источник: | |
дата: | 1998; 2001 |
издание: | «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | Екатерина Борисова, Яков Соколов |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 1998; 2001 |
издание: | «Янка Дягилева. Придёт вода» (Сборник статей) «Янка» (Сборник материалов) |
текст: | Екатерина Борисова, Яков Соколов |
см. также: | Изображения |
Не Положено (LP) (1991)
Время звучания: 38’00
Янка — гитара, вокал.
Егор — эл. гитара, перкуссия.
Редактор К. Кувырдин.
Реставрация студии «Рестон» — август 1991, реставратор Б. Смирнов.
Дизайн П. Павлик, А. Масленников.
Издан в 1991 году на LP фирмой «ТАУ Продукт». В основу альбома положен материал 1987 года Не Положено, переработанный и дополненный фрагментом записи Концерт В Иркутске 1990 года (16–18).
* * *
Первый альбом русской поэтессы и барда Яны Дягилевой (Янки) — очередная посмертная пластинка. Янка трагически погибла в возрасте 25 1 лет. Принято считать, что эта сибирская девушка своими песнями и стихами закрыла брешь, образовавшуюся после ухода другого русского сибирского 2 поэта — Александра Башлачёва. Объяснить, о чем её песни, невозможно — столько в них истинной поэзии, неприкрытого трагизма и детской незащищённости. О песнях Янки хорошо было сказано в одной из отечественных рок-энциклопедий: «Урбанизированный милитаристский пейзаж, мир, населённый неодушевлённостью, и даже живое в нём сравнимо с мёртвым».
В подборку вошли вещи с матрицы, записанные Егором Летовым в январе 1988 года и составившие основу альбома Не Положено, и песни с концерта в каком-то общежитии Новосибирска 3. Выделить из них лучшие и худшие невозможно — они равноценны по силе и глубине, по чуду воздействия. Думаю, пластинка представляет интерес как для любителей рока, так и для любителей авторской песни. К сожалению, пока это её единственный диск. Янка оставила несколько магнитофонных альбомов, хотелось бы, чтобы они тоже поскорее увидели свет.
Алексей Певчев
«Столица» (Москва) 1992
- ^ 24 лет.
- ^ Без комментариев.
- ^ Автор, видимо, путает этот альбом и Стыд И Срам.
* * *
Трагическая судьба Янки Дягилевой, чья жизнь оборвалась несколько лет назад — в её непростой музыке, в её непростых мыслях и стихах, исполненных с болью и отчаянием. Ещё одно послание из прошлого, когда мы все ещё были скованы одной цепью. Кто бы знал, что цепь давно проржавела...
* * *
Первая и, на мой взгляд, последняя пластинка легенды рок н-ролла Янки Дягилевой. Запись для выпуска была сведена ещё в конце 1991 года, а увидела свет только сейчас. Материал этой работы известен почти всем (кто хотел), так что я не вижу смысла его представлять. Единственное, о чём можно пожалеть — это тираж, который составляет всего 5 тысяч, и уже сейчас купить эту пластинку практически невозможно.
ПОД КАБЛУКОМ ПОТОЛКА
«Всё-таки это состоялось — все эти наши кривые, дурацкие, дерзкие и отчаянные песенки и альбомчики. Вся эта наша ГрОб-музычка», — утомлённо, но гордо писал Егор Летов в 1990 году в журнале «КонтрКультУр’а». И вот теперь дебютирует на виниле фирма «ГрОб Рекордз» при посредничестве «Bo’N’Da Records». Всё сие есть ТАУ-продукт«, как у Высоцкого была песня про «Тау Кита». Действительно, чем-то инопланетным отдаётся.
Запоздалое появление дисков Янки и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (записанных в 1987–88 гг.) по социальному значению для отечественной рок-культуры трудно переоценить. Это — глас осмысленной оппозиции, явно враждебной к сложившемуся рок-истеблишменту, вопль надрывный и страстный, и адекватное эхо «корчей безъязыковой улицы»1 (в подземных переходах Невского, кажется, ещё поют «Всё Идёт По Плану»), и торжественная дефлорация российской музыкальной индустрии — в плане приобщения к «табуированной лексике». После романов Э. Лимонова и фильмов К. Муратовой, теперь на пластинке «великий и могучий» предстаёт без ханжеских «фиговых листков». Но в первую очередь — это момент истины. В сознании артефактом современной культуры творчества столь неординарных, талантливых людей, уже неоспоримо «состоявшихся», есть что-то от покаяния. Тем более, что для Янки оно пришло посмертно.
«Мы под прицелом тысяч ваших фраз, — а вы за стенкой, рухнувшей на нас», поёт Янка. Трудно писать о ней. Потому что надо слышать этот пронзительный крик, напряженный, как линия электропередачи, выговаривающий страшные, жалобные, большие слова. Они настойчиво бьются, стучатся в сознание — и строчки наслаиваются, «заводной калейдоскоп звенит кривыми зеркалами, колесо вращается быстрей» — возникает зыбкое, неуютное, тревожное состояние. А в голосе — нерасплёсканная, истовая любовь к жизни, совершенно русская, какая-то крестьянская девичья тоска, и тут же урбанистическая холодная усталость. Вот так — «очень в точку, если в одиночку».
На Янкином альбоме ощутимо присутствие Егора — то жужжит его «зафузованная» электрогитара, то звучат подстукивания и прочие шумы. На «двойнике» ОБОРОНЫ есть тема, сочинённая ими вместе. Как Янка, Егор побывал «под струёй крутого кипятка», и, обварившись, мучается, и песни из него выходят вместе с грязью, с кровью и гноем. Это крамольный, брыкающийся, богохульствующий, матерящийся альбом, и это самое рок-н-ролльное, что выросло за последнее время на отечественной ниве.
...«У каждого из нас быть могут разные ходы, но цель у нас едина — суицид» — в этих словах, напоминающих знаменитый тезис А. Камю («Есть лишь одна по настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства». «Миф о Сизифе») — не цитата классика, но зерно ещё одного программного заявления Егора: что настоящий рок есть нечеловеческая музыка, и истинные рокеры уже мертвы. Подобная экзистенциальная критика действительности требует незаурядного мужества, ведь сразу же приходит потрясающее всё существо автора прозрение: «А вы остались такими же». Наверное, поэтому Летов теперь распустил ОБОРОНУ и замолк.
Жуткие слова пропела и Янка: «Кто не покончил с собой, тех 2 поведут на убой...» Но именно в том, что эти два человека доверчиво отдали нам самих себя, и заключается надежда. А может быть, вера: не раздавит бытие, этот «каблук потолка», услышат, поймут, и что-то изменится. Настанет «великий праздник босоногих идей»3.
А. Курбановский
FUZZ № 9/1993248 .
249 .