источник: | http://km.ru/muzyka/2011/12/09/muzyka-i-shou-biznes/avtografy-tom-2-otkryvayut-letova-s-neozhidannoi-storony-foto |
дата: | 2011.12.09 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://km.ru/muzyka/2011/12/09/muzyka-i-shou-biznes/avtografy-tom-2-otkryvayut-letova-s-neozhidannoi-storony-foto |
дата: | 2011.12.09 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Продолжается масштабное переиздание стихотворного наследия лидера «Гражданской обороны» Егора Летова
Минувшей осенью вышел второй том черновых и беловых рукописей музыканта «Автографы». Издание это целиком и полностью держится на недюжинном энтузиазме его редактора Константина Тараторина и активности поклонников «ГО». Два года назад была объявлена подписка на первый том «Автографов». Благодаря тем шестистам людям, которые своевременно и заранее перечислили деньги на книгу, она была издана оперативно и на высочайшем полиграфическом уровне, став не только раритетом, но и настоящим произведением искусства.
История повторилась и в этом году, только подписчиков на этот раз оказалось более семисот. Всем им были разосланы пронумерованные тома с печатью-экслибрисом. Остальные экземпляры тысячного тиража поступили в свободную продажу.
Напомним, что все попавшие в тома рукописи представлены в натуральную величину и воспроизведены в максимально возможном качестве. Даже те отрывистые заметки, которые Егор Летов спешно делал во время прогулок в лесу, можно разобрать без видимых усилий. Издание отличается скрупулезной проработкой деталей. Например, одна строчка беловой рукописи стихотворения «Сто лет одиночества» оказалась затертой на сгибе листа, и издатели не забыли отметить этот факт, процитировав плохо различимую фразу заново.
Оба тома автографов строятся по принципу обратной перспективы. Первая книга начинается с текстов песен последнего альбома «ГО» «Зачем снятся сны» (2007), следом идут «Реанимация» (2005) и «Долгая счастливая жизнь» (2004). Второй том, соответственно, посвящен вершинным (по мнению многих) пластинкам «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1993). Аналогичный алгоритм применен и к каждому тексту: сначала дается беловой вариант, а потом — все имеющиеся в наличии черновики, вплоть до отрывочных фиксаций эмбрионального замысла.
И в том, и в другом томе есть совершенно неожиданные артефакты. В первом томе обнаруживаются копии листов из больничной записной книжки Летова, где он фиксировал предсмертный бред соседа по палате (позже эти впечатления легли в основу песни «Реанимация»). Второй том включает каллиграфически переписанные автором из какого-то фольклорного сборника народные заговоры на смерть. Предлагаемый бесценный материал дает наглядное представление, каким образом заговор «Ходит Рыжичёк по лесу» и ему подобные трансформировались в тексты песен «Про Дурачка» и «В начале было слово».
Многие песни «Гражданской обороны» имеют заголовки, не связанные напрямую с содержанием текста («Зря вы это все» и т. п). В частности, из второго тома мы узнаем, что баллада «Про мишутку» ранее имела название «Про ведмедейку», а «Свобода» одно время фигурировала под брутальным маркером «Последняя песенка моя». К счастью, тогда, в 90-м, Летов все же ошибся: его действительно последняя песня появилась лишь 17 лет спустя. Ее черновик («Подать всего и сразу») включен в первый том и содержит воистину жуткие строки:
Я сумел себя скончать —
Не успели откачать...
Прикорнет зеленый змей
На могилке на моей.
Во втором томе обнаруживаем не менее удивительный раритет. Это текст песни «На исходе дня», которая не была включена в изначальный вариант альбома «Прыг-скок» — ее обнародовали лишь на переиздании 2005 года. Оказывается, что текст к этой композиции пробовал создать «оборонский» гитарист Игорь «Джефф» Жевтун. Факсимиле его рукописи «Специальная песня» также опубликовано в книге «Автографы. Том 2».
Егор Летов любил повторять, что в нем легко уживается множество «я», транслирующих и допускающих самые разные точки зрения. Однако несколько принципов оставались для него неизменными на протяжении всей жизни. Один из них, несомненно — «не оставляю следов на снегу». Во втором томе «Автографов» мы можем понаблюдать, как этот принцип воплощался в его поэтике. Скажем, в стихотворении «Дрызг и брызг» Летов сначала попытался описать последствия укуса энцефалитного клеща. В последующих черновых версиях «медицинской» конкретики становилось все меньше и меньше, пока к беловику она не исчезла совсем. А из финальной редакции «Вечной весны» автор изъял упоминания о Романе Неумоеве (группа «Инструкция по выживанию») и покончившем с собой в августе 1991 года маршале Сергее Ахромееве.
Иллюстративный материал второго тома богат и непредсказуем. Издатели намеренно не стали использовать здесь концертных фотографий «Гражданской обороны», посчитав этот шаг слишком предсказуемым. Вместо этого мы наблюдаем трогательные снимки Егора Летова на свадьбе у своего музыканта, в гостях у друзей и на фоне леса в окрестностях Омска. В предисловии вдовы лидера «ГО» Натальи Чумаковой говорится о том, что он любил записывать своим знакомым к праздникам песенные сборники и оформлять подарки собственноручно сделанными коллажами. Эти образчики (вкупе с рукотворными поздравительными открытками) также можно найти во втором томе. Так что, знакомство с этой чудесной книгой сравнимо с посещением экспозиции, которую любовно собирали по крупицам долгие годы.
P.S. Следом за подарочным изданием «Автографы. Том 2» свет увидело наиболее полное собрание стихов Егора Летова. Существенно расширенный вариант издания 2003 года включает около пятисот текстов, созданных с 1982 по 2007 гг. Переиздание подготовил к печати сам автор — незадолго до своей смерти...