источник: | http://www.km.ru/muzyka/2013/11/29/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/726495-kommunizm-leniniana-pereizdanie |
дата: | 2013.11.29 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/muzyka/2013/11/29/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/726495-kommunizm-leniniana-pereizdanie |
дата: | 2013.11.29 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Исполнитель: Коммунизм, Название: «Лениниана», Стиль: индустриальный рок, spoken word, Год переиздания: 2013
В ближайшее время лейбл «Выргород» выпустит в полном объеме наследие побочного концептуального проекта Егора Летова «Коммунизм». Разные издательства безуспешно бились над этой проблемой в последние 15-лет, неизбежно натыкаясь на проблемы с авторскими правами.
Первой ласточкой на «Выргороде» стал соц-артовый альбом «Коммунизма» «Лениниана». С момента его записи прошло 15 лет, исторический контекст поменялся кардинально, но пластинка отнюдь не устарела. Если разобраться, политические реалии не так уж здесь и важны. Просто фигура Ильича оказалась для Летова самой удобной для моделирования принципа создания любого мифа.
«Лениниана» построена в форме радионяни, в которой причудливо переплетены фрагменты из культовых фильмов «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», виниловые записи с воспоминаниями современников, а также авангардные студийные эксперименты Летова сотоварищи — вплоть до песен «Это было в городе Черкасске», «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении малолетней племянницы Егора. Кроха старательно воспроизводит слова и мотивы песен, демонстрируя абсолютный слух и завидную память. Недослышки девочки кажутся знаковыми и глубокомысленными: вместо «Черкасска» она поет «ЧК», а неологизму «хоровоз» позавидовал бы и сам Велимир Хлебников.
Те же недослышки, смутные слухи, искаженные представления и болезненные фантазии положены и в основу иконографического образа Ленина, не имеющего ничего общего с реальным вождем мирового пролетариата. Летов мастерски демонстрирует, как в народном сознании спокойно уживаются взаимоисключающие внешние характеристики Ильича и «канонизируются» даже самые плевые его поступки, не заслуживающие и мимолетного упоминания. Это поучительная история о том, как, в зависимости от ракурса мифологизатора, гном превращается в великана, а великан — в гнома. Недаром ключом ко всему замыслу «Ленинианы» является песня в исполнении Эдиты Пьехи «Великаны и гномы», оригинал которой тоже включен в альбом.
Симптоматично, что сам Егор Летов выступает в альбоме не только как ученый, хладнокровно препарирующий миф, но и как увлеченный его творец. В бонусах можно найти концертный вариант песни «И вновь продолжается бой» в исполнении «ГО», где уже не остается места для пародий и карикатур. Тем же, кому идеологическая составляющая альбома не интересна ни под каким соусом, стоит послушать диск хотя бы ради роскошных образчиков индастриала и хардкора, записанных задолго до попадания этих специфических жанров в российский музыкальный мейнстрим.