источник: | http://plug.ee/2015/10/egor-letov-zdorovo-i-vechno/ |
дата: | 2015.10.18 |
издание: | ПЛУГ |
текст: | Александр Семенов |
фото: | Диана Дидык |
см. также: | Изображения |
источник: | http://plug.ee/2015/10/egor-letov-zdorovo-i-vechno/ |
дата: | 2015.10.18 |
издание: | ПЛУГ |
текст: | Александр Семенов |
фото: | Диана Дидык |
см. также: | Изображения |
17 октября 2015 года. Сегодня в нашем городе были первые заморозки. В лучах утреннего осеннего солнца искрились заиндевевшие машины, а трава выглядела, как искусная, но бестолковая резьба по серебру. Наверное, этой ночью Таллинн ощутил на себе холодное дыхание Сибири, которое — вместе со своим фильмом о Егоре Летове и «Гражданской обороне» — с собой привезла Наталья Чумакова.
Когда я впервые услышал песни «Г.О.», я не почувствовал ничего кроме отторжения. Для меня все это было не более чем шум — шум кустарного фуза и самодельной записи, сквозь который пробивалась хриплая бессмыслица с надрывом. А еще я не любил Летова за то, что он делал тот же «саунд» для Янки. Мне потребовались годы и случайный акустический альбом Егора, чтобы понять, как же я ошибался. Лишь в чистом, акустическом виде Егор Летов предстал передо мной тем, кем был. В первую очередь — гениальным русским поэтом. И на показ фильма «Здорово и вечно» я пошел с отчетливым предчувствием того, что образ Егора Летова в моей душе на этот раз претерпит еще одну метаморфозу.
Кому как не Наталье Чумаковой — бассисту (именно так), звукачу, жене — было снимать этот фильм. И творчество, и жизнь Летова успели обрасти такими легендами и небылицами, что простой человеческий взгляд на него мог получиться только у того, кто был рядом. Из кадров советской хроники, воспоминаний друзей и редких записей концертов «Гражданки» Наталье удалось смастерить чудо. Фильм получился настолько атмосферным, что лично я со всей ясностью прочувствовал долгий и тернистый путь Летова, весь процесс становления его как личности. От обычного сибирского пацана, пытающегося обрести себя и срывающегося в протест, до абсолютно инфернального лидера «поехавшей с катушек» группы, похожей больше на стайку бесноватых с гитарами. И до, наконец, знаменитого на весь Союз музыканта, способного собирать стадионы и принципиально не делающего этого.
В фильме особого внимания заслуживают фотографии, использованные режиссером, как я понимаю, из-за нехватки видеоматериалов. Это тот редкий случай, когда недостаток (не от хорошей жизни, что называется) в умелых руках обратился в достоинство. Именно фотографии, сменяющие друг друга под концертную запись песен, передают всю ту «живую» атмосферу подпольных и не очень фестивалей, где «Гр.Об.» проявил себя в полной мере. Им — фотографиям — очень веришь. Наверное, потому, что это ничто иное, как застывший документ времени, оживающий в наложенных режиссером стробоскопических бликах.
Фильму вообще — веришь. Даже комментарий Николая Мейнерта, прозвучавший после показа фильма и подправивший некоторые детали в воспоминаниях участников «Г.О.», показался неважным. Разве здесь до деталей? Как в хорошем художественном кино не видишь (не хочешь видеть!) киноляпы, так и в хорошей документалистике ищешь не стопроцентной достоверности, но атмосферу, дух времени.
Как водится, очень многие критики говорили, что в фильме не хватает того-то и того-то. А мне кажется, что в фильме есть главное, — Егор Летов. И если о чем-то или о ком-то было сказано мало или не сказано вообще, то это лишний раз подчеркивает, что центр вселенной «Гражданской обороны» — это Летов. Что Летов — это и есть «Гражданская оборона». Смени декорации и друзей-музыкантов вокруг него, разве что-то изменится? Это просто выпало так — Сибирь да товарищи-панки. И то лишь в начале.
А потому — фильм удался. Как и удался его показ. «Erinevate Tubade Klubi» — оборудованное на бывшем заводе, уютное и чистое кафе с кинозалом. Люди — и русские, и эстонцы. Все это контрастировало и резонировало с фильмом и с немногословными ответами Натальи во время беседы с публикой после показа. Во всем чувствовался покой и затишье — как после долгой борьбы, утомительного поединка. Никогда до этого не ощущалось с такой ясностью, что борьба Егора Летова — с системой, государством, с собой, с окружающим миром — окончена. Осталось лишь огромное наследие. И вот теперь — прекрасный фильм Натальи Чумаковой.