источник: | http://infodocinfo.wordpress.com/2014/11/28/review-good-and-long/ |
дата: | 2014.11.28 |
издание: | Info.Doc |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://infodocinfo.wordpress.com/2014/11/28/review-good-and-long/ |
дата: | 2014.11.28 |
издание: | Info.Doc |
текст: | |
фото: | |
см. также: |
Здорово и вечно
жанр: документальный режиссер: Н. Чумакова, А. Цирлина страна: рф год: 2014 сайт
Здорово и Вечно — первый документальный фильм о Гражданской Обороне и второй фильм от Beat Films. Он получил больше рецензий и отзывов, в отличие от предыдущего, о группе АукцЫон (эмпирическое правило «нет рецензий — фильм плохой» работает в обе стороны). Новый фильм неплох — как в сравнении с Ещё, так в сравнении с другими документальными фильмами. Снова продюсерский проект Beat Films направлен на прошедшее случившееся, в этот раз даже в большей степени (АукцЫон ещё может что нибудь сделать, например нарушить подписанный Пакт О Ненападении, ГО вряд ли что нибудь нарушит, разве что психику очередного подростка, переживающего переходный период), что понятно с маркетинговой стороны, но странно смотрится на фоне родителя — прогрессивного фестиваля. Возможно, это родовая травма отечественного документального кино о музыке — большинство фильмов в этом жанре черпают вдохновение в прошлом или заполняют исторические пробелы. Этот взгляд назад порождает ряд проблем: к свершившемуся уже есть отношение и сообщество поклонников, ожидания которых, так или иначе, влияют на авторов. При таких условиях не каждый решится на визионерский взгляд, особенно если автор — вдова главного героя, прожившая с ним последние годы жизни и зорко следящая за фактами «оскорбительно плохого исполнения» песни «Все идет по плану» (это не о подростках, горланящих в подъездах, это о Кашине, горланящем на оппозиционном митинге — хороший пример Летова в дне сегодняшнем).
Забавная случайность, но между между героями первого и второго фильмов Beat Films есть некоторое количество точек пересечения: выступление ГО на первом новосибирском рок фестивале состоялось благодаря тому, что устроители отменили выступление АукуцЫона (и Звуков Му). После выступления в Ленинградском рок-клубе Летов и компания пытались записаться на студии АукцЫона, но выходило слишком понятно и чисто. Решено было продолжить запись на квартире у Летова. И главное пересечение: АукцЫон — это ГО для девчонок.
Рассматриваемый период истории ГО не оставил после себя большого количества материала для «хроникальной» части фильма. Но то, что осталось, использовано по максимуму. Дерганное, рваное изображение, переполненное цифровыми и аналоговыми артефактами, отлично передаёт «лютость» места и времени, рифмуясь, с так любимым Летовым, lo-fi звучанием, и замечательно работает на атмосферу фильма, раскрывая дух времени. Тут возникает некоторый обман, так как, воспринимая дух времени через Летова, мы видим то, что в дальнейшем сработает и сделает из паренька с окраин Омска кумира. Весь этот мрачный черно-белый совок, блочные новостройки, бесполезность и тлен — компост лирики Летова.
«Все это происходило в какой-то жопе» — Константин Рябинов.
Периодически возникающие говорящие головы коллег-музыкантов возвращают зрителя в реальность, где Летов мертв, а коллеги — аккуратно одетые и подстриженные пенсионеры в домашнем интерьере (кроме Кузи УО), толком не осознавшие, что с ними происходило в 80-е (опять же, кроме Кузи). Отдельная тема — брат Сергей и Москва, первый дал сильный интеллектуальный импульс, вторая не приняла и разозлила. Самого Летова в фильме ничтожно мало. Незримо он присутствует всегда: иррационально дергается на сцене, звучит воспоминанием в речи свидетелей, объявляется в виде мелкого, убористого почерка своих текстов. Но как субъект показывается считанное количество раз за фильм. Объективная причина — отсутствие видеоматериалов тех времен, субъективная — каждое его появление работает против его же мифа.
Эпизод с Дягилевой ожидаемо скуп и немногословен. Вероятно, это слишком личное (знакомство Чумаковой и Летова произошло на похоронах Янки), или выставляет Летова в не самом лучшем виде. В многочисленных интервью, посвященным выходу фильма, Чумакова оправдывается сложностью и важностью этого сюжета, требующего отдельного рассказа. Но при таком влиянии личного мотива, это больше похоже на попытку уйти от разговора, чем на артикуляцию значимости.
Формально фильм о раннем этапе жизни и творчества Летова, и логично заканчивается «последним» концертом Обороны в Таллине. В этом месте фильм включает цвет, играет композиция нового проекта Летова, показывается выступление под лимоновским флагом. История не закончена, но фильму конец. Огромная часть истории остается за кадром. Не смотря на интерес публики (Q&A после показа в Новосибирске, например) и большое количество материалов. Хотя возможность продолжения не исключена, но 90-е и дальше не безопасны для образа Летова: интересно было бы послушать современного Деда Лимона (который уже в Анатомии Героя не очень лестно высказывался о Летове), Дугина, который умеет плести психоделически — бессмысленные кружева слов не хуже Летова, «коммунистов» Анпилова и Зюганова, за которых Летов агитировал на президентских выборах, Р. Неумоева дожившего до наших дней фашистом, а его мемуары вызвали скандал, заявление самого Летова о том что он не поддерживает никакие националистические партии и движения, и так далее.
На выходе получается добротный документальный фильм с отличным визуальным рядом, но не делающий даже попытки рассмотреть личность Летова в большем многообразии, чем привычный, канонический миф, десятилетиями создаваемый певцом «русского космоса», начавшим творческую биографию на окраине Омска и закончившим на страницах глянцевых журналов во времена путинской стабильности. Но через охранную зону, построенную Чумаковой, можно увидеть контуры мифа. Лирика Летова — коллаж из перечисляемых через запятую абстрактных словосочетаний, пополам с цитатами, скрывающаяся от буквального понимания за нарочито плохим звуком (во время просмотра, когда звучала очередная песня, спросил у спутницы, почти не знакомой с ГО, разбирает ли она текст? Отрицательный ответ, иногда понятны некоторые слова и припев. И это в современном кинотеатре, на новом фильме, а что тогда могли услышать на концерте или разобрать в записи современники — можно только гадать. Обрывки и остатки, остальное додумывает сознание, которое обычно оптимистичнее реальности, потому что андеграунд, протест, мат и прочие желанные вещи. Когда же текст становится понятен, в дело вступает память, порождая личную историю, от которой не каждый способен отказаться. Кто-то вспоминает концерт, кто-то ощущения от первых прослушиваний. Мимикрия — ещё один метод мифологии. Роспуск Обороны на вершине популярности, создание огромного количества побочных проектов, практически с тем же составом (Посев, Адольф Гитлер, Гражданская Оборона, Коммунизм, Егор и Опиздиневшие — это не полный список из ранней истории, многие поклонники путаются в дискографии) с ещё более неочевидными названиями (Егор и опиздиневшие, или «опоздавшие» как прочитала моя мама, были так названы ради невозможности упоминания в сми, Летов на 10 лет обогнал Носика — dolboeb’а ). Так что миф живёт, фильм собирает кассу, поклонники довольны.