источник: | http://www.km.ru/muzyka/2013/09/04/rok-muzyka/719870-sibirskie-chinovniki-naplevali-na-mirovuyu-izvestnost-yanki-dyag |
дата: | 2013.09.04 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/muzyka/2013/09/04/rok-muzyka/719870-sibirskie-chinovniki-naplevali-na-mirovuyu-izvestnost-yanki-dyag |
дата: | 2013.09.04 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Певице Янке Дягилевой исполнилось бы 4 сентября 47 лет.
Буквально несколько месяцев назад новосибирские чиновники отказали в установке мемориальной доски на доме, где жила Янка. Инициаторами акта памяти выступили поклонники певицы, погибшей в мае 1990 года при невыясненных обстоятельствах. Своими силами почитатели Янки сделали эскиз и собрали деньги на изготовление доски — 42 тысячи рублей. Было получено и согласие отца певицы, и остальных жильцов дома по Ядринцевской, 61 города Новосибирска. Однако инициативе воспротивились местные чиновники.
Представители управления культуры новосибирской мэрии выдвинули убийственную формулировку: «Талантливая начинающая поэтесса, однако ее деятельность в контексте рок-движения в Новосибирске носила сугубо локальный, поколенческий характер, поэтому для увековечивания ее имени недостаточно оснований». Масла в огонь подлил и начальник отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности города Владислав Збитнев, «авторитетно» заявив: «Янка Дягилева никогда не стремилась к популярности и не содействовала каким-либо образом „раскрутке“ своего имени. К вопросу бы увековечивания отнеслась бы отрицательно».
Неразумным (или ревностным не по разуму) чиновникам хочется напомнить, что вообще-то песни Янки Дягилевой перепевали группы «Пилот» («На черный день») и «Пелагея» («Нюркина песня»), делали посвящения «Калинов Мост» («Родная»), «Инструкция по выживанию» («Кто убил Янку»), «Теплая Трасса» («Мария») и «Разные люди» («Пусть сегодня никто не умрет»), а также пародировал Александр Лаэртский («Х...во»). Целая программа песен на стихи Янки есть у Ольги Арефьевой.
Если и этого недостаточно, то вот еще более поразительные вещи. Семилетнюю Алину Симон (настоящая фамилия Виленкина) отец-стоматолог и мать-учительница вывезли еще в конце 70-х в США. Девочка росла и воспитывалась в сугубо американской культуре, но однажды услышала, как уличные музыканты исполняют песни неизвестной ей Янки Дягилевой. Алина настолько прониклась услышанным, что, бросив все, отправилась в почти уже чужую Россию и проехалась по местам «боевой славы» настолько впечатлившей ее певицы. Результатом стала запись альбома русскоязычных каверов на песни Янки. Алина — настоящая красавица, у нее очень приятный «журчащий» голос в духе западного фолка. Ее вокальную манеру можно сравнить с Долорес О’Риордан из The Cranberries.
Целый альбом посвятила своим версиям Янкиных песен и польская группа TRANSLOLA. Участницы поют на своем родном языке, но все звучит органично и профессионально. Пару лет назад им хотели устроить мини-тур по российским клубам, но, как всегда, благое начинание уперлось в финансовый вопрос.
Но самое невероятное 4 июля этого года на Манчестерском музыкальном фестивале, где Massive Attack представили на русском (!!!) свое прочтение «Все идет по плану» Егора Летова и «Печаль моя светла» Янки. Причем последнюю им помогла исполнить вокалистка шотландской команды Cocteau Twins Элизабет Фрезер. Все это не разовая прихоть заморских авангардистов и не пресловутая дань памяти, а продуманная концептуальная акция в поддержку документального фильма Адама Кертиса, где судьбе Егора и Янки посвящена целая глава.
Увы, нам есть чему поучиться у западных музыкантов. Если наши медийные персоны и спесивые чиновники полагают, что Янка недостаточно известна даже для мемориальной доски, то почему бы не ударить пальцем о палец для того, чтобы изменить ситуацию? На местном уровне сделать концерты памяти с привлечением столичных звезд, на общероссийском, скажем, снять программу «Достояние республики», целиком посвященную Янке? Тогда, глядишь, и разваливающийся дом Янки найдется кому ремонтировать и память сохранят и приумножат. Оснований для этого, как видим, предостаточно.
Собственно, подвижки в этом направлении уже есть. 7 сентября в новосибирском ДК «Прогресс» состоится первый рок-фестиваль памяти Яны Станиславовны Дягилевой. Гостями мероприятия станут такие «музыкальные зубры» отечественной рок-сцены (и бывшие новосибирцы), как «Калинов Мост») акустический состав: Дмитрий Ревякин и Виктор Чаплыгин) и Юрий Наумов. Гости фестиваля смогут услышать и хорошо известную за пределами Новосибирска панк-группу «Путти», ранее выступавшую на одной сцене и с Янкой, и с «Великими Октябрями» (группа Дягтлевой), а также множество других исполнителей. Пока же поклонники Янки наняли профессионального скульптора для изготовления новой доски. Но где гарантия, что их не завернут и на этот раз?
Редакция мультипортала KM.RU попросила прокомментировать ситуацию с доской музыкантов группы «Ундервуд», а также оценить место певицы в культуре и искусстве.
Владимир Ткаченко: «Я в курсе этой истории с мемориальной доской, читал в сети. Там даже, если я не ошибаюсь, ЧПР (чиновник, принимающий решения) гордо говорил, что он, дескать, всех новосибирских панков знал с пеленок, да он с ними в одной песочнице вырос и сам достоверно понимает кто чего достоин — кто памятника, а кто просто справки о смерти. Вообще, это не очень правильно. Включение субъективного оценочного фактора у представителей госструктур ведет к искажению исторических фактов и к персеверации событий прошлого. Такого быть не должно. Я думаю, что выходом в этой ситуации может быть внутригородской референдум. Все-таки Янка — девушка легендарная, оставившая заметный след в истории города, страны и музыки.
Современные музыканты могут повлиять только своим мнением. Сказать нравится или не нравится. Согласен или не согласен. Сейчас уже никто на баррикады не полезет. Даже если не установят мемориальную доску — все в кулачок повозмущаются и разойдутся по ресторанам допивать пино гриджио. Сейчас не установили — значит потом когда-нибудь установят. Да и доска — такой полуповод — вот если бы памятник в полный рост, тогда может и посражались бы. А так — есть доска — нет доски — какая разница.
Сибирская земля богата талантами, и Янка для меня — одна из самых ярких и этапных фигур в истории русского панка. На мой взгляд, она точно достойна памятника. И Летову, и Янке поставят когда-нибудь памятник. Обязательно. Памятник из любви и ненависти, из промерзлой сибирской земли и мягких бархатистых трав, из снега и подснежников».
Максим Кучеренко: «Это вполне логичное событие. Официоз и система отвергают контркультурных героев. Это событие должно вызывать одобрение и радость среди фанатов.
Фанаты празднуют исполнение творений Дягилевой и Летова группой Massive Attak. Вот она, победа! В постмодернизме, панке и постпанке памятников не существует. Не надо шуметь. Это другое нежели чугунные доски.
Я услышал творчество Яны Дягилевой еще в в пору своего 16-летия. Спустя годы альбом „Стыд и Срам“ дошел до Крыма и на кассетниках звучал точный пронзительный голос Янки. А строчки типа „приносили женишки коньячок, говорили женишки что почем“ создавали какие то неопровержимые образы — страстные холодные и правдивые. В ее короткой, поэтически достоверной судьбе промелькнули и выступление на мемориале Башлачева и визит в Питер, где она пролежала трое суток лицом к стене, и Егор (Летов — прим KM.RU), находивший ее озорной и весtлой, и эта вечная глубина реки поглотившая ее навсегда. Летов считал что не могла Янка броситься в реку, Летов считал что это было убийство. Она так и осталась не тронутой зачарованной невестой русского рока. Почти двадцать лет спустя, другая девушка трудной артистической судьбы сумела сделать кавер на эти песни. Это Пелагея».