источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9434 |
дата: | 2020.08.13 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9434 |
дата: | 2020.08.13 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(p) Bull Terrier Records, 2018
10 tks./T.t. 72:54
(p) Выргород, 2019
21 tks./T.t. 68:08
Записи двух выступлений проекта Янка и ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ: первое состоялось 2 сентября 1989 года на фестивале нетрадиционной советской песни в Тюмени в ДК «Железнодорожник», второе — 13 октября 1990 года на I международном фестивале «Рок-Азия» в Барнауле в ДК Химиков.
«Выступление в ДК „Железнодорожник“» раньше хождения не имело и публикуется впервые. На барабанах — Аркадий Климкин (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА), на гитарах — Игорь «Джефф» Жевтун (ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА) и Сергей Зеленский, на бас-гитаре Аркадий Кузнецов (ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА); во время исполнения последней песни «Домой!» бас берет в руки сама Янка. В Барнауле играли без Аркадия Кузнецова; Янка на ритм-гитаре, а Джефф сменил гитару на бас.
Оба выступления представляют собой самый настоящий и самый отвязный сибирский психоделический панк. В ДК «Железнодорожник» вообще речь не шла о какой-либо сыгранности. Тут вам и атональность, и политональность, и полиритмия, и скрежет, и завывание электрогитары, — и всё в одном флаконе. На песне «Домой!» появляются искажения, вызванные жутким скрипом пленки — видимо, другие записи не сохранились.
На «Рок-Азии» перед началом выступления вышел из строя аппарат, и Евгений Колбашев, председатель Барнаульского рок-клуба и организатор фестиваля, буквально спас ситуацию. Во время обоих выступлений Янка порой забывала слова, иногда пела не в той тональности, будто не слышала музыкантов. Запись с «Рок-Азии» существует в двух версиях. Обе вошли в издание: первая, сделанная Дмитрием Савенковым, почему-то получилась глуховатой. Она начинается вступлением, на котором слышны фрагмент саундчека и голос ведущего, призывающего публику к порядку. Мне больше нравится вторая, так называемая «нойзовая», сделанная самим Евгением Колбашевым. На ней отсутствует вступление, а последняя песня «Домой!» оборвана, зато вокал и инструменты гораздо слышнее.
Репертуар выступлений отличается незначительно: на тюменском есть «На Черный День» и «Декорации», а на барнаульском — «На Дороге Пятак» и «Про Чертиков». В остальном программы совпадают.
«На Черный День» задает тон тюменскому выступлению. В первом куплете на мгновение пропадает голос; а в последнем сопровождение будто разваливается на отдельные инструменты. Но Янка, несмотря ни на что, свою вокальную партию допевает до конца. Правда, из-за полного отсутствия эмоций трагическое содержание песни выхолащивается. В Тюмени в конце «Особого Резона» Янка внезапно издает истошный вопль, в «По Трамвайным Рельсам» пропускает строфу, в «Мы По Колено» и «Гори, Гори Ясно» путает тональности. На «Рок-Азии» в песне «Продано!» Янке отказывает гитара, а в последнем куплете «Деклассированным Элементам» ей нестройным хором подпевают зрители. Оба выступления завершает песня «Домой!», что позволяет сделать вывод о ее концептуальности: для Янки возвращение домой — это и уход в себя, и избавление от мучительной жизни.
Запись выступления в ДК «Железнодорожник» дополняется фрагментом интервью, которое в 1990 году Тереза Тарасова взяла для немецкого радио. В нем, наряду с Янкой, участвовали Евгений Колесов и Сергей Зеленский. Странно, но собеседники почти не касались творчества — их занимал квартирный вопрос в России и Германии. Все же, если учесть, что Янка не любила общаться с журналистами, это интервью весьма интересно и в чем-то уникально.
Воинствующим эстетам слушать эти записи категорически противопоказано. А фанатам Янки и сибирского панка оба CD я рекомендую настоятельно. Есть в них свой «перец» и свой «изюм». Почувствовать вкус которых, впрочем, способен далеко не каждый.