источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/discography/zvezdopad2010.html |
дата: | 2010.10.03 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | Алексей Коблов |
фото: | |
см. также: |
источник: | http://www.gr-oborona.ru/pub/discography/zvezdopad2010.html |
дата: | 2010.10.03 |
издание: | Официальный сайт Гражданской Обороны |
текст: | Алексей Коблов |
фото: | |
см. также: |
10 сентября исполнилось 46 лет со дня рождения Егора Летова, а 15 сентября увидела свет долгожданная вторая окончательная версия альбома «Звездопад», ставшая последней студийной работой «Гражданской Обороны».
«На всю оставшуюся жизнь» — так Егор поначалу планировал назвать альбом, в итоге получивший имя «Звездопад». Это уникальная пластинка, коллаж, в котором есть страсть и ярость, мудрость и печаль, трогательность и величие. 6 лет назад, в 2004-м и тоже 15 сентября, вышла «Долгая счастливая жизнь», альбом, обозначивший новую высоту в истории «Гражданской Обороны». Вслед за ней была «Реанимация» в 2005-м и прощальная «Зачем снятся сны» в 2007-м. Но уже после завершения работы над последней пластинкой — точнее говоря, пластинкой, СТАВШЕЙ последней — «Гражданская Оборона», дав серию концертов, продолжила студийную работу. В августе и сентябре 2007-го Егор Летов, Наталья Чумакова и Александр Чеснаков занимались пересведением и реставрацией альбома «Звездопад», и закончили этот труд 9 сентября.
«Звездопад» был записан в 2000-2001 гг., а в 2002 вышла пластинка, ныне являющаяся коллекционной редкостью, ее тираж давно закончился. Как и со многими другими альбомами Егора Летова, понимание этого произведения пришло не сразу, а уж рецензий и вовсе было до обидного мало. И сколько бы ни говорилось о том, что художник творит для вечности, а сиюминутная суета его никак не трогает, это все же неправда. Но главным стимулом для переработки записанного материала послужило вовсе не это, а собственная неудовлетворенность Егора полученным результатом. И в итоге он создаёт новую версию «Звездопада». Запись полностью пересводится, в стене звука ощутимо и мощно становятся слышны партии гитар и басса, а само звучание становится гораздо более насыщенным и плотным. Флейта в песне «Шла война» заменяется электроорганом «Роланд», а саксофон в коде «На дальней станции сойду» уступает место шквалу гитар, выведенных при пересведении до настоящего хаоса. Кроме того, добавляется один студийный трек и два live-бонуса. Два концертных трека — это «Туман» с акустического выступления Егора Летова в Барнауле в 2003-м году и «Солнце взойдет» с концерта «Гражданской Обороны» в ДК Горбунова 29 апреля 2004 года. А песня «Зачем снятся сны» с вокалом Натальи Чумаковой и клавишами Александра Владыкина (экс — «Калинов Мост») — вот это еще один настоящий сюрприз, привет с того берега, подмигивание и перекличка с тем самым последним — одноименным — альбомом. Это последняя записанная в студии песня «Обороны». Так получилось не специально, но вышло очень искренне и трогательно. Любимый прием Егора — длинные вторые части песен со всякими инструментальными и звуковыми «наворотами», напоминает здесь концовку Янкиной песни «Придет вода» с ее посмертного альбома. И все это кажется не случайным, а исполненным того самого значения, которого так сразу и не осознать. «Если все это — неправда, зачем тогда снятся сны?!».
«Звездопад» объединил в одном могучем полотне рок-андеграунд и советскую песенную традицию. Будучи сам прекрасным мелодистом, Егор собрал в альбом прекрасные песни 1960-1980-х гг. Среди их авторов — Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Вера Матвеева, Пётр Фоменко, композиторы Микаэл Таривердиев, Вениамин Баснер, Эдуард Артемьев — целое созвездие Мастеров и гениев. В первых списках, подготовленных Егором еще в 90-е, вместе с Константином Рябиновым, который тоже должен был спеть несколько песен, было много великолепного материала. Здесь «Мы вращаем землю», «Ты припомни, Россия», «Черный ворон», «Хочется жить», «И вновь продолжается бой», «Как тебя зовут», «Мой адрес — не дом и не улица», «Ты погоди», «Лесной олень», инструментальное «Возвращение бременских музыкантов», «Кто тебя выдумал, звездная страна?», «Тихий марш», «Огромное небо», «Там, за облаками», «Песня о Братске», «Песня о тревожной молодости», «Полюшко-поле», «Песня о знамени», «Дорога на Берлин» и даже песня из мультфильма «Русалочка» 1968 года на стихи Александра Галича. В итоге художник выбрал нужные полотна и краски, создав монолитный коллаж.
«Звездопад» — первая пластинка «позднего» (2000-е) периода «Гражданской Обороны» и Егора Летова, мудрого и строгого, оставившего позади и эпатаж, и прочую социальную суету. Альбом изначально задумывался большим, из двух частей, причем вторая часть должна была стать англоязычной. Вот что говорил по этому поводу сам Егор: «Звездопад» так и был задуман как диптих, одна часть которого была бы из советских песен 60х годов, а вторая — англоязычная. Могу сказать, что туда обязательно вошла песня Shocking Blue «The Long and Lonesome Road», Beatles «I’m Only Sleeping», Love «Always See Your Face», Tomorrow «Hallucinations», Byrds «Thoughts and Words», Tornadoes «Telstar»... В общем, был даже целый список. Идея эта родилась еще во время записи «Солнцеворота», то есть где-то в 95-97м году, еще с тем составом, что очень важно. «Звездопад» вышел совсем не таким, каким был задуман, потому что, например, в нем нет песни «Все еще впереди», которую должен был петь Кузьма, песни из к\ф «Король-Олень» и др. Времена меняются, меняется подход«.
У пластинки есть предыстория: она уходит корнями в «Туман» с «Хроники пикирующего бомбардировщика», перекочевавший потом в «Сто лет одиночества», в Янкины перепевки советских песен на «Коммунизмах». В историю записи песни «Зачем снятся сны» — ее много раз пытались записать в гаражном духе, откуда и взялась куча инструменталов с этим названием (они встречаются на разных студийных сессиях, начиная с 1992 года — как изданных, так и оставшихся в архивах). Но самое главное — это как Егор поет эти песни, какими неожиданными красками они играют в его исполнении. Летов умел сделать так, что песни становились словно бы его собственными. А ещё это в некоторой степени и последний альбом «Гражданской Обороны»: работа над окончательной версией «Звездопада» была завершена меньше чем за полгода до смерти Егора Летова. Наряду с прощальным полотном «Зачем снятся сны», «Звездопад» стал самой тёплой и светлой работой «Гражданской Обороны» и Егора Летова: «Это родственные, во многих из которых меня как личности больше чем в собственных, песни».
«А сегодня я воздушных шариков купил, полечу на них над расчудесной страной». Над страной, жить в которой сложно, но безумно и ужасно интересно.
Алексей Коблов, август-сентябрь 2010