источник: | www.km.ru/kino/2014/12/09/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/752063-zdorovo-i-vechno-krestnyi-put-egora-letova |
дата: | 2014.12.09 |
издание: | KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | www.km.ru/kino/2014/12/09/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/752063-zdorovo-i-vechno-krestnyi-put-egora-letova |
дата: | 2014.12.09 |
издание: | KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
В России с успехом продолжаются показы документального фильма Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной «Здорово и вечно».
О сборе средств на съемки ленты о Егоре Летове его вдова Наталья Чумакова объявила ровно год. Необходимая сумма была получена от поклонников «ГО» в рекордно короткий срок. Премьера фильма «Здорово и вечно» состоялась в ноябре этого года — и в первый же уикэнд стало ясно, что мы имеем дело с самой кассовой документалкой года. В этой связи некоторые кинотеатры приняли решение продлить прокат картины.
«Здорово и вечно», в полном соответствии со своим названием, начинается эпично: с заснеженных черно-белых пейзажей советского Омска, увиденных из окна несущегося поезда. Закадровые голоса друзей и соратников Летова наперебой рассуждают о суровом сибирском крае, куда ссылали каторжан и где царила определенная степень свободы. Интеллигентам позволялось слушать «запрещенную» музыку и читать Пастернака только потому, что они все равно находились в изоляции по географическому и не имели физической возможности полноценно пропагандировать свои убеждения. 600 километров во все стороны до ближайших населенных пунктов — и ни пикнуть, ни крикнуть!
Об истории создания «Гражданской обороны» рассказывают музыканты Игорь Староватов, Игорь Жевтун, Аркадий Климкин, Константин Рябинов, Вадим «Черный Лукич» Кузьмин, друг Егора Летова Игорь Рагулин и многие другие. Сергей Летов подробно рассказывает о том как его младший брат входил в московскую тусовку, посещал подпольные джазовые сейшены и пристрастился к собирательству винила. Любопытный штрих: однажды на подмосковной станции Фрезер на Егора напали гопники, разбили ему очки, а он долго их не ремонтировал, бравируя этим эпизодом. А ныне покойный Черный Лукич увлекательно вспоминает, как уголовники инстинктивно считали панков своими.
Историю попадания молодого Летова в психушку в фильме стороной не обходят, но, к счастью, ее рассказывают без особого пафоса и надрыва. Гораздо важнее эстетические принципы, которые исповедовал музыкант. Услышав от продавца пластинок о том, что гаражные группы продавать нет смысла, потому что они вызывающе плохо звучат, Летов стал целенаправленно добиваться именно такого звука. На первых концертах он инструктировал своих музыкантов, что сценические движения должны быть алогичными, немотивированными и отстоять как можно дальше от привычных человеческих жестов.
Лаконично, но содержательно в фильме рассказывается о Янке Дягилевой. Игорь Рагулин с сожалением вспоминает, как поначалу недолюбливал ее, считая очередной навязчивой фанаткой Егора. Но, впервые услышав, как она поет, раскаялся и загладил свою вину преподнесенным букетом цветов. Не менее важными оказываются воспоминания о том, как Дягилева на одном из концертов пела: «Я неуклонно стервенею... с каждой норковой шапкой», а в зале ее слушали девушки именно в таких нарядах и плакали от невозможности быть такой же свободной, как она.
Мифологию проекта «Коммунизм» красочно и наглядно анализирует цветисто выражающися Олег Манагер. По его словам роли в коллективе распределялись следующим образом: Егор Летов был нервным романтиком, Константин Рябинов — благодушным увальнем, ну а сам Манагер — эдаким ухарем. Коллажная и абсурдистская природа «Коммунизма» подчеркивается в фильме фрагментами из советских документалок, хотя, в целом, повествование фильма тяготеет к реализму и линейости.
«Здорово и вечно» заканчивается эпизодом роспуска «Гражданской обороны» и началом работы над альбомом «Прыг Скок». На этом этапе картинка превращается из черно-белой в цветную, благодаря чему усиливается ощущение недосказанности. С нетерпением ждем возможного продолжения!