источник: | http://omskvech.ru/special/68-pesnya-ne-proshchaetsya-s-toboj |
дата: | 2015.07.13 |
издание: | Вечерний Омский сайт |
текст: | Павел Креслинг |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://omskvech.ru/special/68-pesnya-ne-proshchaetsya-s-toboj |
дата: | 2015.07.13 |
издание: | Вечерний Омский сайт |
текст: | Павел Креслинг |
фото: | |
см. также: |
Музыканты, покинувшие Омск, — от народных артистов РСФСР до малоизвестной шумовой психоделии
Мы хотим рассказать о музыкантах, чьи судьбы так или иначе связаны с историей нашего города и кто по тем или иным причинам его покинул. Кто-то из них известен в международной академической сфере, кто-то — в локальных специфических тусовках, некоторые уже ушли из жизни, многие живы до сих пор. Представляют они совершенно различные, временами чуть ли не кардинально противоположные направления, обладают музыкальными способностями и амбициями разного уровня. Дабы никого не обижать и не раздражать тем, что, мол, условный N намного слабее талантом условного S, а мы поставили его зачем-то в конец/начало списка, мы расположили их имена в случайном порядке, определив его путем вынимания карточек из шапки-ушанки.
Егор Летов
Музыкант, насчет которого не очень понятно — ассоциируется он с Омском либо Омск во всём остальном мире ассоциируется главным образом с Летовым.
Поэт и лидер культовой группы «Гражданская оборона» родился и вырос в Омске, в Чкаловском посёлке, здесь же начал заниматься музыкой. В родном городе подвергался гонениям со стороны властей, силовых ведомств и общественности, провел некоторое время в психбольнице, в то время как за пределами родного города популярность музыканта и «Гражданской обороны» только росла.
В итоге Летов стал культовой фигурой, символом протеста, кумиром бунтующей молодежи и живым воплощением своих же слов «Я всегда буду против». Сольно и в составе различных ансамблей выпустил не менее 1100 композиций, большинство из которых записано у него в квартире, за всё время ни разу не выступил в родном городе. Умер в Омске в феврале 2008 года от остановки сердца, похоронен на Старо-Восточном кладбище.
25/17
Популярный по всей России хип-хоп ансамбль основал в 2002 году музыкант из Тары Андрей Позднухов, бывший участник омской группы «Ртуть», известный также под сценическим псевдонимом Бледный.
Первоначально группа состояла всего из одного человека и имела название «Иезекиль 25/17», в честь библейского стиха, хорошо известного поклонникам фильма «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, — его то и дело цитирует герой Самюэля Л. Джексона, перед тем как прикончить очередную жертву (сам Андрей, впрочем, упоминал в интервью, что ему эти стихи тоже очень близки).
Поклонники любят спорить, стоит ли вообще считать группу омской, так как существует она большей частью в столице, но как бы то ни было, первый концерт её состоялся именно здесь, в декабре 2002 года.
В 2006-м к Бледному примыкает Ант — Антон Завьялов, уроженец села Лузино Омской области. Группа выпустила пять студийных альбомов и множество синглов, успела посотрудничать со звездами русской рэп- и рок-сцены (среди которых, например, Дмитрий Ревякин и Константин Кинчев), попасть в список экстремистских материалов с песней «Будь белым — 2», подружиться с писателем Захаром Прилепиным, сделать музыку для спектакля «Обитель. 16 рота» по роману писателя Захара Прилепина и засветиться в киноиндустрии: песни участников ансамбля, помимо прочего, прозвучали в фильмах «Восьмерка» Алексея Учителя по повести писателя Захара Прилепина и короткометражке «Захар» о жизни писателя Захара Прилепина.
Участникам ансамбля неоднократно приписывали ультраправые взгляды, и, судя по всему, — небезосновательно.
Виссарион Шебалин
Композитор и педагог, народный артист РСФСР. Родился в Омске, в семье преподавателя математики и музыки Якова Шебалина в 1902 году. Начал заниматься музыкой с десяти лет. Полтора года проучился на агрономическом факультете Омской сельскохозяйственной академии, затем еще два — в Омском музыкальном училище. В 19 лет написал свои первые произведения — «Скерцо для большого оркестра» и несколько фортепианных пьес.
В 1923 году покинул Омск и поступил в Московскую консерваторию имени Чайковского, где позже стал преподавать, воспитав множество знаменитых учеников, среди которых Тихон Хренников и Александра Пахмутова, а затем, в 40-х годах, занимал пост директора. Работал практически во всех основных жанрах, создал много музыки к спектаклям, радиопостановкам и фильмам, самые известные из которых — «Свадьба Кречинского» Алексея Золотницкого и «Волки и овцы» Владимира Сухобокова.
Шебалин считался одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения. Умер в мае 1963 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Омске имя Шебалина носит престижное музыкальное училище.
EnFace
Вокально-инструментальный ансамбль, исполняющий пост-панк на французском, под управлением выпускника филфака ОмГУ Кирилла Малышева (в составе на данный момент также гитарист Антон Аладин, басистка Ирина Курманова и барабанщик Максим Вселенский).
Возник в 2004 году, весной 2007 года записал первый демо-альбом Premier EP. В этом же году группа стала участником проекта «14 хороших новых музыкантов из России» журнала «Афиша», который, к слову, максимально лаконично описал группу: «Истеричный постпанк. Поют по-французски. Крайне эмоционально ведут себя на сцене. На басу, как у всех приличных людей, — девушка».
Тогда же EnFace попала во внимание ведущих музыкальных изданий — Rolling Stone, Fuzz и Play. Группа проехалась с концертами по многим городам страны, от Ростова до Барнаула, выступила на фестивале «Пикник Афиши», в ноябре 2008 года выпустила полноформатный альбом «6:16», презентовала его в одном из омских клубов и тихо укатила в Санкт-Петербург, где и существует по сей день, периодически выступая и собирая уважительные отзывы критиков. В 2012 вышел второй альбом — ZÉRO.
Этим летом EnFace (произносится, кстати, «анфас», а не «энфейс», как хотелось бы) планирует отметить десятилетний юбилей первым за долгое время концертом в Омске — на Городском пикнике.
Антон Прокин
Широко известный в узких кругах и чрезвычайно плодовитый ветеран музыкального подполья с внешностью бойца ИГИЛ, за десяток лет прошедший путь от самопального хип-хопа до озорного рока и за всё время не изменивший принципу «главное не музыка, а тексты».
Обилие обсценной лексики и неприятных для приличных граждан тем могут отпугнуть, но для некоторых это может окупиться жестким и своеобразным юмором, а также точностью и честностью высказываний на самые острые темы.
Полной дискографии артиста, кажется, нигде не существует, а главным итогом многолетнего творчества можно считать песню с чрезвычайно навязчивым припевом «Омск нормальный, мне нравится, город не урод, город не красавица», в которой Прокин просто и честно подводит своеобразную черту под бесконечными спорами — хорошо или плохо жить у нас в городе:
Он не спокойный и не криминальный,
не сверхвысотный и не подвальный,
не старомодный и не актуальный,
он замечательный — просто нормальный.
В настоящее время живет в Красноярске.
Александр Виницкий
Знаменитый больше в профессиональном сообществе гитарист-виртуоз, композитор и аранжировщик родился в Омске в 1950 году.
Будучи подростком, под влиянием брата-саксофониста начал учиться играть на трубе, но однажды, как гласит легенда, взял в руки отцовскую гитару и больше с этим инструментом не расставался.
Первое время занимался у случайных учителей и самостоятельно, копируя на слух манеру игры великих джазменов. Учился некоторое время в омском политехе, но после армии полностью отдал себя служению искусству и поступил в свердловское музучилище. Все это время активно занимался музыкой: создавал ансамбли, выступал на радио и ТВ, перекладывал джазовые мелодии на классическую гитару и так далее.
После учебы вернулся в Омск и в 1980 году устроился музыкальным руководителем в драмтеатр, где за пять лет создал музыкальное оформление и звуковые эффекты к более чем 30 спектаклям и сочинил к семи из них свою музыку. В 1985 году его приглашает в Москву певица Елена Камбурова. Александр Виницкий окончательно становится профессионалом высокого уровня, поступает в Гнесинку, работает и выступает в России и за рубежом, преподаёт, издаёт свою музыку на дисках и в нотных сборниках.
Музыканта считают одним из первопроходцев в исполнении джаза на классической гитаре. Одной из главных особенностей стала манера игры, при которой кажется, будто вместо одного играют сразу два или три инструмента. Сейчас Александр Виницкий преподаёт в музыкальном училище им. Гнесиных: ведёт класс классической гитары, читает курс импровизации, гармонии и аранжировки на гитаре.
fanny kaplan
Девичье рок-трио, сформированное и существующее в столице, однако имеющее в составе сестёр Люсю и Карину Казарян, которые в детстве переехали из Еревана в Омск, получили здесь среднее образование и опыт уличных выступлений, зарядились традицией сибирского панка и отправились в Москву начинать новую жизнь.
Попробовали себя по отдельности в разных проектах, потом все-таки объединились, взяли барабанщицу Дину и, спустя один короткий и один полноценный альбом, вошли в число самых модных и популярных представители того, что сейчас иногда называют «новой русской рок-волной».
Девушки поддерживают борьбу за права женщин, дают интервью зарубежным изданиям, радикально высказываются о положении дел в российской политике, рассуждают о силе искусства и сообщают, что следуют принципам Штокхаузена и Аристотеля, стремясь к единству в разнообразии; но самое главное — играют мрачный, мощный и своеобразный психоделический рок.
Aleph
По обрывочным сведениям в интернете можно собрать такую картину: разноплановый электронный музыкант, настоящее имя Иван Ерофеев, коренной омич.
Первую музыку — произведение для фортепиано — написал в третьем классе, девять лет играл на скрипке в музыкальной школе, затем стал играть рок и сменил несколько групп, также побывал барабанщиком в джазовом коллективе. На протяжении всего времени осваивал разные инструменты, параллельно дома на компьютере учился делать электронную музыку и вполне себе научился: в 18 лет выпустил первые два релиза на канадском лейбле King Deluxe, дал несколько концертов в Омске, Новосибирске, Перми и Екатеринбурге, годом позже переехал в Петербург, где полноценно влился в музыкальное сообщество, а чуть позже перебрался в столицу.
Издавал и продолжает издавать музыку в России и за рубежом, упоминался в престижных изданиях вроде The Guardian, XLR8R, Big Up Magazine, активно играет на модных вечеринках.
Дебора Пантофель-Нечецкая
Этот список был бы неполным без Деборы Яковлевны Пантофель-Нечецкой, советской оперной певицы, пианистки и педагога, солистки Большого театра, заслуженной артистки РСФСР, но самое главное — обладательницы голоса редкой красоты, колоратурного сопрано.
Родилась певица в 1905 году в Омске, в еврейской семье гравера Якова Абрамовича Пантофеля, училась в гимназии и музыкальной школе, затем — в музыкальном техникуме Омска, став выпускницей первых лет вокального отделения, после чего её без конкурса приняли в Ленинградскую консерваторию.
В 1939 г. Дебора участвовала в I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, членами жюри которого были Дунаевский, Утёсов и Русланова, а конкурсантами — Райкин, Шульженко и Мария Миронова. Однако победу присудили Деборе, совершенно неизвестной в Москве певице, которую Дунаевский назвал «соловьём», с чем согласилось всё жюри.
С 1940 года певица работает в Москве, а в 1941-м дебютирует в Большом театре. Активно выступает в СССР и за рубежом, с 60-х годов начинает преподавать. Дебора Пантофель-Нечецкая подготовила немало первоклассных вокалисток, которые сегодня поют на оперных и концертных сценах России, однако был у неё и один ученик — известный тенор Бедрос Киркоров. Умерла в 1998 году, похоронена на Востряковском кладбище.
Боровик Ералаш
Музыкант, чью стилистическую принадлежность труднее всего обозначить: за безликим словосочетанием «экспериментальная музыка» кроется сочетание фри-джаза, фольклора, тяжелой электроники, рэгги, хип-хопа и чего угодно ещё, с опорой на традиции великого русского абсурда и постоянным присутствием чего-то жалкого и болезненного.
Настоящее имя — Алексей Ставицкий. Родился и прожил до 23 лет в Омске. По собственным словам, серьезно увлёкся музыкой примерно в 18, начал брать уроки трубы, играл в переходах и в разного рода проектах, один из которых, например, исполнял смесь дворовой песни с фанком и джазом и отличался зрелищными выступлениями: «Иногда в одних трусняках, с крайне дебильными текстами, с маршами и выходами в зал».
Одним из сильнейших музыкальных впечатлений называет советскую пластинку с записями восьмидесятилетней деревенской бабушки Федоры Митрофановны, после которой состоялась покупка рожка и жалейки и началось увлечение народной музыкой.
Помимо прочего, играл в спектакле «Так сказал Стас» петербургского театра «Тру», который вошел в программу «Маска+» фестиваля «Золотая маска» в 2011 году.
Руководит лейблом «Охлупень», в рамках которого издаётся оголтелая андеграундная музыка в спектре от шума и звуковых коллажей до своеобразной авторской песни, выпускаются психоделические спички, свистульки и фолк-скворечники, проводятся фестиваль самодельных диафильмов «Диазавр» и передвижной музыкальный фестиваль «Бабай Потлач», который однажды даже добрался до Омска — на концерт тогда пришло примерно четыре зрителя.
P.S. Макс Кавалера
Основатель и лидер групп Sepultura и Soulfly, одна из культовых фигур мировой металл-сцены родился в Бразилии и никогда не был омским музыкантом. Однако у его супруги Глории была русская бабушка, которая жила здесь, но в 1917 году, после того как убили её супруга-священника, бежала на корабле по Черному морю в Турцию, а оттуда — в Америку. Сейчас в Омске живёт родная сестра матери Глории — 77-летняя Наталья Комарова. Глория отыскала её в 90-е годы, и теперь, когда группа Soulfly во время очередных гастролей заезжает в Омск, Макс Кавалера с супругой устраивают с родственниками семейный ужин, а кто-нибудь из его местных поклонников потом обязательно рассказывает: «Я, короче, еду в троллейбусе, а там мужик такой здоровый, бородатый, в камуфляжных шортах и с дредами по колено, едет и пирожок кушает, я только потом понял, что это Макс Кавалера был».
P.P.S. The Nits
Эта голландская поп-группа фактически никак не связана с нашим городом, кроме того, что их пятый альбом, выпущенный в 1983 году, носит название Omsk.
По слухам, музыканты вообще любят Россию: в песнях помимо прочего упоминаются Москва и Санкт-Петербург, а у Хенка Хофстеде, вокалиста и гитариста, когда-то даже был автомобиль «Лада».
Однако в Омске никто из группы никогда не был: как признался Хофстеде в одном из интервью, по непонятной причине они любят короткие слова, а названиями альбомов The Nits чаще всего становятся «четырехбуквенные слова с таинственным смыслом» — и слово Omsk показалось им достаточно загадочным.
Павел Креслинг
отдел спецпроектов