Гражданская Оборона |
1988.04.17 |
ДК им. Чкалова, Новосибирск, СССР «II новосибирский рок-фестиваль» |
Гражданская Оборона |
1988.04.17 |
ДК им. Чкалова, Новосибирск, СССР «II новосибирский рок-фестиваль» |
Сетлист
Гражданская Оборона
Егор Летов — ударные, вокал
Олег Судаков — вокал
Дмитрий Селиванов — гитара
Евгений Деев — басс
Афиши / реклама / билеты
Фотографии
Пресса
«АНАРХИЯ В Н-СКЕ»
Название это, откровенно говоря, я не придумал, а нахально позаимствовал у Егора Летова — именно так он назвал концертник ГО, слепленный им прямо по возвращении с фестиваля. И то сказать: атмосферу (а также организацию) этого первого в истории совет-рока панковского супер-шабала иными словами и не опирать.
Панк-рок панк-роком, но всё же хотелось что-нибудь услышать — а выставленные организаторами полкиловатта позволяли нормально звучать только акустическим составам. С остальными был полный завал. Ун и не знаю, кого в этом винить: то ли застарелый конфликт между РК и Студией, то ли извечную нашу халяву, то ли ещё что.
Первый день фестиваля открыл ДЯДЯ ГО (Летова что ли имели в виду?) из Барнаула. Приятные ребята. Забавный инструментарий: рояль, контрабас, ак. гитара и скрипка. Музыка тоже ничего. Не панк, конечно, а... представьте себе, что Слава Бутусов в сопровождении АКВАРИУМА поёт «Под небом голубым», а текст примерно такой: «В оголённую грудь червь зелёный вонзился». Лично мне понравилось, хотя и свиста было немало.
КЛАССИФИКАЦИЯ Д определила свой стиль как «нонсенс-рок». Ну, это явный нонсенс. В смысле, чепуха. Я бы обозвал это всё «таёжной психоделией». Вот строчка для примера: «Иди ко мне — я не буду читать тебе Бунина» (А кого, спрашивается, они, вообще, читают? Кастанеду, что ли?)
Как говорится, ПУТТИ господни неисповедимы. И на этот раз они приготовили сюрприз: вышли на сцену, исполнили «Постой, паровоз» (на украинском языке!) и объявили, что прямо сейчас будут праздновать пятилетие со дня своего рождения. Тут же внесли торт, вокалист аккуратно разрезал его, а потом — с криками «Жрите, гады!» — зашвырнул по куску в зал в лучших традициях заграничных кинокомедий. Из песен у них запомнился только ска-номер «Кукуруза» (а ля ИГРЫ) и игривая «Я люблю Сергеича».
Второй день начался с бешеных запилов красноярской панк-металлической АМАЛЬГАМЫ — посмотрев на них, легко поверить, будто в Красноярске на рок-концертах стоит милиция с овчарками. Виртуозной игрой выделялся бассист Саша Шуб, а певец Женя Ломовцев пугал зал монстроидальным видом и агрессией.
После АМАЛЬГАМЫ напряжение начало спадать. Спел свои ёрнические баллады Полковник Хрынов, какую-то попсу поиграла группа М-82 (Мирный) — её выпустили лишь из сочувствия к сложной ситуации в столице Якутии — потом вышел ХРОНОП и своей медитативной музыкой погрузил зал в полудрёму. Следующим был рижский КАРТ-БЛАНШ... Несмотря на то, что они выступали неполным составом (клавишник опоздал на самолёт), их пост-панковская энергия и мрачные образы хорошо взбудоражили разомлевшую было публику.
День третий. ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — уныло и беспросветно. АССОЦИАЦИЯ «ПЫХ» — нарочито и неестественно: спекуляцией на «политичности» сегодня уже никого не проймёшь. А когда вокалист возопил: «Я ненавижу строй!», поневоле захотелось спросить: «Какой именно? Первобытно-общинный или феодальный?» УЕЗД запомнился только тем, что пытался переложить на рок сюжеты садистских куплетов. Единственное светлое впечатление осталось от двухчастной программы ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ: умные тексты, хорошее шоу — я бы назвал ИПВ лучшей группой фестиваля.
Из-за многочисленных неприездов вторая половина фестиваля была скомкана. Несмотря на бурный приём аудитории выступление ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ было неровным: Манагер Анархия явно не дотягивал вокал, а бассист был откровенно слабым. СТРАХОВОЙ ПОЛИС отыграл свою обычную программу — ровно и без взлётов. Потом снова был Полковник, теперь уже полный КАРТ-БЛАНШ, кто-то ещё...
18 мая в качестве «бесплатного приложения» к фестивалю выступил КОНСИЛИУМ с совершенно безумным Каргаполовым на гитаре (он, кстати, выразил желание поиграть и с АМАЛЬГАМОЙ). Ну, в общем, поорали, повеселились... Панки, тоже мне...
[Дж. Боллокс, РИО № 5 (21)]
Воспоминания
Митрофан Насосов, Воспоминания о Янке:
Первое, самое такое, яркое впечатление — был такой большой фестиваль в ДК Чкалова, по-моему, Второй Новосибирский рок-фестиваль, апрель 1988 года, Янка не выступала, зато играла ОБОРОНА: там во второй день собрали группы такой панк- и пост-панк-ориентации. Начинала красноярская АМАЛЬГАМА, потом ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, а потом стало повеселее, потому что ближе к вечеру начали выступать сперва КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, потом ИНСТРУКЦИЯ, а потом ОБОРОНА. Как раз ко второй половине концерта зал наполнился гопниками — это Дзержинский район Новосибирска, там куча гопоты, причём у них как униформа: все в формовках, спортивных штанах и куртках-«алясках». Ну и, как обычно, дикие наезды на тусовку, гопники ходили с кастетами, с ножами... И, в общем, руководство ДК просекло, в чём дело — вызвали целый кордон ментов, и под прикрытием этих ментов, на нескольких автобусах тусовка была развезена по различным впискам. Мне, непонятным образом, посчастливилось затесаться на ту квартиру, куда приехали вписываться все — и ИНСТРУКЦИЯ, и КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (у которых состав отличался только вокалистами-лидерами, а остальные — все те же самые), — и ОБОРОНА, Янка — плюс какие-то совершенно левые тусовщики вроде меня. Такие случайные пассажиры. Дело было где-то на правом берегу, неподалёку от Оби, однокомнатная квартира в хрущобе. Это, наверное, не был Янкин дом, но создалось такое впечатление, что она там Царь и Бог — заправляла, распоряжалась всем именно она. И вот, поскольку в основном были музыканты, — то играли какие-то вещи. И я был поражён. Я тогда слышал ещё мало ОБОРОНЫ, буквально три альбома каких-то, а на концерте они произвели на меня самое удручающее впечатление: там был сплошной нойз, поющий — стоя за барабанами, где-то на задках — Летов, бегающий по сцене такой огромный, волосатый, с выбритыми висками Манагер, совершенно статичный, но цельный Селиванов — довольно гнетущее такое выступление было. А здесь, в квартире, обстановка растеплилась. И сначала Неумоев что-то поиграл — у Неумоева гитара начинала в руках петь совершенно по-другому, он же левша, а играет на не перестроенной «правой» гитаре, интересная такая особенность... Потом гитара стала ходить из рук в руки; с ОБОРОНОЙ тогда ещё играл Джон Деев — он тоже какие-то свои вещи спел, но, почему-то, Деев производил наименее драйвовое впечатление, то ли был подавлен чем-то, то ли усталый просто — совершенно флегматичный... И как-то вдруг гитара попала к Янке в руки — а я до того момента не слышал её даже на записях, то есть я знал, что есть такая Янка Дягилева, наслышан был о ней, но как-то не приходили ко мне её фонограммы. Я тогда жил в Барнауле, и у нас уже ходили о ней слухи, но очень трудно было достать что-то типа ОБОРОНЫ — в основном, всё привозили заезжие гости. И тут Янка начинает с Егором на пару петь «Деклассированным элементам»... Я не знаю, — я просто был убран далеко-далеко, я даже не представлял, что может быть настолько рок-н-ролльный драйв — в акустике, причём в женском исполнении. Я до этого слышал, конечно, каких-то дам, но это были только западные образцы, а тут — чисто своё, русское — более того, сибирское, «наше». И, почему-то, у меня сразу возникло ощущение, что это — вечное, что это — непреходящее. И если поначалу я смотрел на Янку, как на такую строгую, царящую в помещении даму, которая всем распоряжается, всем рулит, строит абсолютно всех, — то теперь всё стало совсем по-другому... Она пела ещё какие-то вещи, но я был скорее просто под впечатлением от того, как она поёт, а не что она поёт. Именно сама атмосфера, тот драйв, который был, пока она пела, пока она была с гитарой... Некоторые вещи Летова мне тогда довелось впервые услышать, Летов был тогда мною для себя по-новому открыт, не в грязном таком саунде, а чисто под гитару, в акустике. Акустика, всё-таки, звучала у них по-другому, что у Летова, что у Янки, и когда я потом слушал электрические её записи — мне, почему-то, казалось, что лучше бы она пела наедине с гитарой.