источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9516 |
дата: | 2021.03.16 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9516 |
дата: | 2021.03.16 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(p) Выргород, 2020
32 tks./T.t. 68:39
(p) Выргород, 2020
CD1 32 tks./T.t. 68:39
CD2 23 tks./T.t. 50:45
CD3 26 tks./T.t. 62:57
В марте 1990 года Егор Летов выступал с сольными акустическими концертами в Иркутской области — в Усолье-Сибирском, Ангарске и, собственно, Иркутске. 6 марта состоялись два выступления подряд в иркутском ДК Профсоюзов. Оба записывались на бытовой магнитофон. Из-за отсутствия приличных микрофонов запись получилась не очень качественной. Судя по попавшим на пленку репликам организатора концертов Игоря Степанова, в Иркутске она распространялась через студию тиражирования.
Копия записи была отдана Егору Летову, который, к сожалению, стер ее почти целиком. Но прежде сделал компиляцию треков из двух концертов. Эта компиляция составила содержание первого диска. Она вышла и отдельным изданием (на одном CD) в скромном оформлении.
А недавно была найдена полная запись обоих концертов. Брать ее пришлось из Интернета в формате mp3. Уцелевшая часть вечернего концерта, начиная с трека № 19, была оцифрована с пленки, взятой из архива издательства. Реставрация и мастеринг сделаны Натальей Чумаковой. С одной стороны, качество записи оставляет желать лучшего: во-первых, микрофон, по-видимому, располагался слишком близко ко рту Летова, из-за чего сильно выделялись губные согласные «б» и «п». Особенно это заметно на дневном выступлении. Во-вторых, имеют место частотные и звуковые пропадания — то ли осыпалась пленка, то ли в магнитофоне засорялась записывающая головка. С другой стороны, несмотря на перечисленные дефекты, эта запись во всей полноте передает атмосферу концертов и дух того времени.
Дневное и вечернее выступления составили соответственно второй и третий диски. Поскольку в Иркутске фотосъемка не велась, в оформлении пришлось использовать фото, сделанные Спартаком Чернышом 3 марта в Ангарске. Подарочное издание дополняет 16-страничный буклет с воспоминаниями Игоря Степанова и Дмитрия Кожевникова.
Во время обоих выступлений Егор Летов пребывал на вершине позитива, легко и непринужденно общался со зрителями — никакой дистанции между ним и публикой не ощущается. А репертуар продумал таким образом, чтобы песни — за исключением единственной — не повторялись. На обоих концертах звучали хиты. На дневном — «Мне Насрать на Мое Лицо» (вступление и первая строчка «съедены»), «Бери Шинель» («Like A Rolling Stone»), «Вершки и Корешки» (давая краткий комментарий, Егор посвятил песню Дмитрию Селиванову, покончившему с собой), «Всё Как у Людей», «Так Закалялась Сталь», «Праздник Кончился», «Солдатами Не Рождаются», «Против»... и еще много песен, среди которых были давшая название изданию «Мертвый Сезон» и гимн «Все Идет по Плану». На вечернем — «Кого-то Еще», «Никто Не Хотел Умирать», «Парадокс», «Новая Правда», «Армагеддон Попс», «Непонятная Песенка», «Боевой Стимул» (с чуть переработанным текстом), «Второй Эшелон», «Раздражение», новая (на тот момент) «Иваново Детство»... и так далее и так далее. По просьбам публики спел «Винтовка — Это Праздник» («Все Летит в Пизду») и повторил «Все Идет по Плану». А закончил выступление монументальным полотном «Русское Поле Экспериментов». Иногда Егор Летов забывал или глотал слова, порой путал аккорды. Но все эти ляпы можно простить — плюсов у обоих концертов все равно безоговорочно больше.
Особого внимания заслуживают «Ответы на записки из зала», разделенные на три блока (часть ответов, увы, пропала). В первом блоке Егор Летов отвечает на вопрос о своем отношении к Константину Кинчеву и группе АЛИСА и излагает свое понимание рока как жанра. Во втором (который записан не с самого начала, но о смысле очень легко догадаться) подробно рассказывает историю группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. В третьем говорит о своих тогдашних весьма непростых взаимоотношениях с Черным Лукичом. Имеет смысл привести его высказывание почти целиком (за исключением словоповторов и слов-паразитов): «...по сути, получается так, что в результате то, что делает сейчас Черный Лукич, оказалось предательством того, что он делал несколько лет назад. Ну, это, может быть, не предательство — просто человек стал самим собой. Просто когда человек в свое время сочинял такие песни как „Кончились Патроны“... а сейчас занимается, в общем, с одной стороны, попсом, там, бабками в каком-то кооперативе, а в третьем, еще занимается католичеством, то есть стал правоверный католик... нас в сатанизме обличает, ну, это, в общем-то, печально... я его грязью не поливаю, но, по сути, мы разошлись разными путями... по-моему, надо просто вещи своими именами называть. Я просто высказываю некую свою точку, вот и все... Очень печально, что так, в общем-то, вышло, потому что он такие песни клевые писал в свое время». Также Егор Летов ответил на вопрос об авторстве песен и перечислил проекты, в которых участвовал.
Часто переслушиваю эту запись, заражаюсь хорошим настроением и ловлю себя на том, что невольно сам начинаю подпевать. В свое время слышал множество концертов Егора Летова и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, очень люблю почти все. Но трехдисковый «Мертвый Сезон», при всех его технических огрехах, сегодня в моем личном хит-параде уверенно занял первое место. Настоятельно рекомендую именно подарочное издание всем любителям, поклонникам и фанатам Егора Летова и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.