источник: | http://km.ru/muzyka/2014/08/28/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/747782-kommunizm-suleiman-stalskii-pereizdanie |
дата: | 2014.08.28 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://km.ru/muzyka/2014/08/28/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/747782-kommunizm-suleiman-stalskii-pereizdanie |
дата: | 2014.08.28 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Исполнитель: Коммунизм, Название: «Сулейман Стальский», Стиль: индустриальный рок, Год переиздания: 2014
Трудно представить двух творцов, более далеких друг от друга, чем Сулейман Стальский и Егор Летов.
Первый — дагестанский ашуг, народный сказитель. До семи лет воспитывался соседкой-кормилицей, поскольку не был нужен ни матери, ни отцу. Перебивался случайными заработками, сменив множество профессий. Не знал грамоты, поэтому сочиненные песни за ним вынуждены были записывать другие, а многое так и осталось утраченным. Безоговорочно поддержал Октябрьскую революцию и советскую власть, был обласкан Сталиным и Горьким. Последний даже нарек Стальского «Гомером ХХ века».
Второй — культовый музыкант, непререкаемый авторитет в среде интеллигентных маргиналов. С матерью имел доверительные отношения и тяжело переживал ее ранний уход. Был энциклопедически образован, следил за всеми мало-мальски значимыми музыкальными новинками, имел обширную библиотеку и необъятную фонотеку. Всю жизнь занимался музыкой и лишь в 80-е недолго подрабатывал художником-оформителем. Над своими стихами порою работал долго и кропотливо, нередко оставляя по 5-7 черновых рукописей одного и того же текста. При любом государственном строе считал себя партизаном, а при любом режиме — анархистом. Подвергался гонениям и травле как 80-е, так и в 90-е.
Неудивительно, что лирику Стальского Летов недолюбливал. В комментариях к альбому «Сулейман Стальский» музыкант прямо назвал его «идиотским поэтом». Оснований для этого действительно могло быть много, ведь для своих песен дагестанец зачастую выбирал проходные темы, грешил несовершенством формы и беззубой критикой. Но именно такой человек был Летову необходим для решения творческих задач в рамках проекта «Коммунизм».
Первый альбом «Коммунизма» «На советской скорости» получился лихим, бесшабашным, но эклектичным. Данное обстоятельство не удовлетворяло Егора Летова, который к любой своей работе подходил концептуально. В то же время, будучи проектом сугубо постмодернистским по своей сути, «Коммунизм» не мог всецело опираться на какие-то общепризнанные авторитеты. Нужен был автор эпический, но случайный, несуразный, переоцененный с сомнительными эстетическими достоинствами. На эту роль безупречно подходил Сулейман Стальский, чей томик стихов вовремя подвернулся под руку Егору Летову.
Пафосный дагестанец развязал руки участникам «Коммунизма». Корявая и бессодержательная лирика Стальского стала для них своего рода «зеленым экраном», на фоне которого удобно было громоздить любые спецэффекты. Нойзовые гитары, записи джазовых оркестров, издевательские декламации, вдохновенные хоровые подпевки, эпизодическое использование коллажей (в одном месте использован фрагмент из «Красная армия всех сильней») — все это заставляет слушать альбом на одном дыхании. Пришлись ко двору и нутряной трагизм Егора Летова («Горные орлы»), и глумливые юродствующие интонации Кузи Уо, и привычная истошость Олега Манагера.
От такого «странного сближенья», кажется, выиграли все. «Коммунизм» получил новое измерение и больше не воспринимался как сугубо юмористический проект. А Сулеймана Стальского, благодаря Летову, потомки помнят чуть дольше, чем он того заслуживает. Во всяком случае, серьезные литературоведы его давно сбросили со счетов, и в обстоятельном словаре «Русские писатели 20 века», вышедшем в 2000 году в издательстве «Большая советская энциклопедия», такая персоналия отсутствует.