Егор Летов / Янка |
1990.02.20 |
Большой концертный зал «Октябрьский», Ленинград, СССР концерт памяти Александра Башлачёва |
Егор Летов / Янка |
1990.02.20 |
Большой концертный зал «Октябрьский», Ленинград, СССР концерт памяти Александра Башлачёва |
Фотографии
Пресса
Петербургские впечатления
Зa последние два года я прочёл немало разгромных статей о крушении рок-н-ролльной столицы 80-х, и, обзаведясь за это время парой детишек, решил воочию убедиться, действительно ли нерв любимой музыки переместился на периферию, или это домыслы завистников.
На первом месте из увиденного мною, бесспорно, стоит концерт в «Октябрьском», посвящённый памяти Александра Башлачёва (20 февраля). По составу участников он лишь немного уступил супер-шоу-88 в «Лужниках». Главное отличие: ленинградцы упорно стоят на своём, полагая, что наэлектризованная атмосфера концерта с мощным звуком несовместима с поминальным значением вечера. Уже в третий раз в Питере музыкантам, как говорится, не во что «втыкаться», всё идёт на чистом акустическом звуке.
Но даже при таком, в чём-то искусственном сдерживании страстей, ленинградские власти бросили против алисовских почитателей отряд «спец-наза». Этих братков, размахивающих пластиковыми щитами и дубинками, издалека было видать ещё при подходе к залу. Так что уже при внедрении в помещение кое-кому намяли бока.
В акустике кризис в советском роке, с одной стороны, можно проследить особенно чётко: отсутствие поддержки в пару-тройку киловатт обнажило бессмысленность последних песен Славы Задерия: безнадёжно увязли в начале 80-х славные старые песни Рыженко (Серёжа выступал с новым, наспех сколоченным составом, и ему это не помогло); бестолковую ярость Егора Летова и «Г. О.»
Но тот же чистый звук выявил нежную мощь наших рок-барышень — Инны Желанной и Янки Дягилевой, и позволил блеснуть неувядаемому Андрею Макаревичу новой песней: «У Ломбарда». Исключительная песня Янки Дягилевой «Домой» уже не в первый раз оставляет в моей душе смешанные и тягостные чувства. Вроде бы и та же былинная мощь, что у героев 60-х — Моррисона и Джоплин, но вспомним, песни американцев были путеводными звёздами для поколения «детей цветов», и, несмотря на внутреннюю боль и душевный надлом их авторов, оптимистичны. А здесь — ухвачена только одна грань жизни, как если бы Башлачёв писал только такие пронзительные песни, как «Ванюша», и лишил бы нас своего блистательного, лёгкого пушкинского юмора. Отсеките от наследия Галича его уморительный цикл о «мамаше Климе» и «Песню о прибавочной стоимости», у Высоцкого — «Свадьбу» и «В цирке», и станет непонятно, как мы вообще смогли дожить до «солнечных дней» (пусть и тревожных).
Поэтому творчество «новой сибирской волны» меня и настораживает своей безысходностью; её представители в этом качестве смыкаются с провинциальными писателями, авторами таких ужасных и одновременно незабываемых повестей, как «Пожар», и «Людочка». Мне кажется, художнику никогда нельзя забывать, что какое бы тысячелетье не было на дворе, жизнь на его бедах не кончается. Всё проходит, и если в песнях нет игры мысли, юмора и ироничного отношения к собственным невзгодам, то они, увы, могут оказаться так же преходящи и мимолётны, как и наши трудности. Хочу обратить внимание на один новый и крайне неприятный момент, пока ещё не поздно: чрезмерная политизация общества всасывает в себя вся и всех — ведущий концерта «Джордж» Гуницкий, поначалу долго заклинал подростков не ломать в зале кресел и не драться с бронежилетами, а закончил... неожиданным оскорблением со сцены Бориса Ельцина. «Я его не люблю», — парировал Джордж моё замечание о том, что при таком раскладе наивно призывать молодёжь вести себя на концертах так, как это принято в остальном мире. На Западе Джордж, вернувшись с концерта домой, обнаружил бы в тот же вечер повестку в суд, и отделался бы от тюрьмы только в случае быстрой выдачи народному избраннику кругленькой суммы тысяч этак в 100 долларов в качестве компенсации. Как следствие, неудивительно, что, сильно задетый Троицким в его статье в «ЛГ», лидер «Г. О.» Егор Летов, тоже со сцены, свалил все беды советского рока (а заодно и государства) на «эстетов вроде Артемия», позабыв о памяти того, кто объединял всех в этот скорбный вечер. В такие минуты среди зрителей воцарялось недоумение, ибо далеко не всем, пришедшим на концерт, интересна политическая физиономия Ельцина, и уж тем более, разборки на уровне «Урлайта».
Мне впервые всерьёз понравился Дюша (Андрей Романов) с новыми песнями — «Трилистника», он постепенно избавляется от влияния Боба и заметно уверился в собственных силах.
Концерт был неплохо выстроен, на десерт организаторы приберегли героев последних сезонов: «Чайф» и «ДДТ». Когда три года назад, в тесной комнатушке Свердловского рок-клуба, Грахов с Калужским включили запись свирепого акустического концерта абсолютно никому не известного «Чайфа», «Звуки МУ» очень воодушевились, это было куда круче «Наутилуса». Всё, что я позже видел на концертах и по ЦТ, меня разочаровало — в электричестве «Чайф», на мой взгляд, никак не может найти своё лицо. Но в этот вечер группа играла акустику и вновь была великолепна, а новая песня с припевом: «Поплачь о нём, пока он живой, люби его таким, какой он есть» стала настоящим реквиемом по Саше.
Если на первом, наспех собранном по горячим следам трагедии, концерте на улице Рубинштейна, дуэт из «Аквариума» (это относится, в первую очередь, к БГ), явно «выпадал» из-за неуместности своего самолюбования, то спустя два года так же неловко было наблюдать мастерскую работу на публику и телекамеры наследника БГ по питерскому рок-престолу — Юрия Шевчука. Неужели статусу советской супер-звезды неизбежно должно сопутствовать это неуклонное соскальзывание в пучину гордыни?
К счастью, Юрий Ильченко спас концовку вечера, призвав под знамёна своего неувядаемого «Колокола» всю рок-гвардию, и в целом концерт оставил хорошее впечатление, что нельзя сказать о его продолжении — ночной пирушке в ДК Связи, где участники концерта дружно позабыли о цели сбора. Саша Ляпин, обратив моё внимание на многочисленный отряд милиции, охранявший музыкантов во время их «отдыха», остроумно подметил, что рокеры образом жизни стали всё более походить на власть имущих с их «закрытыми» кутежами на подмосковных дачах.
[Александр Липницкий, Сдвиг-Афиша]
Воспоминания
Олег «Берт» Тарасов, Воспоминания о Янке:
В БКЗ было ощущение наибольшей причастности Летова, Янки ко всему происходящему, потому что большинство остальных устроило какой-то совершенно ненужный попс. Важные люди ходили за сценой, Троицкий и так далее. В принципе, даже высказывание Летова сохранилось на записи. Наиболее адекватно себя вели как раз Летов с Янкой. Без какого-то выпячивания себя. Ну, и сама атмосфера — пафосный зал с дорогими бутербродами с икрой, совершенно не вязавшийся с самой темой вечера. И Летов с Янкой никак не контачили с остальными рок-звёздами, выступавшими тогда, как бы по умолчанию там они были.
Комментарии
Видеозапись с концерта была издана лейблом «Manchester Files»: выступление Егора Летова и Янки выпущено бонусом к VHS «Гражданская Оборона — Последний концерт в Таллине»; позже выступление Егора Летова вошло бонусом к DVD «Гражданская Оборона — Последний концерт в Таллине», выступление Янки — бонусом к DVD «Янка — По трамвайным рельсам...».
Аудиозапись концерта издана лейблом «Bull Terrier Records» на CD.