источник: | http://pptm.ru/env/20150618-letov.php |
дата: | 2015.06.18 |
издание: | Перпетум |
текст: | Соня Шпильберг |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://pptm.ru/env/20150618-letov.php |
дата: | 2015.06.18 |
издание: | Перпетум |
текст: | Соня Шпильберг |
фото: | |
см. также: |
В РГГУ проходят научные семинары, посвященный изучению творчества «Гражданской обороны» и Егора Летова.
Кожаны, гитары, дворы и портвейн за прослушиванием ГрОб остались нигде в трехмерии и всюду в российской трансценденции, переконвертировавшись в особые интеллектуальные ценности. Новый Летов — это чистые и умные, которые читают вслух о практиках «творческой рецепции» летовских песен пользователями социальных сетей и поэтике гностических и скальдических образов в «темных» текстах 1990-1993 гг.
Любить творчество Летова трудно. Он очень по душе простому слушателю, который не вникают в суть и концепцию альбомов, а просто орет «Хой!», трясет головой, жрет алкоголь и попирает какую-нибудь ценность. Намеренно или нет, все музыкальное творчество Летова — испытание на терпимость для тех, кто ищет гармонии в музыке или поэзии, и полное слияние со стихийной природой панк-адептов и прохождения «навылет» через попытки осмыслить и зафиксировать то, что он делает. Злость, язычество, мучительная некачественность записей, политичность, черная психоделия — набор для первого свидания с Летовым, после которого мало кто пожелает продолжить «встречаться». Вроде все это — смерть в кредит. А глядь поближе — и тянет и тянет примерить, похвалить, объять, лишь шагни сюда.
«Мне все говорят: у тебя, мол, одно — чернуха, мракобесие, депресняк. Это еще раз говорит о том, что ни хрена никто не петрит! Все мои песни (или почти все) — именно о любви, свете и радости»
ЕЛ
Летовский семинар, история сама по себе парадоксальная. Академический Летов — явление фантазийное и пустое в отношении сути самого Летова, который говорил: «мои песни — не для головы». Тем не менее образ знакового контркультурного персонажа из рок-поэзии совка стал таковым глазами нынешних «академиков» через бесконечную и органическую апроприацию его творчества, а значит — вечность и самое ценность такового. Летов — не просто музыкант, поэт, художник — он предмет культурной идентичности, повлиявший на нее в такой сильной степени, что изучение его наследия не просто обязательно, но — неизбежно для историков, культурологов, литературоведов, философов.
«В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить»
ЕЛ
Пока VK.com изымает из общего доступа летовские «песни про наркотики», в РГГУ их учат. Анатолий Корчинский, организатор и идеолог семинаров, кандидат филологических наук и доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания ИФИ РГГУ, взял на себя миссию заакадемичивания творческого гения Летова. Теперь, минуя всю некомфортность, выстроенную как баррикады на пути к летовской сути, мы все, приличные и брезгливые, но повязанные с ним одной идентичностью, можем запустить руку во внутренний карман его поэтического наследия.
«Об искусстве, о творчестве берутся судить люди, не писавшие ни единой песни, ни одного стиха, ни одной картины. Кто может судить о Ван Гоге? Только какой-нибудь Босх. Кто может писать о Янке? Я могу писать. Но ведь пишет всякая сволочь!»
ЕЛ
Заседания под названием «Летовские семинары» проходят за чтением строгих научных докладов, дебатов о творчестве Летова не без альтернативных девиаций в сторону перформативных практик и творческих акций на основе летовского наследия. Конечно, Летов здесь всего лишь рамка, обрамляющая огромные культурные явления, такие как рок-поэзия в целом и ее литературная ценность или сам русский рок, его общественная позиция, политические, философские и религиозные идеи.
Среди вопросов, освещаемых семинарами: «устройство» летовских текстов, рецепция творчества Летова различными социальными группами и индивидуумами, Егор Летов в контексте мировой рок-культуры и т.д.
Однако, если под рукой не окажется научной работы на тему «„Кинематографичность“ летовских художественных проектов», участник всегда может выступить в рубрике «Мой Летов» со своим субъективным пониманием его творчества, что в рамках идеологии семинаров несет особую ценность. Всем, что ценит советский лоу-фай, изысканную лапидарность летовских стихов и его «острое зрение» в царстве вечной пелены, ну и вообще — поэтам, музыкантам и мятежным художникам здесь — всегда да.
Егор Лавренчук, кандидат философских наук, ведущий аналитик Компании развития национальной информационной среды, член Международной ассоциации исследователей социальных сетей (INSNA):
Вообще-то дискурс о Летове был всегда. Ведь феномен Летова — это не только группа фанов и какая-то коммерция, это ставшая знаком этого времени поэтика и акционизм. «Летовский семинар» собирает филологов, культурологов философов, политологов, журналистов, которые пытаются в академическом ключе нащупать влияние Летова на контркультуру 80-х и 90-х.
Я прочитал на «Летовских семинарах» доклад, который можно отнести к области web science. Он состоит из двух частей. В первой из них я рассказываю о канале на Youtube «Мать порядка», где размещаются видео ранних (до 1990 года) выступлений «Гражданской обороны». В частности, я показываю, как повлиял на просмотры роликов (и вообще на интерес к Летову) выход фильма «Здорово и вечно». Вторая часть доклада посвящена так называемому UGC (User-generated content) — роликам, которые загружали на видеохостинги пользователи. Глядя на результаты присутствия Летова в сети, можно заключить, что интерес к его творчеству сильно вырос буквально в последнее время. То есть только за 2014 год было загружено больше видео, чем за предыдущие 4 года. Я связываю это явление со сменой поколений. Новым 15-18 летним подросткам, как и нам в 90-х, нужен протест, и, видимо, современные формы протеста не удовлетворяют этой потребности. Или просто: ничего не изменилось. Как 1980-х, так и сейчас у нас — «все идет по плану».
5 фактов о Летове
— Текст песни «Передозировка» из альбома «Сто лет одиночества» был написан Егором Летовым после того, как умер его кот, проживший 11 лет. На цифровых записях альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» можно услышать одного из котов/кошек Летова — Тиху. Музыка действовала на кота возбуждающе: он начинал подвывать в голос.
— Летов очень любил и почитал Достоевского, Пелевина считал «очень плохим писателем».
— В песне «Все идет по плану» должно было быть больше 20 куплетов. Черновики Летов уничтожил во время генеральной уборки. Куплеты представляли собой сюжеты программы новостей центрального телевидения. Как рассказывал в интервью Летов, «которые были позанятнее — я оставил, а что поскучнее — выкинул, вот и всё». Многие куплеты потом досочинил народ. «Однажды на Невском в те годы некий исполнитель использовал около 20 куплетов помимо оригинальных, к моему изумлению. Сейчас появился новый термин, называется „пост-фольклор“, вот это как раз классический пример.», — ЕЛ.
— Летов, не имеющий профессионального музыкального образования, был очень искушен в музыке, прекрасно разбирался в творчестве западных рок-групп, что позволяло ему уличать в «сдирании» песен самого Бориса Гребенщикова. «Корни» Петра Мамонова Летов нашёл в Captain beefheart. Он знал и слушал такие группы, о существовании которых большинство «поклонников рока» и не догадывается: King Kongs, Cavestompers, Zombiecops, Powlers, Messerchups, Punk TV, «ДК», «Инструкция по выживанию». Особенно отмечал Летов Башлачева, которого называл не иначе как великим поэтом.
— Русская рок-культура его удручала. Он был в андеграунде принципиально. Он не подписывал контрактов со студиями, предпочитая записываться у себя дома. Ему была дорога идеология «гаражного рока».