источник: | |
дата: | 2015.08.23 |
издание: | специальный выпуск газеты «Губернские Ведомости» #82 — Край Света № 2 |
текст: | |
фото: | |
см. также: | Изображения |
источник: | |
дата: | 2015.08.23 |
издание: | специальный выпуск газеты «Губернские Ведомости» #82 — Край Света № 2 |
текст: | |
фото: | |
см. также: | Изображения |
Сегодня на «Краю света» в кинотеатре на площади состоится первый на Сахалине показ «Здорово и вечно» — документального фильма о Егоре Летове. Фильм рассказывает о ранних годах «Гражданской обороны» — до начала девяностых. В будущем планируется продолжение. Режиссер «Здорово и вечно», вдова Егора Летова и басист «Гражданской обороны» Наталья Чумакова, раньше не работала в кино. Наталья рассказала Елене Костылевой о том, как шли съемки.
У фильма два режиссера. В чем была роль твоего соавтора Анны Цирлиной, как выделили работу?
С самого начала вышло так, что многие из нас делали не одну какую-то конкретную работу, а все, на что хватало возможностей и умения. Чему-то пришлось учиться, скажем, часто я в одиночку брала интервью, записывала и видео, и звук. Мы очень долго потом отбирали материал, в результате использовали только малую часть. Анна искала в киноархнвах документальные съемки, фильмы того времени и она же монтировала вместе с Владимиром Яндовкой. А он вообще проделал огромную работу: смонтировал тысячи фотографий, работал и над звуком, чего только ни делал.
Когда смотришь фильм, видишь, что ты очень бережно обращалась с материалом, с памятью. Ты как режиссер избегала расставлять акценты и даже как будто ты себя из фильма в огромной степени изъяла. Было ли это сознательное решение? Хотела ли ты сделать резкий, хлесткий фильм — или вот такой, бережный?
Вообще-то, согласна, фильм мог быть гораздо более злым и бескомпромиссным. Но в тот период времени, о котором фильм, меня в «Гражданской обороне» и близко не было. Так что я постаралась максимально самоустраниться из повествования, дать слово другим людям. И ужасно жалко, что не сохранилось никаких интервью Егора того времени, а в более поздних он мало касался событий тех лет. Лучше него никто не мог бы рассказать. Поэтому вот вышло как вышло. Я много слышала от Егора обо всем этом, и хорошо помню, но не считаю себя вправе пересказывать за него.
Музыка из ранних альбомов, которая звучит в фильме, — это уже переозвученные песни? Или реальные записи тех лет? Уж больно чистый местами звук...
Нет, абсолютно все записи оригиналы, в том числе концертные. Конечно, все они реставрировались и обрабатывались, но все это реальные пленки того времени.
В большой степени фильм построен на противостоянии музыки Егора и царившей вокруг позднесоветской системы. Ощущалось ли это жившими и взрослевшими в конце 80-х как главная проблема?
Смотря кем. Для таких, как мы, это было безусловно важно, потому что система давила нас и душила, если не непосредственно, то всем своим тухлым духом. То есть, собственно говоря, она отравляла нашу молодежную лихую жизнь, пыталась обрубить наши мечты, измазать, испортить, обезличить все, что нам было ценно и дорого. Так что мы просто вынуждены были ей противостоять.
История любви Егора и Янки показана вроде бы скупо, но когда смотришь, неожиданно для себя начинаешь плакать. Как тебе это удалось?
У нас не было цели показать историю любви. Гораздо важнее было говорить об истории необычайно сильно чувствующих, тонких, творческих людей, какими являются почти все герои фильма. Все остальное делают сам материал, старые съемки, думаю, это они так повлияли на твое восприятие.
В конце «Здорово и вечно» большой список благодарностей. Ясно, что фильм потребовал много сил: собрать все архивные материалы, записать интервью непросто. Но в целом работа над фильмом шла скорее трудно или скорее легко?
Скорее трудно, потому что у нас это был первый подобный опыт. Наделали кучу ошибок, которые приходилось исправлять по ходу дела, что-то исправить так и не удалось — как-то выкручивались. Нам очень помогли люди с опытом, как известные, так и не очень, помогали советами, связями, в конце концов — и финансово, когда денег стало не хватать. С помощью краудфандинга мы собрали средства на окончание фильма и постпродакшн. Многие люди делились своими архивами совершенно безвозмездно. В каком-то смысле получилось народное кино. Если бы мы могли упомянуть всех поименно, титры были бы на полчаса.
У фильма, слава богу, была счастливая судьба в прокате. Ты довольна результатом своих трудов?
Прокат действительно прошел очень хорошо. Такого, кажется, не ожидал никто ни мы, ни наши прокатчики Beat Films. Были показы в трех десятках российских городов от Калининграда до Владивостока, причем во многих из них показы были устроены исключительно усилиями поклонников «Гражданской обороны». Для документального кино вообще и для документального кино о музыке это действительно большой успех. Мы получили огромное количество благодарных отзывов, это дико приятно. Были также показы в Минске и в Алма-Ате. И я очень, очень жалею, что мы так и не смогли показать фильм на Украине.
Как продвигается работа над продолжением?
Уже снято достаточно много интервью, касающихся более позднего периода истории «Гражданской обороны», но надо еще кое-что добавить. Продолжаю искать любые съемки тех лет. Нужно собраться с духом, это будет очень сложная работа.
Удачи тебе! И спасибо, что приехала на Сахалин!