Музыканты «ГО» превратили «Коммунизм» в концертный проект
Формально «Коммунизм» считался чем-то вроде студийного сайд-проекта музыкантов «Гражданской обороны».
![2010-12-02a](../../img/press/2010/2010-12-02a.jpg)
Однако за каких-то пару лет Егору Летову, Олегу «Манагеру» Судакову и Кузе УО удалось сформировать настоящую идеологию и субкультуру. Первые альбомы «Коммунизма» — это так называемое «конкретное искусство» с минимальным авторским вмешательством. Стихи соцреалистов исполнялись под записи Оркестра Поля Мариа, цитаты из писателей Серебряного века перебивались нойзовыми импровизациями, а бесшабашные дембельские песни вдруг обнажали страшную суть бытия.
Помимо этого, «коммунисты» застолбили совершенно новый подход к песенному творчеству. Спустя годы музыканты самых разных направлений и убеждений небезуспешно сочиняли по тем же лекалам. Radiohead, повенчанный Машей Макаровой с Агнией Барто; горьковский «Буревестник» на мотив пугачевского «Айсберга» у Юрия Гальцева; «Подражание пению птиц» под запись «Hotel California» у «НОМа» — все это ведь примерно из той же оперы...
Возможность концертной реализации «Коммунизма», по понятным причинам, всегда казалась крайне сомнительной авантюрой. Однажды Егор Летов признался, что «живой» «Коммунизм» может состояться только в виде квартирника, где все песни будут исполняться под аккомпанемент виниловых пластинок, а входным билетом станет бутылка водки, которую разопьют прямо на месте. За пять дней до смерти Егора Летова Олег Манагер договорился с ним о совместном концерте в поддержку знаменитого альбома «Цыганята и я с Ильича», но сбыться этому уже было не дано...
Самый первый концерт «Коммунизма» состоялся 26 ноября 2010 года в клубе «Демократия». Уже в этом безумном сочетании читалась циничная ирония судьбы и зияла вопиющая неопределенность. Опасений действительно появлялось много: придет ли народ, будут ли музыканты выглядеть на сцене монолитно, прозвучат ли должным образом со сцены все эти необычные по конструкции песни и как все-таки обойтись без виниловых пластинок?
Очередь в клуб оказалось внушительной. Причем ее подлинный масштаб было трудно оценить из-за змеящейся верх винтовой лестницы. Четыремстам зрителям в «демократических» реалиях пришлось тесно. Выступления дожидались почти час. Олег Манагер, который взвалил на себя функцию фронтмена, во вступительном слове подчеркнул, что музыканты ни в коем случае не стремятся переплюнуть Егора Летова, а, напротив, отдают ему дань уважения. В подтверждение этих слов была тут же исполнена гаражная «Советская звезда».
За два часа музыканты прошлись по всем узловым моментам «Коммунизма». Спокойный Игорь «Джеф» Жевтун, скачущий Манагер и сосредоточенно взирающий в пюпитр Кузя Уо пели поочередно и вместе. Серфовый инструментал «А Жека уже в Гамбурге» Судаков посвятил всем российским музыкантам, отчалившим за рубеж. Не забывал Олег и о поэтической составляющей «Коммунизма», предварив «Новогодний тост» сакраментальным «Только сон приближает солдата к увольнению в запас» и сопроводив песню из фильма «Девушка без адреса» опусом «Когда идешь ты на свиданье, то выбирай короче путь...».
Джеффу достались патриотические «Песня о китайском народном добровольце» и «Фантом» (перед которым он не удержался от едкого комментария: «Песня о том, как нагнули американцев!»). Кузя выдал свой малый джентльменский набор из «Пяли Мурр», «Г...на пирога», «Про собрание сочинений Канта». Манагер старательно подбирал к ним специфические философские эпиграфы, вроде «из-за леса, из-за гор появился Кьеркегор» и «а вы читаете „Критику чистого разума“ по утрам?». Во время «Концептуализма внутри» на сцену вылез незваный губной гармошечник и буквально навязал свою партию музыкантам и зрителям.
Вообще, то, что творилось в зале, сильно напоминало атмосферу концертов «ГО» 10-летней давности. Толпу рассекали парень в семейных трусах и девушка в кружевном белье. Двое бесстыдников ни за что ни про что съездили по лицу тихому фотографу. Дабы немного охладить толпу, Манагер вынужден был объявить антракт, после которого прозвучала «Кукуруза» с аутентичными сэмплами (sic!) «Popcorn» Оркестра Поля Мариа. С нее, собственно, и начиналась история «Коммунизма», а «виниловой» концепции проекта была отдана необходимая дань.
Последний альбом «Коммунизма» — «Хроника пикирующего бомбардировщика» Олег Манагер в недавней статье назвал «пронзительным прощанием» и «высшей фазой финала». Нечто подобное случилось и на концерте в «Демократии», когда напоследок весь зал дружно затянул «Туман» под чуткий аккомпанемент музыкантов. «Коммунизм» показал свою полную жизнеспособность, отнюдь не паразитируя на чувстве ностальгии. Сейчас проект на гастролях. Очень хочется верить, что не на последних.
Денис Ступников