Егор Летов и «Гражданская оборона»
Честно говоря, я не очень люблю вспоминать... Что можно рассказать о Егоре Летове и «Гражданской обороне»? Я считаю, Егор написал едва ли не лучшие песни в небольшой, в общем-то, истории нашей музыки. Он один из самых мощных наших авторов.
Первый раз я услышал «Гражданскую оборону» году в 1988 или 89-м. Может быть, немного раньше. Конечно, это произвело определенное впечатление — вот эти первые его альбомы, которые он у себя в Омске в одиночестве записывал. Их много было, я названий даже не помню. Качество было так себе, но что в этом плохого? Ведь он такой «грязный» звук сознательно делал. Это было для Летова важно. Он этим дышал... Мне вообще эти первые записи «Гражданской обороны» очень нравятся. Не могу сказать, что я их часто слушаю — я не коллекционер, у меня нет фонотеки какой-то. Так, что-то попадает в руки, потом опять куда-то уходит...
А потом как-то так получилось, что он почти сразу появился в Питере. Нас свел Сергей Фирсов — его будущий директор. У него на квартире я с ним, собственно, и познакомился. Сидели, пили, пели песни. Он пел «Все идет по плану», «Все как у людей» — такая совершенно замечательная песня. Он тогда на меня очень хорошее впечатление произвел как человек. Умный очень. И страшный меломан, продвинутый — знал в сто раз больше музыки, чем я. В чем-то, конечно, наши вкусы сошлись. Doors тот же, еще что-то. Мы подружились... Потом был такой фестиваль в зале «Время» — его французы какие-то устраивали. Групп пять или шесть — Voплi Viдonляcoвa, «Не ждали», «Игры», «ГО» с Янкой (она у них на басу играла и пела сама) и мы, «АукцЫон». Они тогда достаточно пестрой компанией были. Ну, как? Ничего из ряда вон выходящего, с другой стороны. Длинноволосые? Так мы все тогда волосатики были. У Летова гитара, по-моему, самая обычная была. Они вообще тогда держались довольно обособленно, а Егор был самым открытым к общению человеком. Потом «Гражданская оборона» достаточно часто в Питере стала появляться. Все время у Фирсова сидели. Егор постоянно играл какие-то квартирники. В принципе, там вообще такая тусовка мощная была. Летов на фоне остальных выделялся своей энергетикой. А весь этот социальный посыл... Я его как-то и не чувствовал тогда. Точнее, мне просто было все равно — социальный там у него посыл, лирический, бытовой. Мне просто нравилось, что и как он поет. Вообще, у «Обороны» на уровне все было. Адекватно и профессионально.
Потом у Егора начался тот самый «политический» период. Он стал большевиком вроде. Ну, мне все равно было. Никогда не воспринимал Летова как политического деятеля. Мне было по фигу просто! Какая разница? Ну, если ему это важно...
«АукцЫон» с «Гражданской обороной» еще один раз пересеклись на одной сцене. Это было совсем недавно, уже в 2000-х. Дело было в Германии. Там был какой-то концерт в Кельне. Был «Ленинград», «ГО» и мы. Мы, кажется, первыми играли... Ну, нормально. Повеселились.