источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9283 |
дата: | 2019.07.17 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=9283 |
дата: | 2019.07.17 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Геннадий Шостак |
фото: | |
см. также: |
(c) Егор Летов, Кузьма Рябинов, 1989
(c) & (p) Выргород, 2017 (CD), 2019 (LP)
CD 30 tks./T.t. 74:22
LP 15 tks./T.t. 41:44
Как быстро летит время! Помню, собирал всякие интересные музыки сначала на катушках или бобинах, затем на кассетах. Главными источниками музыкальной информации для меня были т. н. «студии звукозаписи» (а правильнее сказать — студии тиражирования), в которых можно было сделать платный заказ, либо частные коллекционеры, с которыми я регулярно обменивался записями.
Сборник ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ «Песни Радости и Счастья» прилетал ко мне дважды — в 1991 и 1995 годах. Причем, обе версии коренным образом отличались от ныне изданной: часть песен заменялась другими, которые в каноническую версию не входят, часть присутствовала, но в другом исполнении. А о правильной последовательности вообще не могло идти речи.
Киевская фирма «Moon Records» дважды пиратским способом издала на кассете сборник, максимально приближенный к канонической версии — в 1998 и 2000 годах. На первом издании порядок треков почему-то был изменен, а песня «Полон Дом Говна» фигурировала под названием «Полудурки». Во втором издании порядок треков был правильный. Но в нем, как и в последующем «хоровском» издании на CD, не хватало двух треков. И только в 2007 году «Мистерия Звука» издала сборник целиком, дополнив его бонус-треками. 10 лет спустя полная версия была переиздана на «Выргороде». Наконец, в нынешнем году тот же «Выргород» переиздал сборник на виниле. Для последнего издания материал был заново отмастерен Натальей Чумаковой.
Такой подробный экскурс в историю всех переизданий необходим потому, что сборник «Песни Радости и Счастья» до сих пор гуляет по Интернету в нескольких вариантах. «Правильным» является именно новейший вариант, ибо лейблы, его издававшие и издающие, получили материал непосредственно от Егора Летова и Натальи Чумаковой.
На сей раз не стану утомлять читателя излишними подробностями на тему «что, где, когда?» — информация о выходных данных сборника представлена довольно широко в Интернете, в том числе на официальном сайте ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Гораздо интереснее — как.
Прослушал я «Песни Радости и Счастья» — и внезапно меня осенило: песни, написанные Егором Летовым более 30 лет назад, сегодня звучат свежо и злободневно, особенно в свете последних событий в России.
«Прелюдия» и «Кода», обрамляющие сборник, состоят из странных звуков, похожих на храп. А быть может, «Песни Радости и Счастья» — это сон, который видит (и слышит) спящий человек? Но, когда вставляешь CD в плеер или кладешь пластинку на диск проигрывателя, границы между сном и явью сами собой исчезают.
В выходных данных указано, что автор всех текстов, за исключением оговоренных случаев, — Егор Летов. Это не совсем так. Например, слова песни «Похуй Нахуй» почерпнуты из богатой сокровищницы русского — возможно, дворового — фольклора. Помню, как я, девятилетний мальчик, прибежав домой с улицы и рискуя получить от мамы по губам, бормотал себе под нос только что услышанное от старших ребят двустишие: «Кому чё, кому ничё, кому хуй через плечо». А текст песни «Я Не Верю в Анархию», как ранее указывал сам Егор Летов в «ГрОб-хрониках», принадлежит его другу Игорезу Рагулину.
Песенка «Похуй Нахуй» задает настроение сборнику. Весело, задорно и экспрессивно. И я невольно ловлю себя на том, что начинаю петь вместе с Егором крамольные строчки, за которые теперь уже по губам никто не даст. Манифест «Я Всегда Буду Против» во всей полноте раскрывает отношение Егора Летова (и его лирического «я») к государству и обществу. Он поет с неистовой яростью, буквально проживая каждый звук и каждое слово. И хочется подписаться под каждой буквой произнесенного текста. «Полон Дом Говна» — песня Кузьмы Рябинова. Он же ее и поет. Но настолько невнятно и неразборчиво, что если бы не опубликованный на официальном сайте группы текст, я бы не понял содержания. Мои скромные познания в области литературоведения позволяют отнести сие произведение к абсурдизму и высказать предположении о связи с обэриутской традицией. «Я Бесполезен» — самодовольная констатация, обозначающая отношение автора к обществу на экзистенциальном уровне.
В песнях «Здорово и Вечно» и «Новая Правда» актуализируется противостояние между государством (властью) и обществом (законопослушными гражданами). Цитата из шлягера Марка Фрадкина/Роберта Рождественского «За Того Парня» помещается в ироничный контекст и наделяется противоположным смыслом. Название «Так Закалялась Сталь» не имеет никакого отношения к почти одноименному роману, хотя и намекает на историю СССР. Автор, выступающий как сторонний наблюдатель, оценочно уравнивает власть и народ, убийц и жертв, не испытывая к последним сострадания.
«Песня Радости и Счастья (Беспредельного Житья)» и «Мы Будем Умирать («А Вы Наблюдать») вновь погружают в абсурдизм, но уже летовского толка. Герой не только веселится и радуется, встречая смерть, но и готов заражать слушателя своими весельем и радостью.
В «Поганой Молодежи» авторы (Егор Летов и Кузьма Рябинов) изменяют акценты на противоположные: панки, шатающиеся по улицам, творящие произвол и ведущие себя вызывающе, противопоставляются добропорядочным гражданам как единой массе. Эпитеты «поганая» (применительно к молодежи, которую олицетворяют панки) и «почтенные» (по отношению к гражданам) меняются своими значениями. «Все Идет По Плану» — одна из самых монументальных композиций Егора Летова, вызвавшая огромное количество толкований и трактовок, ни с одной из которых автор категорически не согласен. По мнению самого Егора Летова, это трагически-ироничная песня от лица спившегося, уставшего, окончательно опустившегося советского человека, который приходит домой, пьет и смотрит программу новостей Центрального телевидения. В последнем куплете обыгрывается цитата из фильма братьев Васильевых «Чапаев», а именно — слова главного героя: «Война кончится, великолепная будет жизнь! Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо...» Мне больше по душе первоначальная версия, входившая в одноименный магнитоальбом, а затем — в двойной виниловый сборник.
Песня «Красное Знамя» написана на стихи советского поэта Вадима Семернина. Содержание литературного первоисточника снижается и окарикатуривается за счет грязного, гаражного звука электрогитары и нарочито форсированного вокала.
Оптимизм из одноименной песни являет собой пример оксюморона: новый оптимизм заключается в осознании неизбежности смерти. Жестокая правда жизни в том, что мы все умрем, и у каждого свое «скоро». И не в наших силах ни отменить, ни отсрочить смерть.
«Война» за авторством Егора Летова и Олега «Манагера» Судакова по сравнению с версией на одноименном альбоме производит жуткое впечатление. Такое ощущение, будто стремительно и неумолимо надвигается война всех против всех, побеждающая мир, свободу и любовь.
В центре песни «Я Не Верю в Анархию» — ницшеанский тезис о воле к власти: каждый из нас хочет быть фюрером. А абсолютная анархия невозможна в принципе.
В отличие от винилового издания, CD дополняется бонусами, которые вполне вписываются в концепцию сборника. Треки взяты с сольных акустических концертов Егора Летова, прошедших в Киеве и Москве в 1989 и 1990 годах. Это своеобразный the best, состоящий из любимых публикой песен: «Кого-то Еще» и «Армагеддон Попс», «Вершки и Корешки» и «Ах, Как Здесь Я?!», «Раздражение» и «Система», «Парадокс» и «Самоотвод», «Общество „Память“» и «Боевой Стимул», «Непонятная» и «Приятного Аппетита»... «Новая Правда», исполненная во время акустического концерта в Москве 22 апреля 1990 года, как бы обрамляет песню «Как в Мясной Избушке Помирала Душа», в выходных данных не отмеченную. А «Оптимизм» в акустической версии мне зашел гораздо сильнее, чем в сборнике. Финальный трек — еще одна электрическая версия «Похуй Нахуй», как бы закольцовывающая диск.
К CD прилагается 24-хстраничный буклет с текстами и фотографиями из архива «ГрОб-Records». Увы, в выходные данные закралась ошибка: дата акустического концерта Егора Летова в столовой Киевского технологического института пищепрома — 13 апреля 1990 года — указана неверно, ибо в этот день ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА давала свой последний концерт в Таллине. Отвечая на вопрос одного из поклонников по поводу ошибочного указания даты в оффлайн-интервью, Егор Летов предположил, что, вероятно, акустический концерт состоялся в марте.
Вряд ли имеет смысл оценивать переиздания «Песен Радости и Счастья» с точки зрения качества записи. Да, все звучит сыро и грязно. Но в этой сырости и грязи есть своя прелесть.
И лично я рад и счастлив, что теперь можно услышать «Песни Радости и Счастья» не только на компакте, но и на виниле. Не мешало бы переиздать коллекционным тиражом и на кассете.