источник: | http://reproduktor.net/2013/09/cd-kommunizm-leniniana/ |
дата: | 2013.09.10 |
издание: | Репродуктор |
текст: | Дмитрий Мех |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://reproduktor.net/2013/09/cd-kommunizm-leniniana/ |
дата: | 2013.09.10 |
издание: | Репродуктор |
текст: | Дмитрий Мех |
фото: | |
см. также: |
Официального издания альбомов проекта «Коммунизм», зародившегося в стенах легендарной «Гр.Об.»-студии, поклонники ожидали довольно долго. Впервые полноценные релизы обозначенного виртуального коллектива появились в конце 90-х годов. Но на носителях тогда воплотились далеко не все творения, поэтому в конце первого десятилетия наступившего тысячелетия Егор Летов задумал переиздать весь архив своей студии в том виде, как это было задумано на момент создания музыкальных полотен. Но наследие омичей оказалось весьма внушительным, да к тому же вступало в конфликт с сегодняшним авторским законодательством. В итоге, в 2005 году издательство «Мистерия Звука», которому были переданы права на издание всего каталога «Гр.Об. рекордс» выпустило альбомы «Коммунизма» «Сулейман Стальский», «Веселящий Газ» и «Сатанизм». И на том поставило точку.
Для многих ценителей творчества Егора Летова весть о прекращении переизданий прозвучала как приговор. Впрочем, никто и не говорил, что новых альбомов ждать больше не стоит — всё стало ясно как-то само собой. Произведения «Коммунизма» почти полностью состоят из, как это модно нынче выражаться, объектов авторского права, принадлежащих заслуженным деятелям культуры и всевозможных искусств. Разумеется, почти все они, а также их наследники, мечтают получить вознаграждение за свои нетленки. Свой вклад в развитие мировой культуры они оценивают очень высоко. И вот именно о подобные амбиции разбились вдребезги «благие намерения» «Мистерии».
Но время, как известно, на месте не стоит. С момента последнего релиза «Гражданской Обороны», выпущенного «Мистерией», минуло более пяти лет, а вместе с пролетевшими годами истёк и срок договора, заключённый группой с этим издательством. Параллельно с этим обвалился рынок компакт-дисков и всё реже стали раздаваться голоса поклонников Летова, интересующиеся возможными релизами. И, как это часто бывает, когда все уже перестали ждать и надеяться, музыкальное издательство «Выргород» объявило о выпуске альбома «Лениниана» проекта «Коммунизм», приурочив релиз к дню рождения Владимира Ильича.
Важное замечание: альбом издан в том виде, в каком его подготовили к изданию Егор Летов и Наталья Чумакова в феврале 2005 года. То есть, как и вся серия переизданий «Гр.Об.»-студии, этот диск щедро снабжён бонусами, а прилагающийся к нему буклет украшен тематическими фотографиями. Разве что вместо комментариев Егора, как это было с предыдущими пластинками, здесь приведена короткая рецензия Максима Семеляка, ну а поскольку всем знатокам творчества «Гражданской Обороны» известно об отношении Егора к этому журналисту (недаром же его фотография присутствует на обложке альбома «Реанимация»), будем считать, что это часть авторской концепции и иначе по разным причинам быть просто не могло.
«Лениниана» весьма необычный альбом для панк-группы. Да здесь и музыки-то всего на несколько минут, основной материал пластинки — компиляция из фрагментов шедевров соцреализма. Егор с Кузьмой (Константин Рябинов, один из создателей проекта «Коммунизм» и участник «Гражданской Обороны») просто выделили наиболее примечательные фрагменты из фильмов, посвящённых Ильичу, использовали записи с пластинок, имевшихся в их распоряжении, тематика которых соответствовала тому, о чём хотели поведать музыканты соратникам, и благополучно смонтировали свой собственный аудиоспектакль, подчеркнув всю комичность культа вождя. Сам Летов, характеризуя «Лениниану» говорил, что эта работа «страшноватая в своей болезненности». И лучше, наверное, не скажешь.
Шутка ли, а для нескольких поколений то, что высмеяли участники «Коммунизма», было незыблемо и свято. И то, что в интерпретации Кузьмы и Егора Ленин получился комичным персонажем, следствие тупой идеологии, когда некую спорную, но, вне всяких сомнений, великую в истории человечества фигуру возвели в ранг божества. Владимира Ильича показали с непривычной для советского обывателя (альбом был создан в 1989 году) стороны, причём на первых же минутах пластинки, когда Кузьма показал, как именно «любит делать» Ленин. И пошло-поехало. С классическими цитатами, типа: «А у соседей сейчас нельзя достать план Петрограда?», или «Хорошо, очень хорошо!». Многое из «Ленинианы» впоследствии получило развитие и неожиданное продолжение, как, например, произведение «Сон Ленина», в котором описано, как Ильич с некоей взятой за руку Варей ходит по грибы. Всего-то через два года Сергей Курёхин выведет свою знаменитую теорию о «грибном» происхождении великого вождя революции...
Но не только юмором полна «Лениниана». Здесь есть намёки и на истинное лицо добрейшего Владимира Ильича. Взять хотя бы зарисовку «Ленин видит девочку», в которой сразу после этой фразы детский голосок, принадлежащий племяннице Егора, трогательно поёт: «Девочка повешена была». Или другая сценка: «Что делать с помещиками?» — «Выгонять! Пусть выгоняют всех!» — «Хотели их гнать, а потом решили и всех поубивали». Но здесь замечу, что это моё личное восприятие отдельных моментов, а авторы могли подразумевать и что-то совершенно иное. Тем не менее, в контексте это всё звучит неожиданно и тем оно и интересно.
Переслушивая «Лениниану», поймал себя на мысли, что альбом за минувшие с момента его создания без малого четверть века ничуть не устарел. Он всё также интересен, несмотря на изменившиеся реалии. Допускаю мысль, что эта работа придётся по душе и представителям молодого поколения, которые, возможно, с помощью «Коммунизма» откроют для себя что-то новое. Ведь по большому счёту, «Лениниана» — это такая же классика, как, например, комедии Гайдая или Данелия, которые столь же ненавязчиво обращали (-ют) внимание аудитории на происходящее вокруг. Эдакая смехотерапия, без которой жить намного сложнее.
Издатель: Выргород, 2013