источник: | http://www.bobsoccer.ru/user/32410/blog/?item=334015 |
дата: | 2016.04.30 |
издание: | Bobsoccer |
текст: | Андрей Тепло? |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.bobsoccer.ru/user/32410/blog/?item=334015 |
дата: | 2016.04.30 |
издание: | Bobsoccer |
текст: | Андрей Тепло? |
фото: | |
см. также: |
Жизнь замечательных семей
Сергей и Егор Летовы
Довели мужика русского (татарского, башкирского, калмыкского, удмуртского, марийского, чувашского, мордвинского и примкнувшего к ним казахского) до точки кипения. И взял он в руки...что было, то и взял. И пошел бороться против крепостного беспредела. Катерина всех достала тогда, извела прям. Да еще и казаков в придачу. Большая волна поднялась крестьянско-казачья, а на гребне её находился Емельян Иванович Пугачев. Донской казак. Они такие, донские. Поднимают бучу время от времени. И докатилась эта волна аж до Сибири. Нет, я не собираюсь никаких аналогий проводить, напомню лишь, что начал предводитель на Дону, продолжил за Уралом, а закончил в Москве в возрасте Христа. Напился орел свежей кровушки, А.С. Пушкин писал по этому поводу.
«Между тем, в начале 1774 г. в районах, отдаленных на десятки и сотни верст от места сосредоточения войска Бибикова, отряды повстанцев добились крупных успехов. В январе 1774 г. они овладели рядом селений, крепостей и заводов в Пермской провинции, осадили Кунгур, в предместьях которого развернулись ожесточенные бои с гарнизоном города.» Из местных крестьян давно уже сделали рабочих горнодобывающих предприятий, условия труда были невыносимыми, народ пермский возмутился и примкнул к Салавату Юлаеву со товарищи, имя которого известно не только почитателям истории Государства Российского, но и многочисленным любителям спорта. Толи разбойником он был с большой дороги, толи борцом за независимость, это как кому. Народ ведь тоже не весь на сторону бунтовщиков встал. Вон как Кунгур защищали. И не отдали. А вот обитатели окрестных деревень, в том числе деревни Голухино, вступали в ряды повстанцев. Там все перемешалось. Люди, кони, коромысла...
Бог знает где это Голухино находилось, но существовало с середины 17 века. И ведь жило. Крестьян после восстания не истребили, и к началу 20 века поселение имело свою церковь и школу при ней, хозяйства разные, конопляные поля, чуть позже сельсовет, фельдшерско-акушерский пункт, а в середине 50-х и первый трактор. Все, как у людей. Только без палки не присядешь. Волки...
Великая Отечественная война не обошла стороной жителей этой пермской деревеньки, и отправила эта деревенька на фронт кого могла наскрести по дворам. Она и на Гражданскую наскребала, теперь вот на эту, самую кровопролитную на все времена. Совсем юному голухинцу Федору Летову собрали родные нехитрый узелок в дальнюю дорогу, перекрестили, а может быть просто поцеловали крепко на прощание, и отправился крестьянский простой паренек защищать свою Родину добровольцем.
На новую жизнь, пускай и осунувшуюся от скорбных вестей с фронта, молодой человек смотрел широко открытыми глазами. Он знал многое из того, что неведомо было жителям городов, но еще более этого, было неведомо ему самому. Первым открытием в его жизни стала Казань. И здесь Казань, и всегда Казань. Все дороги ведут в Казань. И из Перми, и из Москвы. И сразу попал в стальные объятия «Богини войны» -артиллерии. Пока в учебке. Но с учебой в этих заведениях во время войны не затягивали, был отправлен командованием новоявленный артиллерист в допкомплект Ленинградского ополчения. С тяжелыми боями прошла его дивизия от Бологова до Балтийского моря. Федора природа не наделила высоким ростом, но не наделила не значит обделила. Приходилось и пушки заряжать, и связь налаживать, и даже в разведку ходить. Но с разведкой немного не заладилось. А все от большого желания выследить языка или снайпера. Забрался-то на дерево он шустро, не привыкать было, но вот так упорно высматривал фрица, что засветил свое местонахождение стеклами бинокля. На счастье, снайпера немецкого тоже что-то подвело.
Федор Летов
Так что, артиллерия, артиллерия и еще раз артиллерия. Хотя, и пленных немцев приходилось конвоировать. Вот идет небольшого роста солдатик сбоку, а следующий конвоир метров за пятьдесят. Немного жутковато, но фрицы народ дисциплинированный и попыток к бегству не предпринимали. А война закончилась тем временем, и сержант Летов Федор Дмитриевич решает дальнейшую свою жизнь связать с Армией. Только вот он был из той части солдат, которые «не мечтают стать генералами». Так бывает. И наша Армия не пожалела, что в её рядах остался такой прекрасный специалист. А командиров и без него хватало.
Победа на соревнованиях по классической борьбе. Федор Летов
Помимо армейской службы, Федор очень сдружился со спортом. Стал борцом классического стиля, с честью выступая на окружных соревнованиях. Одерживал победы в различных турнирах и чемпионатах. Полюбил футбол, как выяснилось, на всю оставшуюся жизнь. И на всю оставшуюся жизнь любимой командой стала «Команда лейтенантов». ЦДКА, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА. Побывал в командировках во многих городах СССР, не пропуская, по возможности, матчи с участием нашей армейской дружины. Иногда случались небольшие стычки с местными болельщиками, когда слишком «ретиво» болел за своих. Но Федор Дмитриевич человек не робкого десятка. Не возьмешь голыми руками. Он еще ведь толкал и вырывал штангу, хотя когда-то даже не представлял, что это такое. Слова «штанга» не было в его словарном запасе. Но овладел этой спортивной дисциплиной с тем же упорством, с которым добивался того, что намечал на своем жизненном пути. Здесь и любовь нагрянула нечаянно. А может и «чаяно». Тамара Георгиевна была представительницей одной из самых гуманных профессий на Земле. Она была врачом. Да еще в таком неблагополучном с медицинской точки зрения городе, как Семипалатинск, где и родился следующий герой нашего повествования Сергей Федорович Летов, старший из знаменитых братьев.
Сергей Летов на танке, сделанном солдатами
В 1959 году семья Летовых переехала в Омск, ставшим для них по-настоящему родным на долгие годы. В этом городе Федор Дмитриевич получил диплом педагога, здесь на свет появился младший сын Егор (Игорь). Любовь к спорту, и в частности, к футболу, футболу армейскому, передалась от отца к сыновьям. Да и как она не могла перейти, если поначалу даже жили в бараке для военнослужащих, который служил когда-то конюшней для кавалерии Александра Васильевича Колчака. Это незатейливое сооружение находилось в поселке Чкаловском на окраине Омска. Естественно, имелся в поселке Дом офицеров, где проходили музыкальные концерты. Во многом, посещения концертов в этом приюте сибирских муз повлияло на жизненный выбор братьев, что касается приверженности ЦСКА и Музыке.
Но если Сергей стоял и стоит на очень твердом «армейском фундаменте», то Егору было свойственно в силу своей протестной в некотором смысле натуры, искать новые формы футбольных предпочтений. Это касается его высказываний в середине 90-х по поводу владикавказской «Алании», её интернационализма. Оригинальный подход. Но Егор всегда признавал свои армейские корни, семейные, называя родных единомышленниками в болении за ЦСКА.
Егор Летов на страже ворот
Когда в 1964 году в семье Летовых появился первый телевизор, с малюсеньким экраном и огромной на его фоне линзой, Большой футбол, которым был не избалован омский эфир, стал приобретать для юного болельщика реальные формы и краски. Да черно-белые, но играли мастера, чьи имена гремели на всю страну. И их можно было видеть. Но главным связующим звеном между Сергеем Федоровичем и любимой игрой в то время, было все же радио. И второй матч в Ташкенте, золотой для нашей команды матч, по телевизору Омск не показывал. Затаив дыхание, семья слушала радиорепортаж. Для отца семейства, Федора Дмитриевича, эта была долгожданная победа после девятнадцати лет надежд и чаяний. А для ребят это было подтверждением правильности выбора, хотя кажется, что другого и не могло быть в этой замечательной семье. И конечно, первые кумиры в жизни юного болельщика. Навсегда в сердце Сергея вошли Альберт Алексеевич Шестернев, Владимир Григорьевич Федотов, Юрий Павлович Пшеничников и другие наши армейцы того золотого поколения.
Тамара Георгиевна Летова тоже любила поиграть в футбол на досуге
Егор тоже любил футбол, по возможности, старался посещать матчи. Он очень хорошо разбирался в тонкостях нашей любимой игры. И если у собеседника вначале разговора появлялся некоторый скепсис по отношению к музыканту-бунтарю, то он достаточно быстро пропадал, благодаря очень разумному подходу Егора ко многим футбольным проблемам отечественного футбола постсоветского времени. И конечно, зарубежный футбол. Лидер «Гражданской обороны знал в нем толк». Да и почти весь ГрОб был увешан постерами с изображениями игроков известных клубов. И, конечно, ЦСКА. К сожалению, известный и для многих любимый музыкант не дожил до наших дней. Всю жизнь он прожил в Омске, там родился, там и нашел свой последний приют. Светлая память музыканту-армейцу.
Егор Летов во время известного интервью РФВ
Фото Андрея Малосолова
Сергей Федорович, старший из братьев Летовых, отпивает глоточками зеленый чай из белоснежной чашечки кафе в ГЦСИ. Голос его негромок, размерен, доходчив. Музыкант-саксофонист, импровизатор, композитор. Читает лекции и преподает. Глыба, а не человек. Глыба-а не семья. Сергей собирается на презентацию книги своего товарища и на прощание выражает надежду побывать на нашем новом стадионе. В этом я обещаю ему посодействовать и всегда с удовольствием составлять компанию. Но сетует Сергей Федорович, что будни музыканта — это выходные для публики и практически нет возможности посещать матчи с участием любимой команды. Но давайте, уважаемые читатели, болельщики ЦСКА, заверим известного музыканта, что мы всегда рады будем его видеть на «Песчанке». И конечно, пожелаем творческих успехов и счастья. А счастье-это его семья. А младшая дочурка, когда ей был всего годик начинала смотреть футбол по телевизору, где на зеленой травке бегали за таким знакомым мячиком маленькие человечки. Во время этого зрелища и кушалось хорошо, и, соответственно, улучшалось настроение у всех членов семьи.
Совсем недолго осталось ждать, когда наши войска пройдут Парадом Победы по площадям многих российских городов. Ветеран Великой Отечественной Войны Федор Дмитриевич Летов будет наблюдать за этим величественным зрелищем в Омске. Своем Омске, где прожил большую часть своей непростой и героической жизни. Недавно семья отпраздновала 90-летний юбилей заслуженного ветерана. От всей души, от всего сердца поздравляем Федора Дмитриевича с Днем Великой Победы! Здоровья и счастья АРМЕЙЦУ! И большое Вам спасибо!
Федор Дмитриевич Летов
Фотографии из семейного архива Летовых предоставлены Сергеем Летовым