источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=6350 |
дата: | 2010.12.17 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Юлия Боровинская |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.nneformat.ru/reviews/?id=6350 |
дата: | 2010.12.17 |
издание: | Наш Неформат |
текст: | Юлия Боровинская |
фото: | |
см. также: |
(c) ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, 2010
(c) авторы песен, 2010
(р) Выргород/Союз Мьюзик, 2010
Переиздание — отличный повод поговорить о любимом альбоме, уже оставившем категорию новинок, но ещё не успевшем обосноваться среди классики жанра. А «Звездопад» я люблю давно и прочно, хотя, должна признаться, всевозможные «старые песни о главном» всегда оставляли меня равнодушной — в основном, из-за абсолютной пустоты этих перепевок. Ну, пели о любви тридцать-сорок-пятьдесят лет назад, поют и сейчас, разве что чуть иными словами — толку-то ворошить старьё? Но тут ведь всё дело в том, что это за песни, кто их поёт и как.
«Звездопад» — это пристальный взгляд в ушедшую, уже незнакомую и непонятную новому поколению эпоху, попытка понять, а что же было главным в ней (нет, не согласно «официальной», пропагандистской версии), что одухотворяло её для тех, кто жил не хлебом единым.
«Звездопад» для меня, ровесницы Егора Летова — словно возвращение в далёкое детство (недаром же одна из центральных песен — это «Город Детства», да и «Каравелла», «Звездопад» и «Красный Конь» вторят ей отголосками). Ведь и я тоже когда-то, сжимая кулачки, подпевала телевизору:
А если я погибну, пусть красные отряды,
Пусть красные отряды отплатят за меня! —
свято веря в простой антагонизм идущего под красными знамёнами Добра и мирового Зла, и мне тоже казалось, что
Матушка, не плачь по сыну —
У тебя счастливый сын! —
когда речь идёт о погибшем солдате — это не кощунство, не издёвка, а высшая Правда, и я тоже верила в то, что обязательно и непременно
...счастье нас с тобой ждёт.
Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная —
Солнце взойдёт!
Легче всего сейчас нам, знающим и циничным, посмеяться над этой детской верой, да мы и посмеялись уже, в сотнях пародий вымещая оскому, набитую советским строем. И гораздо труднее — принять и понять: этот искренний пафос, этот максимализм, эта упрямая надежда во многом сделали нас, легли в самый фундамент наших душ. А ещё сложнее, почти немыслимо признаться самим в себе в том, что где-то в глубине мы до сих пор оплакиваем уход той наивности, которая делала мир таким простым, ярким и ясным. Недаром такая звериная тоска звучит в голосе Летова, тоска, выплёскивающаяся и в яростных аранжировках таких «тихих» вещей, как «Песня Красноармейца» или «На Дальней Станции Сойду», и в чеканном ритме «Белого Безмолвия» и «Я Принял Решение», и даже в единственной на весь диск лирической песне «Ветер Северный» — бесконечный плач по утерянной вере в рай, в абсолютную истину, за которую не жаль и жизнь отдать, в не-одиночество и сопричастность большому общему делу... Не вернуть, не вернуться — да и не нужно, как невозможно и не нужно возвращаться в детство, в прошлое, в иную жизнь. Лишь оглянуться, вспомнить и, возможно, разбудить в себе нечто, давно погребённое под пеплом лет — не ностальгию по «совку», но ясное осознание того, откуда мы.
И если вам, как и мне, порой «необходимо с высокой ветки в детство заглянуть...», возьмите с магазинной полки «Звездопад».
Кстати, этот альбом и взять-то в руки приятно: красочный диджипак, буклет с прекрасными фотографиями. К тому же, любителей ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ наверняка порадуют три бонуса: «Зачем Снятся Сны», спетая Натальей Чумаковой, а также концертные версии песен «Туман» (2003 год, концерт в Барнауле) и «Солнце Взойдёт» (2004 год, концерт в ДК им. Горбунова).
Юлия Боровинская