источник: | http://letov.org/letov-v-socialnyx-setyax/ |
дата: | 2015 |
издание: | Летовский семинар |
текст: | Егор Лавренчук |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://letov.org/letov-v-socialnyx-setyax/ |
дата: | 2015 |
издание: | Летовский семинар |
текст: | Егор Лавренчук |
фото: | |
см. также: |
Сегодня, в день смерти Лемми Килмистера, я пишу этот текст под саунд британского хэви-метала, звучащий из социальной сети Youtube в то время как мой Facebook пестрит цитатами и фотографиями основателя группы Motörhead. В феврале 2008 года было то же самое: все жужжали, постили. Это понятно — Летов для русского рока как Лемми для британского, и это сравнение хорошо показывает, как смерть героя рождает информационное цунами. Но в этой статье вы не найдете пассажей о том, что смерть забирает самых крутых и талантливых; эта статья посвящена тому, как различные события влияют на информационную диффузию в контексте небольшого исследования воспроизводства пользователями социальных сетейзаписей Егора Летова.
Летом прошлого года я создал канал в Youtube «Мать порядка» специально для публикации ранних концертных записей Егора Летова (то есть записей, сделанных до 13 апреля 1990 года, когда состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа под названием «Гражданская оборона» прекратила существование). Меня на это натолкнули воспоминания о 1990-х, времени, когда я учился в школе. Тогда было как-то не принято слушать музыку из интернета или вообще с компьютера. Я носил в своем рюкзаке несколько пленочных кассет, заслушанных «до хрипа» в плеере. Когда приходил к друзьям в гости, просил их тоже «поставить». Сегодня роль таких кассет выполняют треки социальных сетей. Так почему же — подумал я — не создать отдельный канал для любимых песен Егора Летова, кассета с записями которого у меня постоянно «болталась» в рюкзаке?
Публикация первых двух записей «Радостно на душе» и «Энтропия растет» не вызвала ажиотажа: 200-300 просмотров и никаких комментариев. Но третье видео — «Здорово и вечно» — внезапно для меня собрало более 4 тыс. просмотров всего за месяц. И вот, что показала статистика.
Как оказалось, основной пик динамики пришелся на ноябрь 2014 года. Он, в свою очередь, включал в себя несколько небольших пиков. Высокая активность просмотров держалась с 14 по 21 число. Я предположил, что это должно быть связано с премьерой фильма «Здорово и вечно», которая состоялась 20 ноября 2014 года. Моя гипотеза подтвердилась, когда я просмотрел места воспроизведения трека. 14 ноября для оформления анонса премьеры мой ролик вставили к себе на сайт такие СМИ как Afisha.ru и Rolling Stone. 16 ноября его «подхватил» InterviewRussia, а 18-го — Colta.ru.
Из этого я сделал вывод, что если ролик, закачанный в Youtube, может совершенно случайно быть опубликован на сайтах нескольких СМИ, то в социальных сетях все еще не так много интересного контента, связанного с творчеством Е. Летова. Вероятно, такое положение дел обусловлено также слабым ростом аудитории социальных сетей, которая может представлять поклонников Летова. Чтобы это выяснить, я провел небольшой контент-анализ с использованием специальной системы мониторинга социальных сетей.
Для начала была определена область поиска видео — наиболее популярные хостинги в России — Youtube, Rutube, Vimeo. Далее я составил запрос, исключив из него Сергея Летова, видеозаписи которого также часто публикуются пользователями. Анализ данных показал, что в период с 1 января 2010 года по 1 января 2015 года, в выбранных видеохостингах происходит постепенный рост публикуемых записей. Притом, основной пик пришелся на последние месяцы 2014 года. Так, в декабре 2014 было закачано 105 видеозаписей, что превышает аналогичный показатель за весь 2013 год.
Далее я произвел анализ авторов. Как показала статистика, чтобы стать популярным автором-летовцем и войти в топ-10, достаточно загрузить более 10 видео. Лидером по количеству загруженных роликов с 2010 по 2015 годы стали пользователи Глафира Дорофеева, опубликовавшая 73 ролика, и Константин Сапрыкин, опубликовавший 51 ролик. За что я им хочу выразить свою благодарность.
Следующим шагом моего исследования стало сравнение популярных видео, опубликованных на Youtube. Беглый анализ показал, что наиболее популярные ролики собирают десятки и сотни тысяч просмотров. Это говорит, как минимум, о том, что видео Е. Летова пользуются некоторой популярностью.
В итоге я заключил, что в социальных сетях творчество Егора Летова действительно востребовано. И возможно даже не среди «старых» поклонников, а уже среди фанов нового поколения. Между тем, оригинального контента — записей концертов, интервью, телепередач — выкладывается очень мало. При этом очень быстро становится популярным тот контент, который уже выложен в сеть. Вероятно, поэтому все более распространенными становятся не концертные записи, а так называемые «фанвиды».
Сообщение был прочитано на семинаре «Летов в Интернете: творчество фанов и борьба интерпретаций» 18 февраля 2015 года.