источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9558 |
дата: | 2021.05.11 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9558 |
дата: | 2021.05.11 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) ГрОб-Records, 1988
(p) Выргород, 2020
18 tks./T.t. 43:15
(c) ГрОб-Records, 1988
(p) Выргород, 2020
22 tks./T.t. 47:55
Запись проектов ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ и СПИНКИ МЕНТА, сделанная в период с 22 по 24 февраля 1988 года на квартире Егора Летова, стала одной из первых продюсерских работ лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Первоначально альбомы обоих проектов распространялись в самиздате. Осенью 2002 года Егор Летов подготовил их к изданию на лейбле «Хор Records», но по каким-то причинам свой замысел воплотить не смог. В 2017 году альбомы были выпущены «Выргородом» как по отдельности, так и в рамках антологии ЧЕРНОГО ЛУКИЧА с мастерингом Натальи Чумаковой. И только осенью прошлого года вышли в том виде, в каком предполагал их выпустить Егор Летов. Мастеринг для издания был выполнен Сергеем Летовым.
Материал записывался в составе: Вадим «Черный Лукич», «Каспар Уайнбергер» Кузьмин — ритм-гитара, вокал; Егор Летов — гитара, бас, ударные, подпевки; Константин «Кузя Уо» Рябинов — соло-гитара, бас, саксофон, подпевки; Оксана «Окса» Жукова — подпевки; Евгений «Джон Дабл» Деев (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА) — аккордеон. В выходных данных указано, что Егор Летов подпевает, но часто он выступает как полноправный вокалист. По техническим причинам на записи использовались зафиксированные на магнитофон разнотемповые барабанные болванки, прописанные для сессии альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ «Все Идет по Плану», «Так Закалялась Сталь» и «Боевой Стимул».
Поскольку запись была спродюсирована Егором Летовым, звучание весьма и весьма напоминает ГО. Кузя Уо, который учился играть на саксофоне непосредственно во время записи, иногда давал джазу. Егор Летов называл Вадима Кузьмина «панком в белых перчатках», а сам Кузьмин определял свое творчество как «панк с человеческим лицом».
Обложку CD ЧЕРНОГО ЛУКИЧА «Кончились Патроны» украшает репродукция портрета дона Себастьяна дель Морры за авторством испанского художника эпохи барокко Диего Веласкеса де Сильвы. Придворный карлик одет в красно-зеленый наряд. Его нескладность контрастирует с задумчивым лицом, а во взгляде темных глаз отражаются грустные мысли человека, которого природа обделила внешней красотой. На обложке к альбому СПИНОК МЕНТА «Эрекция Лейтенанта Киреева» изображен парящий в невесомости космонавт. Вероятно, оформление альбомов по-своему в иносказательной форме раскрывает суть проектов Вадима Кузьмина. Издания снабжены четырехстраничными буклетами.
Каждый из альбомов имеет свою концепцию: «Кончились Патроны» — преимущественно так называемые политические песни, в которых автор иронически переосмысливает историю отечества в духе соц-арта, высмеивая ее героические и позорные страницы, помещая советские лозунги в иной культурный контекст. «Эрекция Лейтенанта Киреева» — если воспользоваться термином Михаила Вербицкого, «гротескная экзистенциальная метафизика». Очевидно, без влияния Игоря Федоровича не обошлось. Правда, экзистенциализм Вадима Кузьмина уравновешивается сократической позицией, сущность которой заключается в спокойном, рассудительном восприятии всего, что с нами происходит. Поэтому в его песнях нет ни надрыва, ни истерики. «Кучи в Ночи» составляют абстрактно-философские песни. Во многих текстах проявилось влияние обэриутов, прежде всего детских стихов Даниила Хармса. Оно выразилось в нарочитой примитивности, подчеркнутой алогичности и гротескности. Рассмотрим каждый альбом в отдельности.
Необходимая оговорка: поскольку альбомы долго распространялись и в официальных, и в самописных версиях, в названиях многих песен встречаются разночтения. Поэтому во избежание путаницы я привожу в скобках все существующие варианты названий треков.
В альбом ЧЕРНОГО ЛУКИЧА «Кончились Патроны» вошли песни, созданные в середине 1980-х. Его открывает одноименный трек, проникнутый отчаянием и трагизмом. Первый куплет строится на противопоставлении личной свободы и материального благополучия. Во втором обыгрываются разные значения глагола «помочь» — от совета до убийства. В третьем куплете автор уходит в мир абстракций. Анафоры придают всем трем куплетам еще большую убедительность. Примерно в том же настроении выдержан марш «Мы Идем в Тишине» о крушении надежд и мечтаний. Тема политических репрессий отразилась в песнях «Праздник Вянущих Гвоздик» и «Сталинские Дети». Вадим Кузьмин травестирует известный тезис о том, что в советском обществе все равны. В зарисовке «РСДРП(б)» автор перелистывает страницы российской истории конца XIX — начала XX вв. «Сталин Партия Комсомол» — стеб над распространенным советским лозунгом. В конце песни ключевая фраза с задором скандируется Вадимом Кузьминым, Егором Летовым и Кузей Уо. «Суконный Коммунист» («Другой») — ирония, прикол, стеб. На создание песни «Мы из Кронштадта» («Черный Лукич») Вадима Кузьмина вдохновили, во-первых, роман Михаила Кураева «Капитан Дикштейн» о Кронштадтском мятеже, во-вторых, сон, в котором автор песни увидел Ленина, закинувшего ногу на ногу. Солирующая гитара, слегка не совпадающая по строю с другими инструментами, между вторым и третьим куплетами и в финале исполняет частушечный проигрыш.
Нашлось в альбоме место и экзистенциальной философии. «Осень» — рефлексия о жизни и смерти (а ведь Вадиму Кузьмину, когда он сочинил эту песню, было чуть больше 20-ти!). Эта тема получит свое продолжение и развитие в песнях «Дождь» («У Окна»), «Весна» («Весна-1») и «Ночь Близка» («Волшебная Сказка»). Две первые войдут в альбом СПИНОК МЕНТА «Эрекция Лейтенанта Киреева», третья — в «Кучи в Ночи», а вместе образуют тетрологию. «Будет Весело и Страшно» — песня о нашей жизни, ни больше, ни меньше. Заглавие отсылает к фильму Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». «Еду на Север» и «Мой Недуг» проникнуты чувством оптимизма. «Я Сегодня Все Смогу» — веселая скороговорка-прибаутка, контрастирующая с остальным материалом.
Песни, вошедшие в альбомы проекта СПИНКИ МЕНТА, были созданы в первой половине 1980-х.
Гротескная экзистенциальная метафизика Вадима Кузьмина вполне сочетается с весельем и юмором. Альбом «Эрекция Лейтенанта Киреева» — яркое тому доказательство. «Эрекция», «Фицкарральдо» и «Густав» — просто приколы без претензии на высокий смысл. «Детская» («О-о-ри О-о-ра») — пародия на комсомольскую песню, стилизованная под кантри. «Мединститут» («Сплошное Говно») — монолог от лица скучающего студента, который сам не знает, чего хочет. Если бы в названии упоминалось другое учебное заведение, вряд ли что изменилось бы, за исключением, быть может, рифмы. Вальс «Лейтенант Киреев» («Баллада о Лейтенанте Кирееве») — стилизация деревенского детектива и одновременно незлобивая пародия на романы Жоржа Сименона о комиссаре Мегрэ, очень популярные в Советском Союзе. В «Марсельезе» Вадим Кузьмин как автор не только прикалывается, но и проявляет высокую эрудицию. В музыке же ему удалось соединить, казалось бы, несочетаемое — панк-рок, летку-енку и хали-гали. «Коля Мяготин» — песня о пионере-герое на стихи некой девятиклассницы, чье имя история не сохранила. Прекрасная мелодия, выдержанная в ритме вальса. А текст и исполнение можно воспринимать и как стеб, и как пафос. «Гамаши» — прочитанные Вадимом Кузьминым, Егором Летовым и Константином Рябиновым две строчки из знаменитого стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный». Песня «Одеяло Джузеппе» могла бы стать рекламным роликом соответствующего продукта. «Алиса» на текст вступительного стихотворения Льюиса Кэрролла к сказке «Алиса в Стране чудес» в переводе Дины Орловской — кратковременное и очень приятное погружение в детство. «Мадонна» — песня о любви, высоком искусстве и любви к высокому искусству.
В ещё одном альбоме СПИНОК МЕНТА «Кучи в Ночи» преобладают абстрактно-философская лирика. Герой песни «Доброе Утро», разгоняя похмелье, предается размышлениям и воспоминаниям. «Предвыборная» — стилизованная под частушки агитка: «Выбирайте в депутаты панков, панков, только панков!» Настоящие панки не вписываются в систему, напротив, стараются от нее самоизолироваться. Так что призыв Вадима Кузьмина всерьез не воспринимается. Оберштурмбанфюрер из одноименной песни (другое название — «Сказка Сказок») — просто образ, возникший в мозгу автора и не поддающийся никакому объяснению. Лирический герой заглавного номера «Кучи в Ночи» («Гармония Зла») ищет единения с природой и постигает эту самую гармонию зла. Слова песни «Милитаристическое Кантри» («Афган») можно вложить в уста участников вооруженного конфликта в Афганистане — как советских воинов, так и моджахедов. А музыкальная составляющая скорее располагает к расслаблению. «Весна-2» по настроению и строю противоположна «Весне», хотя, казалось бы, описывает одно и то же. Лично мне очень нравится фраза «Дохлой кошкою смердящей на дворе гниет весна». «Колыбельная» («Одеяльце», «Миша Горбачев», «Колыбельная для Миши Горбачева») — чистейшей воды прикол, стеб, зубоскальство. Трек взят из «Квартирника у Егора». Вадиму Кузьмину подпевает Окса. На записи слышен звон бокалов. Песня «На Кухне» («Грязным Кухонным Ножом», «Апокалипсис») проникнута ощущением конца света. Но лирический герой почему-то испытывает радость. «Снова Я Один» — песня от лица человека, для которого одиночество и счастье — синонимы. И его можно понять. В основу песни «Дети Короткой Тьмы» («Серые Люди») положен извечный конфликт между представителями андеграунда (панками или неформалами в целом) и правоохранительных органов. «На Том Берегу» — оптимистический финал: герой песни расстается с детством и входит во взрослую жизнь с чувством оптимизма.
Все сыграно грязно и сбивчиво, зато живо и драйвово.
Я безумно люблю все, что делает Вадим Кузьмин. Но, увы, не могу не добавить чайную ложечку дегтя в бочку меда.
Мне вспоминаются катушечная магнитофонная приставка «Ростов-102» и бобины шосткинского производственного объединения «Свема» и переславского «Славич» (казанскую «Тасму» покупать я избегал, так как пленка быстро осыпалась). Поскольку в 80-е годы магнитофонная лента была в дефиците, приходилось прибегать к разного рода ухищрениям. Например, если на каждой из сторон бобины после записанного альбома оставалось место, в дописку по частям добавлялся еще один, чтобы не пропадала драгоценная во всех отношениях пленка. Иные альбомы приходилось разбрасывать по двум или нескольким катушкам, а потом, переписывая кому-нибудь, вновь собирать воедино и при этом помнить последовательность треков. Изврат, конечно, но вынужденный.
Представляемые издания лично мне напомнили художества с магнитофонной лентой: на первом диске альбом ЧЕРНОГО ЛУКИЧА «Кончились Патроны», на втором — альбом СПИНОК МЕНТА «Эрекция Лейтенанта Киреева». А вот альбом «Кучи в Ночи» пущен в дописках к обоим CD. Меломан сталкивается с определенными сложностями: во-первых, диски изданы разрозненно, а не в одном комплекте. Таким образом, у купившего один из CD будет только часть альбома «Кучи в Ночи». Во-вторых, если у владельца дисков возникнет желание послушать только «Кучи...» от начала до конца, ему придется вставить в проигрыватель сначала первый CD (с 13-го по 17-й треки), затем второй (с 15-го по 22-й треки). К тому же, альбом ЧЕРНОГО ЛУКИЧА «Кончились Патроны» разорван: последний трек («Мы из Кронштадта») почему-то вынесен в самый конец (после пяти треков альбома СПИНОК «Кучи в Ночи»). Есть у такого расположения единственный плюс: можно сэкономить, купив не три диска, а два. Но, если уж на то пошло, оба альбома СПИНОК МЕНТА безболезненно помещаются на одном CD. Но Егор большой, вероятно, ему видней. Я предпочитаю «выргородские» издания 2017 года, на которых каждому альбому отводится отдельный диск.