источник: | http://www.km.ru/music/2c578650fe9940f4be258a78575e2761 |
дата: | 2010.12.29 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.km.ru/music/2c578650fe9940f4be258a78575e2761 |
дата: | 2010.12.29 |
издание: | Музыка KM.RU |
текст: | Денис Ступников |
фото: | |
см. также: |
Исполнитель: Гражданская Оборона
Название: «Апельсин. Электричество» (2 CD)
Стиль: Панк-рок
Год: 2010
У «Гражданской Обороны» вдосталь концертных альбомов, зафиксированных в больших залах, а качественных клубных записей — раз-два и обчелся. Прежде всего вспоминается курьезный концерт Егора Летова в питерском «Полигоне», где царит расслабленная атмосфера, а добрая половина названий песен в буклете является плодом богатой фантазии издателя. Есть еще выпущенное на CD выступление с Сергеем Летовым в «Проекте ОГИ», но этот артефакт, скорее, из области чистого искусства.
Концерт в «Апельсине» — это полноформатный электрический альбом, записанный в ходе «живого» выступления в ныне не существующем московском клубе. От прочих LIVE-пластинок он имеет одно выгодное отличие: здесь ощущается полное и безоговорочное единение музыкантов со зрителями. Если ранние концертники «ГО» отличались концептуально раздолбайской атмосферой, то в альбоме 2002 года «Свобода» (сет в кинотеатре «Улан-Батор») даже спонтанные реплики Егора Летова способствуют театрализованному отстранению от зала.
Не то в «Апельсине». «Гражданская Оборона» на пределе сил исполняет «Некрофилию» — и сразу же некий экзальтированный юноша полным обожания голосом восклицает: «ЕГОООР!!!» Музыканты отвечают взаимностью — через каких-то пару песен Летов доверительно скажет: «Недавно мы записали альбом, песни из которого еще никто не слышал. Сегодня мы вам сыграем некоторые из них». Звучит «Сияние». Её студийную версию критики небезосновательно сравнивали с песнями Эдиты Пьехи, но здесь — всё намного плотнее и суровее.
Сложно узнать также, например, «Небо как кофе» и «Реанимацию», нашпигованные вибрирующей серфовой гитарой Александра Чеснакова. Чистый сёрф, впрочем, тоже присутствует — в победной «Песне барсука», венчающей альбом. «Парадоксов друг» Егор Летов и здесь остался верен себе, представив этот бессловесный инструментал как «последнюю нашу песню на сегодняшний день».
Очевидных спадов в альбоме не найти, а среди вершин хочется выделить камерную (но с атакующей барабанной кодой) «Любо», олдскульный панк «Со скоростью мира», неуловимую «Мышеловку» и выворачивающую душу «Реанимацию». В какие-то из этих моментов «Гражданской обороне» действительно удается поймать и выразить то решающее пограничное состояние человеческой души, за которым либо вечная жизнь, либо вечная смерть.
Делится впечатлениями об альбоме писатель и телеведущий Сергей Минаев:
Был определённый период увлечения панком. Мне, кажется, определённое количество советских школьников слушали «Гражданскую оборону». «Всё идёт по Плану» на гитаре, по-моему, каждый второй умел брыньчать. Ну, это шутка, конечно, у Летова довольно сильные тексты. Человек не от мира сего, в хорошем смысле.
Считаю, что это была единственная группа, которая в чистом виде воплотила идею рок-н-ролла — т. е. безумный человек, алкоголь, наркотики, протест — всё как положено. Летов был очень интересным человеком.