История
Альбомы записаны беспрецедентно, как мне кажется, не то, что у нас, а вообще в истории рока... Там вообще ни одной трезвой ноты нет. Они, конечно, сыграны хорошо, но весь альбом писался под стимуляторами — наркотиками, алкоголем, чем-то ещё. Доводили себя до состояния максимальной искренности. Каждая нота «кровью выстрадана», просто на всю катушку сделана. И из-за чего у нас здоровье очень подсело. Мы полтора года сидели на стимуляторах и писались практически каждый день. В результате я очень сильно здоровье подорвал, чудовищно просто.
Егор, расскажи про последний альбом — как появилась идея его создания, что вдохновляло, как шла работа...?
Егор Летов: Идея появилась после октября 1993 года. Мы поняли, что не можем оставаться в стороне. Наше оружие — что можно было сделать в то время — это музыка, песни. Первая идея была — записать что-то вроде двух больших сорокапяток, где были бы задействованы ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, ДК, ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ, мы, может быть, ещё кто-нибудь. Я сочинил тогда песни «Родина», «Победа». Но постепенно выяснилась невозможность такого проекта — по причине тяжелой ситуации, в том числе, финансовой. Затем стало понятно, что замысел перерастает во что-то большее... В 1994 году я сочинил почти все песни из вышедшего двойника — «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» — они писались как одно целое. Записывать стали в 1995-м. У меня принцип — «сделай сам», так что начали работать в домашних условиях, на «Опимпе». Когда записали первые 9 песен, наш бывший директор Евгений Грехов неожиданно (для меня) привез цифровой восьмиканальник, и пришлось затратить около десяти месяцев, чтобы адаптировать записи с «Олимпа» к цифровым записям. На самом деле, это была ошибка, надо было, конечно, записывать всё заново, а то невозможно состыковать по звуку ни орган, ни голос... Затем, когда мы наконец-то всё состыковали, довольно быстро записали болванки обоих альбомов. Технически запись сделана довольно интересно, потому что там много хитростей — например, играют восемь гитар в унисон. Мы сделали такой звук, какого, вероятно, нет в природе. Мы полностью добились того, чего хотели. Если, например, об альбоме «Сто лет одиночества» я мог говорить, что мы максимально приблизились к тому, что хотели выразить, то здесь — сделали всё, как надо, хоть и ушло чудовищное количество времени и энергии.
Постепенно рождался новый тип построения музыки. Мы сделали то, что называется «стена звука». Альбомы последние, «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» — в истории рока с таким звуком ещё никто не записывался, поколения это ещё оценят. И опять никто не понял! Это поймут через какое-то время.
Егор Летов: Эти альбомы — «Солнцеворот», «Невыносимая лёгкость бытия», — они сочинены после событий 1993 года, октября, когда, собственно говоря, реально восторжествовал... не то что восторжествовал — а, я считаю, было на весь мир показано, что такое есть вот наш, русский экзистенциализм. Когда горстка отстреливалась, по ним там били из танков, а все думали, что победим. Альбомы, собственно говоря, про это: когда человек полностью проиграл — и он поёт, как он победил, и побеждает. Народ, как мне кажется, так до сих пор и не понимает ничего. Эти альбомы и записаны, соответственно, с таким звуком, который ни на что не похож. Он и не должен быть ни на что похож! Мы сделали такую стену звука, которую так никто и не расщупал. Потому что такого звука, собственно говоря, нет ни у одной команды в мире. Я вообще предпочитаю вещи, которым аналогов в мире нет. Мы слушаем всяких там японцев, очень странные команды, перуанцев, греков, чехов и вообще то, что само по себе ни на что не похоже или стремится к этому.
Зачем нужно переиздание таких альбомов, как «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», которые вышли относительно недавно и вроде бы представляют собой законченный материал?
— Объясняю. Альбомы очень плохо сведены. Записаны очень хорошо, а сведены плохо. На тот момент у нас не было опыта работы с многоканальной цифровой техникой, которая у нас впервые появилась. В результате половины записанных инструментов просто не слышно, из другой половины каша, что-то таинственно выпирает, чего-то вопиюще не хватает. Сейчас всё будет, как надо, благо, что всё записанное изначально сохранилось на мастерах.
Прошлой осенью ты говорил, что «Солнцеворот» и «НЛБ» будут перезаписаны и получат другое название. Так вот, не оставил ли ты этих мыслей? Ждать ли в ближайшее время выхода этих проектов?
— Никогда не говорил, что они будут перезаписаны. Я говорил, что они будут пересведены и частично дописаны те партии, которых не хватало, либо которые записаны очень плохо. Всё это мы уже сделали, более того, в буквально ближайшее время эти альбомы под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия» выйдут на фирме «Выргород».
Почему при переиздании альбом «Невыносимой Лёгкости Бытия» называется «Сносная Тяжесть Небытия» (равно как и «Солнцеворот» называется «Лунный Переворот»)?
— Во-первых, это очень в глобальной степени пересведение, переделывание, ДОДЕЛОВАНИЕ того, что было раньше, в результате чего, по сути, возникли новые альбомы, максимально соответствующие задуманному в те годы. То, что называлось «Солнцеворотом» и «Невыносимой лёгкостью бытия» — это — в силу обстоятельств — как бы демо-версии, которые сейчас нашли своё совершенное воплощение. А во-вторых, новые названия — это акт отказа от излишнего пафоса, сопутствующего предыдущим релизам этого материала.
Варианты альбома
1997 — «Невыносимая лёгкость бытия» (ХОР, 1997 (издание на кассетах, ранние тиражи))
01 | Пой, революция! | 3:15 |
02 | Ещё немного | 4:22 |
03 | В Ленинских горах | 4:12 |
04 | Про любовь | 2:26 |
05 | У войны не женское лицо | 2:36 |
06 | Наши | 7:30 |
07 | Победа | 2:14 |
08 | Так | 4:25 |
09 | Гордое слово в остывшей золе | 4:01 |
10 | Бога нет | 5:13 |
11 | Невыносимая лёгкость бытия | 14:45 |
Записано с мая 1995 по октябрь 1996 г. в ГрОб-студии.
Сведено там же Егором, Нюрычем и Махно, февраль 1997.
В «У войны не женское лицо» использована запись, произведенная во время прохождения ритуальной процессии мимо окон ГрОб-студии.
ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные, PX-1000;
АННА ВОЛКОВА: голоса, электроскрипка, вибрафон, электроорган, PX-1000;
ЕВГЕНИЙ МАХНО: баян, гитара;
КУЗЬМА РЯБИНОВ: голоса, электроорган, гитары, басс, вибрафон, PX-1000, дуремика, перкуссия;
ИГОРЬ ЖЕВТУН: гитара, басс.
© 1996 ГрОб Records
© ℗ 1997 ХОР
1997 — «Невыносимая лёгкость бытия» (ХОР, 1998 (издание на кассетах с 1998 и на CD))
01 | Пой, революция! | 3:15 |
02 | Ещё немного | 4:32 |
03 | В Ленинских горах | 4:41 |
04 | Про любовь | 2:29 |
05 | У войны не женское лицо | 3:17 |
06 | Наши | 7:34 |
07 | Победа | 2:16 |
08 | Бога нет | 5:16 |
09 | Гордое слово в остывшей золе | 4:00 |
10 | Так | 4:29 |
11 | Невыносимая лёгкость бытия | 14:47 |
Записано с мая 1995 по октябрь 1996 г. в ГрОб-студии.
В «У войны не женское лицо» использована запись, произведенная во время прохождения ритуальной процессии мимо окон ГрОб-студии.
ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные, PX-1000;
АННА ВОЛКОВА: голоса, электроскрипка, вибрафон, электроорган, PX-1000;
ЕВГЕНИЙ МАХНО: баян, гитара;
КУЗЬМА РЯБИНОВ: голоса, электроорган, гитары, басс, вибрафон, PX-1000, дуремика, перкуссия;
ИГОРЬ ЖЕВТУН: гитара, басс.
© 1996 ГрОб Records
© ℗ 1998 ХОР
© ГрОб-records, 1996
© ХОР, 1999
© оформление ГрОб-records, ХОР, 1999
℗ MOROZ Records, 1999
1997 — «Невыносимая лёгкость бытия» (Moon Records («чёрная серия»), 2000)
01 | Пой, революция! | 3:15 |
02 | Ещё немного | 4:12 |
03 | В Ленинских горах | 4:01 |
04 | Про любовь | 2:20 |
05 | У войны не женское лицо | 2:29 |
06 | Наши | 7:00 |
07 | Глина научит | 4:21 |
08 | Победа | 2:09 |
09 | Бога нет | 5:01 |
10 | Гордое слово в остывшей золе | 3:48 |
11 | Так | 4:14 |
12 | Невыносимая лёгкость бытия | 14:02 |
Записано с мая 1995 по октябрь 1996 г. в ГрОб-студии, кроме:
«Глина научит» — февраль 1992.
В «У войны не женское лицо» использована запись, произведенная во время прохождения ритуальной процессии мимо окон ГрОб-студии.
ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные, PX-1000;
АННА ВОЛКОВА: голоса, электроскрипка, вибрафон, электроорган, PX-1000;
ЕВГЕНИЙ МАХНО: баян, гитара;
КУЗЬМА РЯБИНОВ: голоса, электроорган, гитары, басс, вибрафон, PX-1000, дуремика, перкуссия;
ИГОРЬ ЖЕВТУН: гитара, басс.
℗ MOON Records, 2000
1997 — «Сносная тяжесть небытия» (Выргород, 2005) — CD
01 | Пой, революция! | 3:18 |
02 | Ещё немного | 4:07 |
03 | В Ленинских горах | 4:08 |
04 | Про любовь | 2:29 |
05 | У войны не женское лицо | 3:07 |
06 | Про дурачка | 4:54 |
07 | Наши | 7:39 |
08 | Победа | 2:13 |
09 | Бога нет | 5:14 |
10 | Гордое слово в остывшей золе | 4:00 |
11 | Так | 4:42 |
12 | Невыносимая лёгкость бытия | 14:52 |
Записано в ГрОб-студии в январе — октябре 1996, а также в апреле — июне 2005.
Сведено в данном виде в ГрОб-студии Егором Летовым и Натальей Чумаковой 19 июня — 2 июля 2005.
В «У войны не женское лицо» использована запись, произведенная во время прохождения ритуальной процессии мимо окон ГрОб-студии.
ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные, РХ-1000;
КУЗЬМА РЯБИНОВ: голоса, электроорган, гитары, басс, вибрафон, РХ-1000, дуремика, перкуссия;
АННА ВОЛКОВА: голоса, электроскрипка, вибрафон, электроорган, РХ-1000;
ЕВГЕНИЙ МАХНО: баян, гитара;
ИГОРЬ ЖЕВТУН: гитара, басс;
а также:
НАТАЛЬЯ ЧУМАКОВА: басс;
АЛЕКСАНДР ЧЕСНАКОВ: гитары, басс.
Продюсер: Егор Летов.
Мастеринг: Наталья Чумакова.
ГрОб Records, 2005.
© Гражданская Оборона, 2005; © & ℗ Выргород, 2005.
1997 — «Сносная тяжесть небытия» (Выргород, 2017) — LP
01 | Пой, революция! | 3:15 |
02 | Ещё немного | 4:28 |
03 | В Ленинских горах | 4:05 |
04 | Про любовь | 2:26 |
05 | У войны не женское лицо | 3:05 |
06 | Про дурачка | 4:51 |
07 | Наши | 7:35 |
08 | Победа | 2:10 |
09 | Бога нет | 5:10 |
10 | Гордое слово в остывшей золе | 3:57 |
11 | Так | 4:39 |
12 | Невыносимая лёгкость бытия | 14:50 |
Записано в ГрОб-студии в январе — октябре 1996, а также в апреле — июне 2005.
Сведено в данном виде в ГрОб-студии Егором Летовым и Натальей Чумаковой 19 июня — 2 июля 2005.
В «У войны не женское лицо» использована запись, произведенная во время прохождения ритуальной процессии мимо окон ГрОб-студии.
ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные, РХ-1000;
КУЗЬМА РЯБИНОВ: голоса, электроорган, гитары, басс, вибрафон, РХ-1000, дуремика, перкуссия;
АННА ВОЛКОВА: голоса, электроскрипка, вибрафон, электроорган, РХ-1000;
ЕВГЕНИЙ МАХНО: баян, гитара;
ИГОРЬ ЖЕВТУН: гитара, басс;
а также:
НАТАЛЬЯ ЧУМАКОВА: басс;
АЛЕКСАНДР ЧЕСНАКОВ: гитары, басс.
Продюсер: Егор Летов.
Мастеринг: Наталья Чумакова, январь — февраль 2017.
ГрОб Records, 2005, 2017.
© ГрОб Records, 2005, 2017; © & ℗ Выргород, 2017.
1997 — «Невыносимая лёгкость бытия» (Выргород, 2018) — CD
01 | Пой, революция! | 3:15 |
02 | Ещё немного | 4:32 |
03 | В Ленинских горах | 4:41 |
04 | Про любовь | 2:29 |
05 | У войны не женское лицо | 3:17 |
06 | Наши | 7:34 |
07 | Победа | 2:16 |
08 | Бога нет | 5:16 |
09 | Гордое слово в остывшей золе | 4:00 |
10 | Так | 4:29 |
11 | Невыносимая лёгкость бытия | 14:47 |
Записано с мая 1995 по октябрь 1996 г. в ГрОб-студии.
В «У войны не женское лицо» использована запись, произведенная во время прохождения ритуальной процессии мимо окон ГрОб-студии.
ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные, PX-1000;
АННА ВОЛКОВА: голоса, электроскрипка, вибрафон, электроорган, PX-1000;
ЕВГЕНИЙ МАХНО: баян, гитара;
КУЗЬМА РЯБИНОВ: голоса, электроорган, гитары, басс, вибрафон, PX-1000, дуремика, перкуссия;
ИГОРЬ ЖЕВТУН: гитара, басс.
Продюсер: Егор Летов.
© ГрОб-records, 1996
© & ℗ Выргород, 2018.
ХОР, 1997 | ХОР, 1998; Выргород, 2018 | Moon Records, 2000 | Выргород, 2005 | Выргород, 2017 | |
---|---|---|---|---|---|
Невыносимая лёгкость бытия / Сносная тяжесть небытия | — В кассетном издании «ХОРа» 1997 года представлен ранний, «сырой» вариант сведения альбома. Кроме того, порядок треков в данной версии отличается от последующих (треки «Так» и «Бога нет» поменялись местами). — На CD и кассетах последующих тиражей выходил переработанный вариант — исходная многоканальная запись была полностью пересведена (возможно, с частичной заменой партий и дублей). — В издании «Moon Records» чёрной серии представлен уникальный вариант сведения, не издававшийся более нигде. Кроме того в конце первой стороны добавлен посторонний трек «Глина научит» из альбома «Сто лет одиночества» («BSA Records»). — В 2005 году многоканальная запись альбома подверглась ещё более радикальной переработке — альбом был сведен принципиально иначе, значительная часть партий была записана заново. Данный вариант выпущен «Выргородом» как альбом «Сносная тяжесть небытия». Кроме того, при переработке дилогии «Солнцеворот» / «Невыносимая лёгкость бытия» было создано два варианта трека «Про дурачка» из альбома «Солнцеворот» — один из них был добавлен в альбом «Сносная тяжесть небытия». — В 2017 году альбом «Сносная тяжесть небытия» выпущен издательством «Выргород» на виниле. В виниловом издании концовка трека «Ещё немного» длиннее на 22 секунды. В остальном издание не отличается от CD-версии. — Издание «Выргорода» 2018 г. соответствует CD-варианту «ХОРа». |
Издания альбома
Официальные издания |
|
Vinyl
LPWYR 038-17 [2017. Выргород] — как «Сносная тяжесть небытия» — 3 варианта
CD
HCD-017, MR99281 CD [2000. ХОР, MOROZ Records]
HCD-017a, dMR 28599 CD [2000. ХОР, MOROZ Records] — 2 издания ВЫРГОРОД 038 [2005. Выргород] — как «Сносная тяжесть небытия» — 5 изданий ВЫРГОРОД 198 [2018. Выргород] Cassette
|
|
Неофициальные издания |
|
Cassette
|