источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9613 |
дата: | 2022.07.19 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9613 |
дата: | 2022.07.19 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) ГрОб-Records, 1997
(p) Bull Terrier Records, 2022
10 tks./t.t. 34:40
(c) ГрОб-Records, 1997
(p) Bull Terrier Records, 2022
10 tks./t.t. 36:50
Евгений Николаевич «Махно» Пьянов (21.11.1972, Омск — 28.12.1999, там же) известен как участник групп РОДИНА, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и ХРИСТОСЫ НА ПАПЕРТИ. В ноябре 1997 года он основал весьма и весьма интересный разовый проект Махно и НЕ ДАЙ БОГ, в реализации которого ему помогли Егор Летов и Кузя Уо.
Первоначально альбом Махно «Прошлогодний Снег» распространялся из рук в руки. В 2000 году был официально издан на аудиокассетах фирмой «ХОР», а в 2013 году — лейблом «Bull Terrier Records» на CD. В этом году переиздан в двух вариантах с новыми реставрацией и мастерингом, которые сделала Наталья Чумакова. Второй вариант, согласно аннотации, являет собой «лимитированное издание с не издававшимся ранее аудиоматериалом, который представляет собой принципиально другое сведение исходной многоканальной записи с использованием иных дублей». Оформление обоих изданий выдержано, как сказано в той же аннотации, в стилистике антологии всех изданий «ГрОб-Records». А уникальность альбома заключается в том, что это единственная запись «ГрОб-студии» 1990-х — 2000-х годов, где автором и исполнителем был не Егор Летов.
Издания отличаются не только внешне, но и внутренне. Процитирую строчку из выходных данных: «Записано за 10 дней раз двадцать Махно, Кузьмой и Егором в ГрОб-студии, ноябрь 1997». Отсюда разные варианты, которых могло быть и больше. Основной вариант выпущен с шестиполосным диджипаком и 20-страничным буклетом, который содержит вступительные статьи Олега «Манагера» Судакова и Натальи Чумаковой, тексты песен и архивные фото; сам диск с золотистой поверхностью; альтернативный — с четырехполосным диджипаком без буклета, поверхность заводского диска стилизована под CD-R. Варианты различаются и качеством: основной по звучанию напоминает очень хорошую оцифровку с аудиокассеты. В музыке проявилось влияние альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ «Солнцеворот» и «Невыносимая Легкость Бытия» (оба записаны в том же 1997-м): то же сочетание гаражного рока, психоделии и пост-панка, такая же плотная стена звучащих в унисон гитар. В альтернативном варианте гитарная стена еще более плотная, но само качество записи удручает: такое ощущение, будто слушаешь кассету на магнитофоне с ненастроенной головкой. Искажения по высоким частотам просто зашкаливают, а местами поскрипывает пленка, с которой оцифровывалась запись.
Махно как поэт тяготеет к метафизике. В стихах-песнях отразились религиозные искания, я бы даже сказал, метания автора. Лирический герой проходит интуитивный путь познания самого себя, собственной души. Кое-где заметно влияние Егора Летова. Но, в отличие от последнего, у Махно преобладает позитив.
На первый поверхностный взгляд, песня «Падал Прошлогодний Снег» написана языком разорванного сознания. Но, казалось бы, лишенные логической связности строки цементируются заглавной фразой: увы, наша жизнь невозможна без потерь и утрат, значение которых мы осознаём спустя какое-то время; многое, казавшееся важным, уходит безвозвратно, превращаясь в прошлогодний снег. Во втором куплете появляется мотив войны как борьбы лирического героя с собственными грехами и страстями. Этот мотив будет появляться и развиваться в следующих песнях. Образ солдата, вероятно, отсылает к летовской «Невыносимой Легкости Бытия». У Махно солдат сгибается под чужими наградами, то есть присваивает себе чью-то славу. Строчка «Я иду по засохшей листве» — видоизмененная цитата из стихотворения Егора Летова «Мы идем» («Мы идем по застывшей траве...»). Герой песни «Побег» одержим желанием вырваться из окружающего его мира фальши и неестественности. «На Берегу» («Так Тебе и Надо») обнаруживает неожиданную перекличку с «Синей Птицей» Андрея Макаревича: метафорой удачи может быть не только птица, но и рыба. Каждый из нас стремится поймать свою рыбку, да не всем удается. Просторечный глагол «хочут» органично вписывается в рифму и не режет слух. «Весна» полна торжества света и радости. Время года, давшее название песне, связывается с возрождением и обновлением. Весна символизирует и воскресения Христово. А еще здесь, как и в песнях " Ни о Чем«, «Вот и Все, Что Мне Осталось» и «Про Патрон и Лоскут Солнца», получает развитие и по-разному преломляется мотив войны, преодоления грехов и пороков. Герой песни «Эгоизм» находит в себе силы порвать с материальным миром и устремляется к миру духовному, чистому, светлому. А в роли эгоиста выступил Кузя Уо. «Достоевская» — монолог Родиона Раскольникова, чей образ в интерпретации Махно наделяется чертами ницшеанского сверхчеловека. Это единственная мрачная композиция в альбоме. В «Бытии» материальный мир вновь описывается как греховный, плотский, похотливый.
Лично мне очень нравится основной вариант альбома, слушаю его с удовольствием и рекомендую всем и каждому. Альтернативный же я воспринимаю всего лишь как документ эпохи. Он будет интересен только и исключительно фанатам Махно и других проектов, писавшихся на «ГрОб-Records».