источник: | http://okultureno.ru/articles/28415-natalya-chumakova-prodlevaya-zhizn-egora-letova/ |
дата: | 2018.03.20 |
издание: | Область культуры |
текст: | Марина Чупракова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | http://okultureno.ru/articles/28415-natalya-chumakova-prodlevaya-zhizn-egora-letova/ |
дата: | 2018.03.20 |
издание: | Область культуры |
текст: | Марина Чупракова |
фото: | |
см. также: | Изображения |
28 февраля в Великом Новгороде прошёл показ последнего концерта «Гражданской обороны» — «Сияние обрушится вниз». Представить фильм в киноцентре «Новгород» приехала режиссер, бас-гитаристка «ГрОба» Наталья Чумакова. Сегодня мы расскажем не только про фильм, но и прогуляемся вместе с Натальей по городу её детства — Великому Новгороду.
О фильме «Сияние обрушится вниз»
Он посвящён последнему концерту «ГрОба», который музыканты дали в Екатеринбурге 10 лет назад, 9 февраля 2008 года. Спустя десять дней после выступления умер идеолог группы, поэт и музыкант Егор Летов. Концерт был записан по чистой случайности и позднее, через десять лет, превращён в полноценный фильм стараниями Натальи Чумаковой и независимой московской киностудии «Космосфильм». Ошеломительное выступление, памятный выход на бис и исполнение последней песни. Сейчас легендарная сибирская панк-рок-группа переживает новый виток популярности — даже рэперы, новые кумиры молодежи, признаются в любви к «Гражданской обороне».
— Это был рядовой концерт, начало гастрольного года. Естественно, никто и подумать не мог, что он станет последним, — сказала Наталья перед показом в Великом Новгороде.
— Ощущение от того концерта сходится с тем, что вы увидели в фильме?
— Конечно, нет. Во время концерта я сосредоточена совсем на другом, слежу за конкретным звуком. Звук на сцене — технический. Каждый из нас слышит определённые инструменты. А мне еще нужно было подсказывать Егору порядок песен, потому что он плохо видит без очков и список ему писать было бесполезно.
Звук фильма сводился специально для кинотеатров. Конечно, он не идеален, были ошибки. Мне потом говорили: «Подумаешь, вы где-то налажали, никто не заметил...» Но когда кто-то лажает и вся группа слышит, это выбивает коллектив из настроя, уходит внутренний драйв. Звукорежиссёр фильма Митя Патраков чётко слышал, где на последнем концерте Егор этот драйв потерял и где поймал. Я Мите рассказывала очень подробно о ключевых моментах концерта, и он страшно радовался, что правильно всё понял. Ещё у нас был прекрасный монтажёр Даня Зинченко, который прочувствовал музыку абсолютно верно. А съёмку вели обычные екатеринбургские телеоператоры, не киношники, один из них очень любил снимать девушек в зале, хотя тех было не очень много (смеётся). Еще свердловчане делали маленький репортаж на восемь песен, но он абсолютно обыкновенный, традиционный. Было понятно, что они вообще не в теме, им было не очень интересно. Как только мы доиграли до паузы между основным концертом и бисом, они тут же вырубили камеры. Хотя можно было бы снять много всего интересного — как люди в зале кричат, какие у них лица. Сначала мы хотели вырезать эту паузу, потом стали слушать, что народ топает и орёт, и стало понятно, что этот фрагмент нужно оставить. Я принесла кучу фотографий, в том числе из гримёрки этого концерта. А в итоге поставили на все три минуты самую последнюю фотографию Егора.
— Как объясните феномен «Гражданской Обороны»: кажется, что сейчас группа в разы популярней, чем при жизни Егора. Почему не получилось сразу раскрутиться, как, допустим, группе «Кино»?
— Я думаю, что Цой не сопротивлялся своей раскручиваемости, а Егор в своё время, когда понял, что они становятся слишком популярными, вообще группу распустил. Он этого сторонился. У «Кино» такая музыка, которая легко ложится на уши, в нее легко влюбиться. А Егор — для более узкой и особенной аудитории. Причём эти люди очень разных возрастов и музыкальных предпочтений: рэперы, люди, которые любят этнику, психоделику. Егор затрагивает болезненные и важные струны души. И эти струны могут быть у человека любого возраста, любой профессии.
— Многое ли осталось в архивах?
— Многое, но не хочу всё вываливать. Ну, ничего супернеожиданного для поклонников не будет.
Наталья торопилась в кинотеатр, поэтому наш разговор оборвался, но мы условились встретиться на следующий день и погулять по городу.
Вряд ли все новгородские поклонники Летова пришли на февральский показ «Сияния»: зал не был переполнен. Стоит отметить, что несколько лет назад Наталья уже привозила к нам в город фильм «Здорово и вечно», тогда в кинотеатре не хватило мест для всех желающих увидеть картину. В 2018-м на показ собрались самые верные поклонники: не побоялись мороза и сидели около часа в ожидании устранения неполадок — никак не удавалось настроить звук. Наталья предложила неловкую паузу скрасить беседой: в режиме вопрос-ответ время пролетело незаметно. На экране замелькали кадры, послышались звуки «ГО»... Не было танцующих у кресел фанатов, Летову не подпевали хором. Кажется, все вжались в кресла. Фильм — машина времени. 2008-й вокруг нас, Летов жив, мы на концерте среди топающих фанатов. Только у нас, помимо восторга, грусть: мы-то знаем больше, чем те екатеринбургские ребята. И после концерта аплодируем не столько Летову, сколько Наталье, которая в 2018-м устроила настоящие гастроли «Гражданской обороны» в Великом Новгороде.
О Новгороде и детстве
На следующий день после кинопоказа мы встретились с Натальей. Я хотела провести ей экскурсию по городу детства: в Великом Новгороде она прожила 10 лет. Мы выбрали для прогулки Ярославово дворище, связанное с детскими воспоминаниями. Но оказалось, что общие ассоциации с нашим городом у семьи Чумаковых весьма тревожные.
— Я жила в Новгороде с 2 до 12 лет. Сначала в общежитии у пединститута в Антониевом монастыре, потом нам дали квартиру на Кочетова. На Ярославовом дворище был пустырь и заколоченные церкви. Мы здесь часто гуляли с подружкой. Естественно, мы были маньяками археологических раскопок, мы «копали» всё время на этом дворище. Ничего, конечно, не выкопали. Ходили собирать черепки на берег Волхова. Вообще в Новгороде у меня были две отличных подруги, с которыми мы ставили спектакли, придумывали интереснейшие игры...
— Почему вы уехали из Новгорода?
— Мои родители преподавали в пединституте. Папа — человек сложной судьбы. Он ветеран войны, буквально в первые месяцы был тяжело ранен и его комиссовали. А в середине Великой Отечественной посадили по доносу. Потом реабилитировали, но «клеймо» осталось на всю жизнь. Новгород же оказался городом консервативным и зажатым. Конечно, не хочется обижать новгородцев, но дух очень сильной несвободы царил в этом пединституте. Тогда папа был рядовым преподавателем, которому даже диссертацию не давали защитить. Студенты своим долгом считали доложить, что Чумаков на лекциях позволяет себе не произносить верноподданических речей про советскую власть. Мне тоже доставалось в школе: учительница младших классов меня просто возненавидела. Она требовала, чтобы я на конкурсах читала стихи про Ленина, а мне этого не хотелось, не было у меня этого пафоса. Она страшно придиралась, да и весь класс тоже был рад стараться... Когда родителям стало понятно, что дышать в Новгороде нечем, они решили было переехать в Петербург, но нас стали зазывать в Новосибирск. Мы уехали туда. Через какое-то время ректор рассказал папе, что доносы из Новгорода шли ещё два года.
На Ярославовом дворище Наталья вспомнила, что недалеко жил Владимир Иванович Поветкин. Я предложила прогуляться до Центра музыкальных древностей: бас-гитаристке должно быть интересно взглянуть на старинные музыкальные инструменты. Звёзды сошлись: мы пришли в центр ровно к началу экскурсий, да ещё смогли застать на месте продолжателя дела Владимира Ивановича — Антона Каменского.
Он отложил все дела и устроил для гостьи экскурсию. Наталья с восторгом рассматривала инструменты, и даже сыграла несколько аккордов на гуслях — при том, что на гитаре не играет со смерти Егора.
О Егоре
Так получилось, что о Летове мы заговорили только под конец встречи.
— Каждый новый человек что-то привносит в жизнь другого. Чему вас научил Егор?
— Он с шести лет он слушал рок, потом авангард. Мне бы этих десяти лет не хватило, чтобы переслушать всё, что он слушал до меня. Очень много я от него узнала в плане музыки.
— А в плане жизненной философии?
— Он был абсолютным максималистом, и я, в принципе, всегда разделяла его мнение, что если что-то делаешь, нужно делать максимально хорошо. Выскочить из штанов, чтобы добиться результатов. Егор говорил в одном из интервью, что человек должен прыгать выше головы, а если не прыгает, то грош ему цена. Я думала, что это все красивые слова, пока не увидела, как он живёт и что он делает. Всё, что он кроме творчества любил, было на вторых и третьих ролях.
— Отличается ли Егор Летов в творчестве от Егора Летова в жизни?
— Конечно. В творчестве он все равно был в образе. Глядя на него, вы бы поняли, что он был очень весёлым человеком, с отличным чувством юмора? Вряд ли. А ведь он был очень остроумным, это и в песнях слышно. Мы постоянно хохотали как бешеные или адски ругались. Если мы в чём-то не совпадали, то начиналась страшная ругань — не до драки, но жёсткая. Спокойного, вязкого и скучного времяпрепровождения у нас не было. Фейерверк в ту или иную сторону. У Егора сложный характер, могли быть вспышки на ровном месте, всегда как на пороховой бочке, не знаешь, когда взорвётся.
— Вы сейчас очень плотно занимаетесь работой в архивах. У вас остаётся время на себя?
— Практически нет. К сожалению, архивы занимают всё время, это довольно тяжело. Некоторые из тех, кто понимает, насколько это кропотливый труд, говорят, что так нельзя. Но Егор умер довольно рано, и если со мной что-то случится, то кто вообще всем этим займётся? — заключает Наталья.
Наталья с завидным упорством каждый день двигается к тому, чтобы воплотить чуть больше идей Егора. Публикация автографов, неизданных записей и концертов — это не просто подарки поклонникам, а, кажется, смысл её жизни. Если когда-нибудь Наталья решится организовать большой концерт памяти «Гражданской обороны», то зал, определённо, должен аплодировать именно ей.