Убивать (Теория катастроф) (Егор Летов, 2004.01.03)
Постигая такое, что не хочется жить
Нас исследует сырая земля
Роемся в текущем
Думаем, что всё могло быть и лучше
Отборные святыни, потайные тупики
Виртуальные пустыни, лабиринты, потолки
Продолжая исступлённо и отчаянно спать
Переключить на чёрно-белый режим
И убивать убивать...
Убивать
Постигая такое, что не хочется жить
Наблюдает за нами небес синева
Бредим в настоящем
Знаем, что вчера всё было баще
Собираем по осколкам, выделяем стихи
Разбредаемся по полкам, выключаемся стихийно
Продолжая увлечённо и решительно спать
Переключить на чёрно-белый режим
И убивать
Постигая такое, что не хочется жить
Солнышко взирает на моё забытьё
Сплю в кленовой роще
Верю, что всего должно быть больше
Измеряя в глубину добровольные могилы
Подавляю седину, экономлю свои силы
Продолжая безнадёжно и безвременно спать
Переключить на чёрно-белый режим
И убивать убивать убивать убивать
Убивать
Отныне ненавидеть обязательные даты
(Эти круглые квадратные торжественные даты)
Смертельно ненавидеть эти праздничные даты
(Убивать убивать все эти праздничные даты)
Официально объявленные
Предписанные, обожаемые
Всенародно соблюдаемые пряничные праздники
Справляемые всеми да в один и тот же день
один и тот же час
один и тот же день
один и тот же час
в один и тот же день
Возненавидеть до гордости
Возненавидеть до святости
Возненавидеть до ночного пожара
Возненавидеть до звериной чистоты
Где исступлённый слух
Моя безупречность
Огнедышащий голос
И путеводная ярость
Убивать
Убивать.
Комментарии
Стихотворение опубликовано в книгах:
Присутствует на следующих релизах:
На концертах, насколько известно, песня никогда не исполнялась.
Примечания
— Несколько слов о новом альбоме.
Егор Летов: На самом деле, альбома записано два. Это две части такой мини-оперы, некого цикла, сродни «Стены» Pink Floyd или «The Lamb Lies Down On Broadway» Genesis. Это одна длинная вещь. Первая часть называется «Долгая Счастливая жизнь», вторая — «Реанимация». 28 композиций, по 14 на альбоме, 28 разных точек зрения на одну и ту же ситуацию. 28 взглядов одного и того же человека, который родился и ходит, болтается между адом и раем, между небом и каким-то невиданным дерьмищем. Обратно он вернуться не может, как невозможно обратно родиться и вперед идти тоже невозможно, потому что есть определенные законы эволюции, бытия, и т. д. То есть, это превозмогание этой ситуации. Это состояние войны. Состояние невиданных страстей, чувственного, энергетического, духовного, психологического, физиологического, ментального кошмара. Эдакой войны, превозмогания бытия. Абсолютно экстремальное состояние. Но это — лишь один из взглядов на альбом, в нём есть ещё и второй план, третий и т. д. Некоторые вещи — они самодостаточны, как отдельные песни, вот мы их и играем на концертах, как «Собаки», «Без меня» и пр. Вообще, сначала это возникло по принципу «Прыг-скока» или «Русского поля экспериментов», как одна длинная бесконечная песня, например, «Без меня», я её целый год сочинял. Получился огромный такой конгломерат. Потом она стала распадаться на кучу фрагментов, которые были в песне внутри, с разной ритмикой. Следом появилась ещё одна песня — «Убивать. Теория катастроф», самая длинная из 28, и крутилась она вокруг одной фразы: «Постигая такое, что не хочется жить». Есть такие вещи в жизни, постигая которые, сталкиваясь с ними, понимаешь — и после этого очень трудно продолжать жить, оставаться — или становиться — человеком. К подобному состоянию, видимо, относится большинство деятельных людей, которые идут в «солдаты удачи», в наёмники, в альпинисты, в наркоманы, творческие люди вообще. Четвёртое и последнее состояние — огненное, это уже смерть. Или святость.
.......
— Ты не используешь в своем творчестве свои сны?
Егор Летов: Я все свои сны хорошо помню, я даже умею их контролировать. Но с творчеством это мало связано. В трезвом состоянии, в состоянии бодрствования, бытия, я — гораздо больше я, чем в состоянии сна. У меня даже песня «Убивать» направлена против состояния сна, в котором пребывает весь мир. Творчество для меня — это вообще создание новой реальности.
— Возвращаясь к 20-летию, интересно узнать, будет ли группа отмечать это событие?
Егор Летов: Последнее время я решил не отмечать праздники, у меня про это даже песня есть — «Убивать». Не люблю навязываемые даты. Праздник должен быть тогда, когда тебе празднично. Почему Новый год нельзя праздновать 8 июля? Почему я должен дарить жене цветы 8 марта, а не 15 мая? Но если народ хочет праздновать наше 20-летие, то, пожалуйста. Возможно, мы устроим концерт, на который соберём всех оставшихся в живых из когда-либо существовавших составов «ГО».
— Чем для тебя является стих про то, «как в покинутом городе считали мы деньги с тобой»? Написанный добрый десяток лет тому назад, он всплывает то на «Невыносимой лёгкости бытия», то, в виде отрывков, на «Реанимации» в песне «Убивать». Необычная судьба. Нет ли в природе записи, где он исполняется целиком?
Егор Летов: Наконец-то очень правильный вопрос. Часть вторая (длинная) — наверное, самое глобальное мое текстовое произведение вообще. Сочинялось в течение многих лет (Дата, указанная в книге — просто дата одной из окончательных редакций.) Это такая бесконечная тема, такая картинка, настроение, состояние. То, что проходит через всё наше творчество. Честно говоря, приятно, что это кто-то заметил. Есть такая запись. Возможно — выйдет на доселе несведённом и неизданном альбоме, который записали «Опизденевшие» в 92–93 годах.
— Слова «... переключись на чёрно-белый режим...» в песне «Убивать» наводят на мысль, что эта песня была написана под впечатлением фильма «Убить Билла» (там есть похожий момент). Так ли это?
Егор Летов: К Тарантино строчка никакого отношения не имеет. Тогда этого фильма ещё не было и в помине. Кстати, правильно она звучит «Переключить на чёрно-белый режим», ибо сие есть приказ. Песня вообще не про то! В оригинале она называется «Теория катастроф» и посвящается глобальным природным стихиям. Про то, как они наблюдают со своих высот и широт нашу гамазню (в том числе и мою), после чего регулярно выносят вердикт: «Переключить на чёрно-белый режим и убивать!» Плюс добавлено мое личное рассуждение касаемо сущности праздников и торжественных дат. Это одна из самых простых, чисто эмоциональных моих песен за последнее время.
— В «Теории Катастроф», в концовке песни пропеваются Вами четыре, по-моему, связанные фразы, последняя из которых: «Чем подлее убивают, тем вернее я ЖИВОЙ!» Откуда это? Где можно прочитать/услышать произведение целиком?
Егор Летов: В книжке стихов на странице 180 — мини-поэма «Как в покинутом городе», вторая часть.
См. также