся новый потенциальный жених, который рано или поздно приглашался в гости. А я имел дурную привычку забывать свои кассеты в её магнитофоне. Однажды произошел казус, что вместо милого фона жених услышал «о-о-о. Пошли вы все на хуй...». Тут стоит добавить, что она уже ненавидела мою музыку люто, не меньше чем я еённую. А истеричка она тогда была знатная, буквально пересказала тогда песню пришедшей с работы матери. Как же я радовался, когда один из её женихов не смог сбежать вовремя, и она с ним она свинтила в другой город сеять своё зло...11. Про дурачка Одна из важнейших. Она почему-то всегда появлялась, когда что-то начинало забываться и отходить на второй-третий план. Случайно. По радио. В подземном переходе. Какая-то непростая песенка совсем... 12. Зоопарк О! Ну, это первая, конечно. У костра была спета под гитару приехавшим к кому-то брательником из Москвы. Потом, как-то незаметно для самих себя мы все её уже знали наизусть и пели на всяких пикничках. Лет 10 нам тогда было всего. Смотрели по сторонам и брали то, что считали нужным для себя. В школьном автобусе кто-то постарше читал распечатки текстов Цоя, кто-то обзавёлся первым плеером (вроде польские они были, красные такие, с проваливающимися постоянно кнопками), первые кассеты туда вставил. Почему-то отчетливо помню, как появился в плеерах «Сектор газа». Сразу образовался круг таких почитателей, ещё шепотом повторяющих матюки и дико потом смеющихся. Киноманы и алисоманы, которые почему-то всё это питали вперемешку с менее котируемыми группами и даже Вилли Токаревым. Стали как-то разделяться по интересам.
Через года полтора я переписал свои первые «Всё идёт по плану» и какие-то сборники с одинаковыми названиями — «Сборник». Информации практически никакой не было. Егор Летов был совершенно полумифическим.
Потом выменял у товарищей-металлистов «Хронику», которая была на корешке подписана как альбом «Гражданской обороны». Про «Коммунизм» тогда не знали вообще ничего (только увидев её спустя время в стопке кассет «Коммунизмов», решил купить для ознакомления с проектом). Так это всё начинало собираться. Всё остальное носило разовый ознакомительный характер года до 94-го, далее, по большей части, вообще воспринималось сродни попсе какой-то рОковой.13. Реанимация
14. Мёртвые
15. Государство
16. Детский мирВот уж не думал, что знаю «Детский мир» наизусть. Стою пою-ору с каким-то совсем древним посетителем концерта, лет пятидесяти. Он тоже орёт. Все орут. Все знают «Детский мир» оказывается...
Подбор песен в этой части концерта не очень что-то, но характерный. Вообще, такое чувство что, Егор на концертах помимо «хитов» и новых песен, всегда делал акцент на некотором ряде вещей, видимо, недопонятых и недооценённых.17. Всё как у людей Ближе к концу 90-х для многих стала складываться предармейская ситуация, сопровождавшаяся массовым уходом в пьянство и блуд. Если до этого это наблюдалось такое от безнадёги и отсутствия перемен к лучшему у более старшего поколения, то теперь стало явлением повальным, просто эпидемия какая-то. Началась череда нелепых совершенно смертей знакомых, смертей совсем ненужных. Более того, это начинало становиться страшной обыденностью. Люди, пережившие не самые лучшие времена, поучаствовавшие в заварушках, многие даже в локальных войнах, и вроде бы закалённые как никто другой к жизни, они просто сгорали изнутри. Тяжелое время во всех смыслах... 18. Мы — лёд Хитяра, совершенно точно. Сейчас может уже нет чёткой жизненной привязки, а в то юношеское время противостояние (назовём это так) с правоохранительными органами было просто порядком вещей. Это не было каким-то конфликтом или недопониманием. Просто каждый делал своё дело: молодёжь хулиганит, участковый-дедок гоняет. Бывало, разгоняли жестко, с полной правкой мозгов в опорном пункте. Сейчас вот, когда слышу рассказы, о том, во сколько лет у кого начиналась вольная жизнь... да нам в этом возрасте участковый с порожков у входа в местный дискотечный ДК уже угрожал расстрелами без суда и следствия. Да что там рассказывать, это на самом деле было всё весело и вполне в рамках сумасшедшего времени. А главное, мы их уважали, сейчас таких людей нет даже в героических детективных сериалах... 19. Свобода «Сто лет одиночества», наверное, единственный альбом, который застали именно в своё время. Его ждали и он появился. Перед этим была непонятная пауза, когда новые альбомы как-то не появлялись, были даже слухи бредовые что помер Егор походу.
Вообще наблюдается некая правильность в выходах альбомов, всё шло по нарастающей. После «Прыг-скока» должно было быть что-то именно такое. Вызвал, конечно, он массу вопросов, обсуждений, споров. Не орёт, матов нету, музыка иная, дрозды-олени какие-то... А, тем не менее, место своё он на полках прочно занял, а потом уже и вообще стал считаться как-бы лучшим для многих...
Ещё тогда возникла известная ситуация с путаницами в альбомах 87-89 годов, и многие считали что самые правильные альбомы, это, попросту, те, где песен больше. То есть 90-минутки на основе виниловых сборников, какие-то сборки с дублированием названий (типа «Войны» 90-минутной) и т.д. Многие именно такими кассетами и ограничивались. Сейчас вот, когда многое не найти днём с огнём, как-то не очень-то помнят, что и тогда уже наличие многих записей на руках было явлением ограниченным. Сюда же можно отнести и составление самопальных сборников из «Коммунизма», который до «Хроники» вообще малозначителен был в понимании многих знакомых. Никто за «Несанкционированными поведениями» не мчался никогда, в «Историях Омского панку» разбирательств никаких не было, просто тёмный лес и всё нормально. Тем не менее, это всё было, и частично кануло вместе с кассетной эпохой...20. Система Понятно, что Егор пел про хиппийскую систему и то чем это всё сопровождалось. Всё было в рамках доступности и желания. Когда теперь вот возникают споры, употреблял там ЛСД в какой-то период, не употреблял.... Он, наверное, правильно говорит, что были вещи совершенно близкие (либо сопоставимые) по эффекту. Особенно если среди знакомых имелись люди со специфическими знаниями вопроса (большей частью отлежавшие в психушках), то и выдумывать особо ничего не надо было. Были и говорящие деревья, и невиданные звери с чертями, и сверхскорость, и вселенные под ногами... 21. Бери шинель Забавная смешная такая вещь. Однажды мы вдруг решили, что мы точно какие-то панки. В компании появился такой Василий — вдохновитель истинных панковских идей. Из его утверждений, в том числе, следовало, что одеваемся мы не совсем правильно, что нужно надевать драные джинсы и драные свитера под кожаные куртки. Это всё обосновывалось идеологически, и даже как-то он нас убедил. Мы, чёрте как одевшись, со всеми этими «дырками», в банданах в двадцатиградусный мороз двинулись к клубешнику всех эпатировать. При этом сам инициатор эпатажа не явился. Повстречали девчонок знакомых с общаги, пощипали, пошли с ними гулять. Чтобы не казаться полоумными, мы старательно делали вид, что тепло на самом деле, но, на всякий, бухла купили на все деньги, которые были.
— Куда столько?
— Надо.
В итоге всё же обосновались в одном из подъездов более-менее тёплом, при этом не учли, что количество спиртного от этого не изменилось. Мы упились тогда просто в срань. Бедные девчонки тащили нас как-то до дома. Лёша именно в такие моменты почему-то вспоминал песню «шёл Гагарин по тропинке...» и на всю улицу орал обычно именно её.
Василий не унимался наличием собственных открытий и идей. Конечно, его не могли обойти стороной и идеи анархизма. Куда же без этого. В забытом богом книжном магазине он додумался покупать за копейки какие-то никому уже не нужные исторические альманахи про революцию и гражданскую войну. Потом мог подолгу рассказывать всякие забавные истории из жизни анархистов, революционеров и иных почитаемых им личностей. Особого понимания и увлечения ни у кого не намечалось, и потому он стал вождём подрастающего следом поколения. Мир становился более информативным, и потому к драным джинсам добавились какие-то булавки, значки, дестрой на голове, и пузырёк из-под тарена на шее. Слушать они стали уже классический такой панк-рок, в котором мы ничего более-менее ценного не заметили вообще...22. Моя оборона Началось... Просто кайфы! 23. Всё идёт по плану Тут уже и описать ничего не получится, как ни старайся. Вот я машу руками, ору... Вот кум в диком танце (с его-то весом... слэм от греха подальше подвинулся)...вот Лёха... вот опять я...
Охранник довольный и тот поёт в зал...
Дальше уже можно исполнять что угодно и сколько угодно, но концерт заканчивается. Конечно ещё выход на бис будет.24. Наваждение
25. Тошнота
26. МышеловкаЯ стою перед микрофоном
Я шатаюсь и пою
А пою я голосом оченно громким
Наглым и надсадным
Я махаю руками
Топаю ногами
Хорошо пою
Душевно...
Так всё и было как-то.==================================
п.с.: Прочитанные после концерта какие-то сетевые излияния организаторов, ответы знатоков организационных вопросов и жизни группы, иные дешевые трагедии и сравнения с мегадействами в Горбушках, никакого изменения на подготовку этого рассказа не оказали. Он как-то так крутился в голове периодически и спустя 10 лет набросал быстренько, что вспомнилось.
[Дмитрий Сотников, февраль 2016]
Комментарии