источник: | http://zlava.livejournal.com/252152.html; http://zlava.livejournal.com/251817.html |
дата: | сентябрь 1991 |
издание: | ЭНск № 11 |
текст: | Алексей Беликов; Борис Борисов |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://zlava.livejournal.com/252152.html; http://zlava.livejournal.com/251817.html |
дата: | сентябрь 1991 |
издание: | ЭНск № 11 |
текст: | Алексей Беликов; Борис Борисов |
фото: | |
см. также: | Изображения |
В беседе принимают участие: Сергей «Джекл» Глазатов (С) менеджер группы БОМЖ и независимый журналист, Федор Фомин (Ф) — вокалист новосибирской панк-группы ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ. Вопросы (В) задает Алексей Беликов. Далее читайте саморассказ о ПИЩЕВЫХ ОТХОДАХ Федора Фомина и басиста группы Дэна Ершова.
В.: Начнем с вопроса к Федору. Что в твоем понимании панк?
Ф.: Тяжелый монотонный трехаккордный рок-н-ролл. Никакой идеи мы не вкладываем, идея была чисто музыкальная.
В.: Сергей, а с чего БОМЖ начинался?
С.: Я не могу «говорить за музыкантов», я никогда ни на чем не играл. Я занимаюсь вопросами социально-культурного явления. Западные группы задали канон — СЕКС ПИСТОЛЗ, ДЭД КЕННЕДИЗ, ЭКСПЛОУТЕД, можно назвать еще ряд других. Действительно, это тяжелый трехаккордный рок-н-ролл. Если кто-то у нас пробует заниматься тем же самым, то понятно — ни на какие музыкальные открытия он не может претендовать. Остается другой план — чисто внутренний: чего человек хочет этим добиться, что изменить внутри или вне себя. В моем понимании панк-рок в нашей стране — это чисто деструктивная тенденция, тенденция к саморазрушению, чистый суицид. А в проекции вовне — некая темная тяжелая энергия, которая выплескивается со сцены.
Ф.: Я разделяю панк-личность и человека, который играет панк-рок. Можно быть панком в душе — то, что мы привыкли считать панком: на все наплевать, вены режет, живет скотски — выродок такой. А можно играть панк-рок, как группа РАМОНЗ, например. Они играют панк-рок, и тем не менее они живы, здоровы, упитаны, И играют очень даже приятно. У нас аналог — группы типа новосибирских ПУТТИ. Я считаю, понятия должны различаться.
В.: Давайте коснемся Егора Летова как одного из самых ярких представителей панка, тем более, что сейчас, кажется, все его любят безумно. Существует несколько мнений (см. «ЭНск» № 10): анархист, скоморох, мистик. Чем, по-вашему, является его творчество — анархией, скоморошеством или мистицизмом?
Ф.: Творчество Летова — это творчество анархиста, который сам себя сделал таковым, Скоморох — это веселье. У Летова веселья нет — все песни про ненависть, смерть, самоуничтожение. Я также не знаю, что у Летова мистического. У Коли Рок-н-ролла действительно есть что-то мистическое, психоделия некая.
С.: Давайте посмотрим. Первый план — анархия. Анархия — это прежде всего явление политическое, к художественному творчеству этот термин едва ли применим. А что касается того, что любой рок-музыкант внутренне против устоев любого общества, независимо от социального строя — это вне всяких сомнений. И тут и Летов, и Федор — они все одинаковы, все анархисты, но не в политическом плане. Второе — скоморошество. Достаточно вспомнить скомороха в фильме Тарковского «Андрей Рублев», чтобы понять: скоморох не простой образ и не все там делается для веселья. Это глубокий архетип сознания. У Егора Летова в отдельных композициях что-то от скомороха есть, но я бы не стал утверждать это категорически. Третье — мистицизм. Все мистические учения учат обращаться с энергией. Рок-музыка — это энергетическая вещь. Рок-музыкант — проводник энергии людям, любой музыкант, не только Летов. Рок отличается от любой другой музыки именно тем, что проводит энергию. В этом смысле я готов согласиться с присутствием мистики в творчестве Летова.
В.: Кажется, что говоря об анархии, применительно к панку, имеется в виду не политическая концепция, а некая совершенная внутренняя свобода, стремление освободиться от устоев. Вряд ля это можно назвать анархией, здесь нужен другой термин.
С.: Если воспринимать анархию как политическую концепцию и добиваться устранения государства, то в нашей стране это приведет к тому, что Егор Летов будет первым повешенным. Государство, которое он поносит, в конечном итоге, защищает его. Если ему дали пару щелчков — довольно больно, что такое наше государство все знают, то, видимо, для того, чтобы он понимал, что может быть в другом варианте.
В.: Насколько вообще форма панк-рока характерна для русского архетипа?
С: Существует мнение, что для русского архетипа характерна баллада — Высоцкий, Галич, Башлачев, Демин из Владивостока, Юра Наумов. А электронный рок этому архетипу не соответствует. Есть точка зрения, что рок-музыка — возвращение к первобытным структурам сознания, на нашу общую духовную прародину. Я оба эти взгляда не отметаю, для меня это открытый вопрос.
Ф.: Рок для русского человека совершенно инородное явление. Я играю панк, потому что я его много слушал, мне эта музыка просто нравится. Может, если я попаду на чужбину, я панк вообще не буду слушать и играть — у меня будет потребность в русских песнях.
С.: В моем понимании то, что называется панком — это не социальное или музыкальное явление, а явление экзистенциальное.
В.: Музыкальные формы все время меняются. Ваши прогнозы на будущее панк-рока?
Ф.: Я буду играть, пока не надоест, даже для самого себя...
В.: Являешься ли ты музыкантом в таком случае? Не верю, что ты сможешь играть панк только для себя, когда тебя никто не будет слушать. Творческому человеку нужен выход, выход энергии.
С.: Более того, все «левые» — это всегда немного провокаторы. Панк должен стремиться к расширению своей аудитории, к тому, чтобы существовали разные поведенческие реакции: от фетишизации — какой Федор, например, великий!! — к прямым актам насилия — «мы его сейчас!».
Ф.: У нас есть узкий круг поклонников, мне хватает. Вообще людей, слушающих такую музыку, практически нет. У Летова поклонников много, но Летов выходит за рамки панк-рока. Да и песни записаны (по канонам панк-рока) не очень хорошо: голос на первом плане как будто у бардов, барабанов вообще не слышно. Я знаю, что музыку, которую мы играем, мы играем хорошо. Что касается текстов — может, у ГО они лучше, но я такие тексты писать не стал бы, смешно писать о том, что можно прочитать в газетах.
В.: Сейчас Летов очень популярен. Ваши взгляды на будущее этой популярности?
С.: Возможны два варианта — я не исключаю ни один. Первый. Истэблишмент, который заправляет музыкальными делами, мафиозно-коммунистические структуры, потихоньку втянут Летова в свою сферу; тогда и говорить нечего, это будет духовный зомби. Второй вариант. Он уйдет в подполье, может быть, вот как Федя будет играть только для своих, но играть не перестанет в любом случае — у него больше ничего нет. Но я не чувствую внутри него иммунитета, чтобы не пойти по первому пути.
В.: Насколько противоречия прослеживаются в целом в явлении? Что касается Егора — все на поверхности, всякий может сказать: да, есть противоречие между идеей и формой. Судя по зарубежным публикациям, появляются панк-группы (они сами себя так именуют), которые борются с тем, что у нас считается обязательными элементами панка.
Ф.: Это просто поиски врага.
С.: Это, наверное, случай второго уровня отрицания, это отщепенцы второго уровня. Они выступают против уже канонизированной модели поведения — надо колоться, пить, разрушать — и провозглашают другие цели.
Ф.: И так до бесконечности. Поэтому я хочу привязать все к музыке, а не к борьбе какой-либо. От панк-рока, как социального явления, перейти к музыке. Музыка есть музыка.
С.: Я рискну сделать некий футурологический прогноз. Лет через 20 у нас будет мощный бунт против ценностей, которые у нас сейчас укореняются, против «буржуазных» ценностей. Тогдашние подростки поднимут бунт против этого. Будет расцвет контр-культуры, основанной на отрицании будущих (для нас — будущих) ценностей — свободного предпринимательства. При этом через 20 лет молодые не будут играть рок, возникнет некая новая контр-культура, новое искусство и это произойдет именно в России.
14.08.91 г.
Новосибирск.
Рисунки PASTNIEKU (Латвия).
Разговор с Федей и Данилкой
«Рок-н-ролл — это беспредельно свободная музыка, и какую степень этой свободы ты выбираешь для себя, играя рок — зависит только от тебя. И не иначе». Так сказал ведущий вокалист группы ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ Федор Фомин. Вместе с ним на вопросы отвечал и администратор-басист Данила Ершов.
— Ну и что? — спрашиваю. — Панк-рок играете?
Вдруг вижу в глазах собеседников появилась усталая жалость к моей персоне.
Ф.: — И да и нет. Нет, потому что панк-роком у нас принято считать звуки, изрекаемые полудурками с гребешками и в лохмотьях, блюющих со сцены, орущих «коммунисты — педерасты» и т.п. И обязательно не умеющих играть. Да, потому что мы играем молодежный, монотонный, убойный, агрессивный 3-х аккордный рок-н-ролл с элементами стиля хардкор и с различными шумовыми эффектами. Мы считаем, что это настоящий современный рок-н-ролл. Это можно назвать и панк-роком, но тогда хит группы KINKS «You really got me» 64 года тоже панк-рок.
В.: Не знаю, не знаю. Мне вот кажется, что рок-н-ролл — это музыка типа песенки «Rock around the clock».
Д.: Вообще-то, рок-н-ролл с технической стороны — это ускоренный негритянский блюз с ударением на 2 и 4 такт. Так компьютер говорит (тут, несомненно, в Даниле говорит композитор — Ред.).
Ф.: Классический рок-н-ролл, «Johny Be Goode», хит Чака Берри в исполнении СЕКС ПИСТОЛЗ звучит весьма по-панковски, а суть его не меняется. И вообще лучшим рок-н-ролльщиком я считаю Литл Ричарда с его песней «Тутти-Фрутти». Лучше рок-н-ролл вряд ли сыграть. Нет противоречия в Литл Ричарде и Чаке Берри с одной стороны и в СТУДЖИЗ и ЭКСПЛОЙТЕД с другой. Вот рэп, электропоп и прочее... это уже не рок-н-ролл.
В.: А вы этим делом давно занимаетесь?
Ф.: Ну, как сказать. Слушаю я рок-н-ролл давно, лет эдак 15. Панк-роком мы с Данилкой увлеклись в 84 г. Переслушали кучу групп, хороших было обнаружено не много. Остались слегка неудовлетворены и решили попробовать играть сами. Тем более, что в нашей стране панк играли всего несколько команд и было известно всего несколько песен. Нам нравился Свинья и М. Науменко с песнями «Пригородный блюз» и «Белая ночь — белое тепло». Но это был не современный панк, а мы хотели играть типа GBH и EXPLOITED. Кстати Данилка в свое время играл в оркестре народных инструментов ДК «Академия» на балалайке.
Д.: 2-я балалайка-прима.
Ф.: Ну вот он взялся освоить бас-гитару, а я пожелал либо барабанить, либо петь, т.к. ничего не умел, и эти занятия казались мне самыми простыми. Впоследствии выяснилось, что барабанить тоже нелегко и мне пришлось запеть.
В.: Так что там у вас дальше случилось после балалайки-примы?
Д.: Сказано — сделано. Мы стащили в мой гараж барабаны, колонки и т.п. и в январе 1989 г. вместе с А. Климкиным и Джеффом (из ГО) записали на кассетный магнитофон пленочку под названием «25 лет в СССР». Климкин барабанил. Джефф играл на гитаре, а Федя орал. Послушали пленочку, а там шум и полный сумбур, но так настойчиво звучит, что нам понравилось и мы стали продолжать наши опыты. В то время у нас очень быстро менялись гитаристы: Мазин, Понькин, Диканский, Зеленский и т.д.
Ф.: В конце концов, родители Данилки не выдержали нашего шума и прочих сопутствующих безобразий и закрыли гараж на ключик: мы шатались, пьянствовали, ну, в общем, копили энергию. В этот смутный период и появился сначала как собутыльник Шура Келемзин (гитарист ПУТТИ). Пристрастия (музыкальные и прочие) у нас совпадали и теперь мы не расстаемся.
Д.: Время прихода в группу Келемзина счастливо совпало с появлением у нас точки для репетиций в Институте неорганической химии. Мы репетировали почти четыре месяца, пока всем там не надоели.
В.: Ну и что у вас вышло после репетиций?
Ф.: Где-то в июне 1990 г. мы записали с драм-машиной дома у Шуры альбом под названием «Паразиты». Запись получилась не очень мощная, но там были неплохие песни «Резиновый мир» и «Алкоголь». Нашлись поклонники, которые себе его переписали, пленки попали в другие города. В общем, у нас появилась небольшая, но верная аудитория слушателей.
Д.: Репетиции и выступления приняли хаотический характер, но тем не менее мы разучили полтора десятка новых песен и недавно на «Студии-8» мы записали новый альбом «Я такой же, как ты» — это его название.
Запись получилась чрезвычайно мощная и агрессивная. Нам помогали профессионалы: Михаил Зайчиков, Валера Фомин — барабаны, Владимир Бугаец — гитара, даже администратора «Студии-8» А. Соловьева заставили подпевать.
Ф.: Добавлю, что мы подошли к этому делу творчески и записали все за три ночи. 4 песни придумали и записали прямо на месте. На мой взгляд, в альбоме есть несомненно удачные песни: «Давай начнем войну!», «Сигарета», «Паразиты» и т.п. Честно говоря, почти все песни получились клёвые. И я думаю, что это лучшее, что было записано в таком стиле в нашей стране когда-либо. Кстати, спасибо Сергею Ивановичу Бугаеву за его благосклонность.
В.: Да. Да. Да. Слышали. А что дальше думаете?
Д.: Да, наверное, хватит бодриться, начнем репетировать и запишем еще один или два настойчивых и тревожных альбомчика. К новому году.
В.: Ладно, послушаем. Еще хотел спросить, какие команды (наши и не наши) играют настоящий рок-н-ролл, по вашему мнению?
Ф.: Из иностранных — STOOGES, ROLLING STONES, MC5, DEAD BOYS, DAMNED и т.п. Из советских ЗВУКИ МУ, ГО, ЗООПАРК, ДК. Хотя ДК — это не совсем рок, но клевая музыка.
Д.: EXPLOITED, GBH, DEAD KENNEDYS, LARD, HEAD OF DEVID и т.п. Из наших — ПУТТИ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, Коля Рок-н-ролл.
Ф.: Вообще мне нравится разный рок — DOORS и BIRTHDAY PARTY, SLADE и LARD. У наших команд тоже бывают сильные песни, например, у Летова «Я не верю в анархию — я хочу быть фюрером» — на редкость убойная и искренняя песня.
В.: Какие-нибудь общие соображения?
Ф.: А как же! Рок-н-ролл — это ускоренный блюз, который играли Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Сонни Бой Виллиамсон, это народная песня негров, получившая новое оформление. Лучше негров ее никто не сыграет, так же как, кроме русского народного хора, никто лучше не споет «Славное море, священный Байкал». Таким образом исполнение рок-н-ролла белыми — это в некотором роде компиляция. Естественно, что и мы компиляторы. Это я к тому, что некоторые люди говорят, что ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ играют EXPLOITED или там DEAD KENNEDYS (эти группы они между собой тоже не различают), так что их слушать. Но, во-первых, лучше играть в стиле EXPLOITED, чем в стиле Donny Osmonds, а во-вторых, как тогда относиться к ROLLING STONES, которые первые годы играли один к одному ритм-блюзовые шлягеры. И кроме того, мы не такие уж ахти какие музыканты, чтобы украсть и сыграть мелодию один к одному. Мы всегда где-нибудь наврем, и получится совсем не то, но это будет в стиле рок-н-ролл и будет агрессивно и жестко. Я с большим сомнением отношусь к тем группам, которые заявляют о себе, как играющие какой-то чисто русский рок. Если хорошенько подумать, нет команд, которые бы славно играли неанглоязычный рок-н-ролл. А если ты хочешь сыграть русское, то возьми балалайку, сядь на завалинку и наяривай частушки (что, кстати, мне ужасно нравится), но не называй это рок-н-ролл.
То есть, если ты играешь рок, то будь добр делай это, как делают в США или Англии, по крайней мере, в музыкальном плане.
В.: А почему вы выбрали себе такое название?
Д.: Действительно, дурацкое название. Его придумал Егор Летов. Но нам сейчас уже наплевать, это как кличка собаки...
В.: Хорошо, о музыке поговорили. Но ведь есть еще и слова. Вот вы про что поете?
Ф.: Как о чем — о себе. О том темном, инстинктивном, что кроется в любом из нас. Например, песня «Паразиты» — о том, что ощущаете после недельного запоя. Ну еще о друзьях, девушках и животных. Ненавижу политические агитки, хотя тоже иногда грешу этим, но редко. Вообще-то, смешно петь о том, что пишут в газетах.
В.: Я рассматриваю ваш ответ как «полное налево» и прощаюсь.
С панк-музыкантами Федором и Данилой беседовал Борис БОРИСОВ.
(Новосибирск, август 1991 г.).