источник: | http://km.ru/muzyka/2015/09/10/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/764026-grazhdanskaya-oborona-totalitarizm-pereizd |
дата: | 2015.09.10 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://km.ru/muzyka/2015/09/10/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/764026-grazhdanskaya-oborona-totalitarizm-pereizd |
дата: | 2015.09.10 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Исполнитель: Гражданская Оборона, Название: «Тоталитаризм», Стиль: панк-рок, Год переиздания: 2015
Июнь 1987 года выдался для Егора Летова необычайно урожайным. За каких-то пять дней он записал пять альбомов, которые до сих пор высоко котируются в среде «гробоманов». Недавно издательство «Выргород» переиздало четыре из них (отложив «Красный альбом»), взяв за основу диски, выходившие в 2006-м в антологии на «Мистерии Звука».
«Тоталитаризм» — самый долгий альбом из той сессии. Часть песен Летов даже был вынужден раскидать по «соседним» пластинкам. Из этих треков в бонусы настоящего издания вошел лишь «Психоделический камушек» — в альтернативной аранжировке. Есть также в этом разделе стихотворение «Упал», в котором автор устраивает причудливые эксперименты с синтаксисом.
Егор Летов был вынужден записывать альбом в одиночку. Тем не менее, влияние друзей-соратников ощутимо и здесь. Фразу «Мы лед под ногами майора» придумал Евгений Филатов, благодаря которому появилась чудесная запись «Игра в бисер перед свиньями». Янка Дягилева великолепно причитала собственное полное сарказма стихотворение «Как жить», удачные обороты которого запоминаются надолго («зарплату отдай в фонд мира — пусть в мире смеются дети» — смеются размеру зарплаты?). Оскаленную «Эй, брат любер» написал ныне покойный Евгений Лищенко. И очень жаль, что из-за проблем с правообладателями эта композиция не вошла ни в «мистерийное», ни в «выргородское» издание.
«Тоталитаризм» исследует механизмы подавления личности. Человек, вынужденный исполнять все приказы, уподобляется донельзя загаженному общественному унитазу («Есть»). В этой ситуации имеет смысл только экзистенциальное сопротивление, невидимый миру метафизический бунт («Западло», «Джа на нашей стороне»). Неким идеалом мыслится анархия, но в песне с соответствующим названием автор приходит в итоге к парадоксальному выводу, что «анархисты верят в бред».
Оформление альбома (фото актера Амвросия Бучмы в роле немецкого солдата на фоне иллюстрации из «Книги о вкусной и здоровой пище») можно трактовать по-разному. То ли это намек на слишком высокую цену, которой достигнуто относительное изобилие 50-60х, то ли некий знак равенства между тоталитаризмом и обществом бездумного потребления.
Сделанная без особых изысков запись до сих пор звучит свежо и кажется очень привлекательной. «И все мои песни одинаковые и похожи на гражданскую оборону», — феноменально, но эта автохарактеристика Егора Летова из песни «Западло» отражает не недостатки, а достоинства его творческого метода!