источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9295 |
дата: | 2019.08.13 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9295 |
дата: | 2019.08.13 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) ГрОб-Records, 1986
(c) & (p) Выргород, 2018
CD1 17 tks./T.t. 44:52
CD2 13 tks./T.t. 37:30
Это запись акустического концерта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, состоявшегося 7 ноября 1986 года на квартире у друга Егора Летова Александра «Иваныча» Рожкова (математика, поэта и флейтиста психоделической группы ШИФЕР) в поселке Матвеевка, между Новосибирском и Академгородком. Дата вольно или невольно способствовала созданию праздничной атмосферы.
Сам Егор Летов в «ГрОб-хрониках» называет эту запись бутлегом. Как и другие бутлеги, «Песни в Пустоту» распространялись в нескольких вариантах. Один из них был в 1996 году неофициально выпущен на кассете питерским лейблом «J&J Records». А в прошлом году «Песни...» были дважды изданы на CD «Выргородом». Опечатки и фактические ошибки, допущенные в первом издании, были исправлены во втором. Именно «выргородское» издание считается каноническим, поскольку оригинал предоставлялся Натальей Чумаковой.
Егор Летов отзывался о концерте как о провальном. В письме Валерию Рожкову (тоже музыканту, младшему брату Александра Рожкова), копия которого прилагается к подарочному изданию CD на специальном вкладыше, он объяснял причину неудачи культурной дифференциацией между Омском и Новосибирском: «Я считаю, что здесь налицо полная разница и пропасть жизненных позиций между нами и публикой Н-ска. Мы живем в иных условиях, нас тут окружают (да и изнутри прет) глобальное одиночество, и единственный наш выход — это полное ожесточение и цинизм (как взгляд правде в глаза перед угрозой уничтожения в любой момент), сознательное приведение себя в состояние добровольной смерти, тогда как в Н-ске все эти ребята, похоже, вообще не страдали никогда и не понимают, что такое боль и одиночество, ибо они всегда были вместе и у них всегда под рукой куча музыки, стихов, книг и проч. и проч. Для них такой взгляд (наш) на мир — непонятен, страшен, дик, ужасен наконец. Хорошие это люди, добрые, открытые, но просто чтобы нас понять, надо в Омске пожить». На концерте не было контакта между музыкантами и зрителями, публика никак не реагировала. Отсюда и название — «Песни в Пустоту».
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА выступала импровизированным составом: Егор Летов пел и играл на акустической гитаре. Евгений «Jeff» Филатов спел одну из двух песен собственного сочинения (вторую он поручил Летову), в остальных подпевал, подыгрывал на губной гармошке, иногда брал в руки акустическую гитару — реже играл на ней, чаще использовал как ударный инструмент, стуча по оборотной стороне. Валерий Рожков выдавал на флейте атональные импровизации. Все лажали, сбивались, не попадали в нужный аккорд, иногда Егор Летов забывал слова. Тем не менее, трио играло «на всю катушку», с максимальной самоотдачей.
В основу программы акустического концерта были положены песни, написанные в 1984-1986 годах. Некоторые из них — «На Наших Глазах», «Я Иллюзорен Со Всех Сторон» и «Мама, Мама» — исполнялись еще группой ПОСЕВ, большая же часть впоследствии стала известна по пенталогии из альбомов 1987 года, куда входят записанные Егором Летовым в одиночку «Красный Альбом», «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм» и «Некрофилия»: «ЦК» и «Чужеродным Элементом», «Скоро Настанет Совсем» и «Слепите Мне Маску», «Оптимизм» и «Слепое Бельмо», «Зоопарк» и «Ненавижу Красный Цвет», «Он Увидел Солнце» и «Следы На Снегу», «Желтая Пресса» и «БГ»...
Чем примечательны «Песни в Пустоту»? Во-первых, на этой записи, как я писал выше, присутствуют песни Евгения Филатова, которые больше нигде не встречаются. Во-вторых, некоторые песни Егора Летова здесь можно услышать в первоначальных вариантах. Так, второй и третий куплеты «Жрать» отличаются от версии, вошедшей в альбом «Тоталитаризм», а в песне «Пошли Вы Все На Хуй» была строфа с упоминанием хиппизма, анархизма и поэта Крученых, которая в последующих версиях исчезла. А «Блюз» (кстати, действительно классный припанкованный блюз!) был безжалостно переименован автором в «Никак Не Называется».
Праздничная атмосфера на концерте действительно ощущалась. К 69-й годовщине Октябрьской революции было приурочено исполнение «Бреда» (первоначальное название — «Кошмар») и «Пошли Вы Все На Хуй». «Среди Зараженного Логикой Мира» — еще без припева («Я научился кусать потолок, я научился писать на воде, я научился орать в пустоту и мешать деревьям стоять на месте») Егор Летов посвятил Иванычу. А, предваряя «Детский Мир», рассказал, что на прослушивании в рок-клубе песня была представлена как антивоенная, иначе комиссия ее бы запретила к исполнению. «Игра в Бисер» и «Детский Доктор Сказал „Ништяк“» (первоначальное название — «Воще») написаны в соавторстве с Кузей Уо. Егор Летов пояснил, что после инцидента в ноябре 1985 года, когда КГБ повязал всех участников ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, Кузю призвали в армию, и теперь он вряд ли сможет играть, так как постоянно дрожат руки. К счастью, этот прогноз не подтвердился.
Представляя свое творчество, Евгений Филатов говорит: «Мы с Летычем работаем в разных стилях». Маленькая поправочка: не в разных, а в противоположных. Jeff от и до позитивен и, я бы сказал, мажорен, в его песнях виден свет в конце тоннеля. «Я Ухожу Вслед За Солнцем» — не только название, но и ключевая фраза. Солнце противопоставляется опостылевшей реальности. «Reggae» («Сафари») в поэтическом отношении напоминает хлебниковские эксперименты со словом:
Майор Инквизюк
Психиатр Шизюк
Рыбак Карасюк
Хирург Скальпелюк...
и т. п. А заканчивается песня небольшим джемом всех участников записи.
Постскриптум к концерту — запись, сделанная в «ГрОб-студии» 17 ноября 1986 года. В «Речах и Рассуждениях» Егор Летов и Евгений Филатов вновь возвращаются к причинам провала концерта. По следам поездки в Новосибирск родились так называемые «песни-посвящения»: «Мы — Лед» Егор Летов посвятил новосибирским неформалам, а «Какое Мне Дело» — своим друзьям. «Звуковое Письмо Джеклу» нуждается в пояснении: Сергей «Джекл» Глазатов — новосибирский музыкант, участник группы ШИФЕР. Он — единственный из зрителей на том концерте, кто правильно понял и адекватно воспринял творчество ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. А звуковое письмо состоит всего лишь из двух слов: «Джекл, заебись!»
Заканчивается запись «идиотской» — по определению самого Егора Летова — песней «Джа На Нашей Стороне».
Как показало время, песни оказались вовсе не в пустоту. Изданная именно в таком виде, с сохранением всех разговоров и реплик в паузах, эта запись помогает правильно понять и оценить творчество ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. А еще это — если воспользоваться известной формулой Ивана Соколовского, приведенной в его статье «Конец андерграунда» («КонтрКультУР’а» № 3/1991) — почти полтора часа драйва, помноженного на кайф и возведенного в степень крутизны.