источник: | http://www.km.ru/muzyka/2018/03/28/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/822637-chernyi-lukich-antologiya-na-grob-rekords- |
дата: | 2018.03.28 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/muzyka/2018/03/28/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/822637-chernyi-lukich-antologiya-na-grob-rekords- |
дата: | 2018.03.28 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Исполнитель: Черный Лукич, Название: «Антология на ГрОб Рекордс», Стиль: панк-рок, Год: 2017
Бытует скептическое отношение к сторонним записям, осуществленным Егором Летовым на домашней студии «ГрОб Рекордс». Дескать, всё подверстано под один канон, а индивидуальность исполнителей теряется. Антология «Черного Лукича», состоящая как раз из раритетных записей «Черного Лукича» тех времен, доказывает, что это не так.
Вадим «Черный Лукич» Кузьмин познакомился с Летовым на Новосибирском рок-фестивале и отправился с женой Оксаной к нему в Омск погостить и записаться. Меньше, чем за неделю было записано три альбома. Работа кипела ежедневно с девяти утра до десяти вечера. Пальцы Кузьмина немели от постоянной нагрузки.
Проект Лукича первоначально получил название «Спинки мента» — по названию минтая, которого в те годы было в магазинах навалом. Подразумевалась доступность и некоторая сермяжность группы. Ранний Кузьмин тяготел к позитивистскому стилю изложения, из-за чего трагическое у него нередко превращалась в комическое, а потешное внезапно обретало высокий смысл и неподдельный пафос. В качестве примеров можно привести песенку «Коля Мяготин», написанную на стихи какой-то школьницы и сельский детектив «Лейтенант Киреев». Абстрактно философские песни «Спинок мента» составили альбом «Кучи в ночи», а бытовушные вошли в «Эрекцию лейтенанта Киреева».
Не все песни Кузьмина подвертывались под перечисленные каноны. В некоторых из них царили соц-арт, революционные будни и экзистенциальный посыл. Для этого материала скабрезное выражение «Спинки мента» не очень-то подходило. Так было придумано название «Черный Лукич», возникшее из сна Кузьмина, где присутствовал Ленин (в простонародье — Лукич) в черных кожаных одежах. Альбом «Кончились патроны» показывает, что если бы Кузьмин сосредоточился на этой тематике, то в будущем вполне бы смог конкурировать с «Монгол Шууданом».
Однако у Кузьмина был свой путь. В конце 80-х его настиг творческий кризис, из-за которого музыкант был вынужден временно перейти на английский язык и создать авангардную группу «Мужской танец». Позже Лукич точно подметил, что авангардизмом занимаются те, кто страдает от творческого бессилия. После развала «Мужского танца» Кузьмин еще года три ничего не писал. Сочиненная после долгого перерыва «Капитанская заря» ознаменовала новый период Лукича — лирический и сердечный. Отныне музыкант старался не выплескивать на своих слушателей негатив, резонно полагая что его и так хватает в современном мире.
Тем не менее, такие песни из наследий «ГрОб Рекордс», как «Мы из Кронштадта», «Дождь», «Кончились патроны» и «Осень» просочились в новую студийную ипостась Кузьмина. А «Булочка с маком», «Снова я один» и пара других откровенно шуточных вещей с удовольствием им исполнялись на концертах и в позднейший период. Исключительно бережно Лукич относится и к написанной на стихи Льюса Кэролла «Алисе» — своей первой песне, появившейся аж в 1984 году!
В 2004-м Черный Лукич предложил Егору Летову возобновить сотрудничество и воссоединиться для записи песни «Ранит безнадежность». Согласие было получено, но этот проект так и не состоялся. Видимо, всему свое время.
Шикарный бокс с шестью альбомом, толстым буклетом и открытками дает самое полное представление о «летовском» периоде Лукича. Три «канонических» альбома дополнены бонусами, среди которых, например, есть песня «Позабуду поговорки», которые друзья Кузьмана, фанатеющие от Kinks, считали непревзойденной вершиной. Также издание включает ставший ныне раритетным концертный релиз «Квартирник у Егора» и другую такую подобную акустику «Live in Omsk». Первой из этих записей свойственна раздолбайская атмосфера, на второй ощутим надрыв даже на ернических песнях, вроде «Мединститута».
Подлинной же жемчужиной бокса является акустическое демо «9.Х.1994», увидевшее свет только в рамках данного издания. Здесь уже от репертуара и стилистики «ГрОб Рекордс» не осталось практически ничего, а песни из этой сессии выходили на новых альбомах «Лукича» даже уже в XXI веке. Некоторые композиции представлены в форме набросков — например, «Про печаль» и «Продана девушка» без слов в куплетах и с разночтениями в припевах. Спасибо издательству «Выргород» за очередной просветительский артефакт!