источник: | http://sibgrad.com/index.php?option=com_content&view=article&id=655 |
дата: | 2013.06.18 |
издание: | Сибград |
текст: | Ростислав Антонов |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://sibgrad.com/index.php?option=com_content&view=article&id=655 |
дата: | 2013.06.18 |
издание: | Сибград |
текст: | Ростислав Антонов |
фото: | |
см. также: |
Тщеславный чуткий червь, чирикающий числа
Чеканит чёрный час чужих очередей
В чугунных черепах отчаянный нечистый
Считает рычаги начальственных речей
Янка Дягилева
Я хорошо помню начало 90-х, общагу нашего ВУЗа, где мы собирались студенческими компаниями, пили дешёвое вино, и под гитару пели песни Янки Дягилевой и многих других. Кто такая Дягилева, я не знал, да и вопросом особо не задавался. Вроде с Новосибирска, вроде недавно погибла. Вот собственно и все, что я о ней знал. Но все это не имело тогда никакого значения. Просто песни нравились. Было в них что-то такое, чего не было у других.
Прошло 20 лет. Но её имя для меня по-прежнему кое-что значит. И для многих других её имя не пустой звук. Не пустой звук настолько, что люди решили увековечить её память мемориальной доской. На доме в котором она родилась. Собрали деньги, сделали макет мемориальной доски, и обратились в мэрию — подпись поставить.
Но наши чиновники — они не были бы чиновниками, если бы не превратили все это в серьезную проблему. Собрали комиссию, пригласили экспертов. Ректора Консерватории, например. О русском Роке порассуждать. И рассудили: — Дягилева была «талантливой начинающей поэтессой, однако её деятельность носила локальный поколенческий характер и была известна в определённой социальной среде». А потому было решено в просьбе отказать. Не заслужила мол Янка себе памятника, стихов мало написала, да и вообще «не наш это поэт не пролетарский».
Нарисовали икону — и под дождём забыли
Очи святой мадонны струи воды размыли
Краска слезой струилась — то небеса рыдали
Люди под кровом укрылись — люди о том не знали
Вот мне, например, не очень понятно как определить состоялся поэт или не состоялся? Вот Есенин и Лермонтов они состоявшиеся поэты или не очень? Или вот, например, Михаил Круг, он поэт состоявшийся? Да и вообще, в каком возрасте поэт считается уже не молодым?
Правильно ли я понимаю чиновников, что если Янка Дягилева прожила 25 лет, то она молодая начинающая поэтесса, а если бы она прожила 26 лет, как Лермонтов, или например 30 лет как Есенин, то она бы уже состоялась? Или как? — нет ответа.
Вот, например, ректор Новосибирской Консерватории Константин Курленя, который на шесть лет старше Дягилевой, думает, что он хорошо знал рок-среду того времени. Про Янку он тоже мнение имеет — «Есть просто несчастный ребёнок, очень одарённый, я с этим не спорю, но он ещё ничего не успел толком сделать».
Рок-среду быть может он и знал, даже книжки о ней писал умные, только вот знали ли его в самой рок-среде? Тщетно я опрашивал известных мне музыкантов. Фамилия Курленя им категорически не известна.
Александр Редут: — Курленя, как понимаю, вполне заурядная (по отношению к андеграунду) личность. Его мнение может что-то значить лишь потому что он ректор консерватории. Но его мнение лишь подчёркивает, что от андеграунда, как и от русской поэзии он весьма далёк.
Олег Судаков (Манагер): — Курленя? — первый раз слышу эту фамилию. Может у него погоняло (ну в смысле творческий псевдоним) какое тогда было?
Тем не менее, этот человек имеет вполне оформленное суждение по данному и, вероятно, другим поводам.
Хорошо теперь — больше некуда
Больше не к кому да и незачем
Так спокойно, ровно и правильно
Всё разложено по всем полочкам,
Всё развешано по всем вешалкам
Всё.
Впрочем, Курленя не одинок в своем стремлении всему дать свою очень важную и своевременную оценку. «Он был препустой малый, плохой офицер и поэт неважный. В то время мы все писали такие стихи. Я жил с ним в одной квартире, я видел не раз, как он писал. Сидит, сидит, изгрызет множество перьев, наломает карандашей и напишет несколько строк. Ну разве это поэт?» — восклицал сослуживец Михаила Лермонтова Арнольди.
«Сейчас повсюду восхваляется Есенин, дряблый, вялый, приторный, слащавый стихотворец... В воспоминаниях и рассуждениях о нём чувствуется уверенность, что это был большой поэт, значительный человек. Об этом даже нет споров. Это аксиома. Между тем это — выдумка и ложь.
О мертвых не следует говорить чего-либо их порочащего. Но высказывать мнения о творчестве покойника конечно можно, и тут нечего считаться со смертью. Есенин не виноват, что он был поэтическим неудачником... На периферии искусства он несомненно вправе занять место».
Георгий Адамович (1926 г.)
Кто такие Арнольди и Адамович? Кто знает? объединяет одно общее качество — их забыли. Будут ли спорить о роли в искусстве г-на Курлени?
Вспомнят ли господ Нелюбова С.А , Бутина Е.Ю. , Бурика Ю.М., какое творческое наследие оставит после себа г-н Державец, например?
Збитнев В.А., или г-н Черепанов. Откуда взялись все эти мудрые люди считающие, что Дягилева ничего из себя не представляет. Какое у них есть моральное право судить о творчестве того или иного поэта?
Кто может сказать плохие стихи или хорошие? Состоялся поэт или еще нет? — Не знаю. Есть умные головы, которые все, наверное, скажут и все напишут. По мне же, если Янку помнят и через 20 лет после смерти, то может быть просто потому, что в ней была та самая Божья искорка, которую иногда называют талантом.
Порой умирают боги — и права нет больше верить
Порой заметает дороги, крестом забивают двери
И сохнут ключи в пустыне, а взрыв потрясает сушу,
Когда умирает богиня, когда оставляет души
Огонь пожирает стены, и храмы становятся прахом
И движутся манекены, не ведая больше страха
Шагают полки по иконам бессмысленным ровным клином
Теперь больше верят погонам и ампулам с героином